Раздел 4 Органы государственной власти в Российской Федерации

Тема Общая характеристика органов государственной власти в РФ

Содержание учебного материала

Понятие и признаки органов государственной власти. Порядок формирования, реорганизация и прекращение органов государственной власти.

Методические рекомендации

Государство осуществляет свои функции при помощи государственного аппарата, определенной совокупности органов государственной власти. В сфере конституционно-правового регулирования находятся порядок образования (формирования) органов государственной власти, их система, конституционный статус, основы взаимоотношений различных звеньев государственной организации и гражданского общества.

К основным признакам государственного органа, отличающие его от других (в том числе негосударственных) органов и организаций, относятся следующие:

- орган государства осуществляет свою деятельность от имени государства, для чего он наделяется соответствующими государственно-властными полномочиями.

- деятельность органа государства всегда юридически оформлена. Она осуществляется на основании нормативного правового акта статутного характера, как правило специального положения (устава) о государственном органе.

- орган государства представляет собой относительно обособленную, самостоятельную структуру, которая занимает свое, строго определенное место в системе государственных органов и осуществляет свою деятельность по реализации соответствующей государственной функции в пределах своей компетенции.

- для осуществления возложенных на него функций и ресурсного обеспечения его деятельности, государственный орган наделяется определенными финансовыми и другими материальными средствами.

- орган государства создается в учредительном порядке (непосредственно населением, например Государственная Дума, Президент в Российской Федерации) или властным решением вышестоящего органа (правительство, министерство).

Только в совокупности все перечисленные признаки дают представление о таком понятии, как «государственный орган». Общие признаки, присущие всем государственным органам, не исключают того, что существуют специфические черты и особенности в порядке образования, структуре, характере деятельности конкретного государственного органа, обусловленные его местом и ролью в системе органов государственной власти. Классификация органов государственной власти осуществляется по различным основаниям. По источнику формирования органы государственной власти делятся на первичные и производные. Первичные - это, как правило, избираемые народом органы государственной власти. К ним относятся представительные (законодательные) органы государственной власти РФ и субъектов в составе РФ, глава государства - Президент РФ, главы субъектов Федерации. По способу формирования выделяют: выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные /представительные/ органы субъектов федерации); назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека); назначаемые в распорядительном порядке (министерства, ведомства); смешанные (Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов федерации).

Вопросы для самоконтроля

1 Охарактеризуйте признаки органов государственной власти.

2 Дайте характеристику процедуры реорганизации органов государственной власти.

3 Дайте характеристику и раскройте способы формирования органов государственной власти.

Тема Президент Российской Федерации

Содержание учебного материала

Правовой статус Президента РФ. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ. Полномочия Президента РФ. Прекращение полномочий Президента РФ.

Методические рекомендации

По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства. Термин «глава государства» не свидетельствует о появлении четвертой, основной ветви власти. Когда, тем не менее, употребляют термин «президентская власть», то это может означать только особый статус Президента в системе трех властей, наличие у него некоторых собственных полномочий и комплексный характер его разнообразных прав и обязанностей во взаимодействии с двумя другими властями, но в основном — с исполнительной властью.

Президент РФ обладает широкими полномочиями в различных сферах государственной жизни. В одних случаях эти полномочия носят прерогативный характер, т. е. принадлежат исключительно ему, в других - соприкасаются с полномочиями других органов государственной власти, способствуя решению вопросов во взаимодействии на основе принципа разделения властей. Совокупность президентских полномочий сбалансирована с полномочиями других органов государственной власти, образуя систему сотрудничества и взаимных противовесов в целях недопущения односторонних авторитарных решений. Конституционный статус главы государства предполагает наличие специфических для этого органа прав и обязанностей во взаимодействии с другими властями, делающими президента ключевой фигурой во властных структурах государства. Это проявляется прежде всего в прерогативе Президента РФ определять в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами основные направления внутренней и внешней политики государства (ч. 3 ст. 80 Конституции РФ), принимать меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ), приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или на­рушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85). Наделение Президента РФ такими обширными полномочиями обусловлено тем, что он выступает как гарант незыблемости Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Особый статус главы государства проявляется в том, что он обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции).

Процедура выборов Президента в настоящее время регламентируется:

1 Конституцией РФ (ст.ст. 81,82)

2 ФЗ «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 года (в ред. от 04.10.2011г.) N 19-ФЗ

3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002г. (в ред. от 04.10.2011г.) №67-ФЗ (далее по тексту ФЗ об основных гарантиях)

Президент избирается сроком на 6 лет (с 2012 года). Первый Президент РФ был избран на 5 лет, с 1996 до 2012 года Президент избирался сроком на 4 года.

Занимать должность Президента нельзя более двух сроков подряд.

Цензы (или требования) предъявляемые к кандидатам:

-гражданство РФ. Не может быть избран гражданин РФ, обладающий двойным гражданством либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

-возраст не моложе 35 лет. Определяется по дате рождения, указанной в паспорте. Верхнего возрастного предела не установлено (ранее было 65 лет).

-постоянное проживание в Российской Федерации не менее 10 лет (данный ценз в Конституции РФ не конкретизируется).

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. Выборы проводятся на основе мажоритарной избирательной системы.

Выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Днем голосования на выборах Президента РФ является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РФ. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

В случае досрочного прекращения полномочий Президента РФ Совет Федерации назначает выборы не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий.

Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнений.

Если Совет Федерации не назначит выборы Президента РФ в указанные сроки они назначаются и проводятся ЦИК РФ.

Списки избирателей составляются отдельно по каждому избирательному участку не позднее, чем за 21 день до дня голосования.

Президент РФ прекращает свои полномочия в случае:

1 Принесения присяги вновь избранным Президентом

2 Смерти

3 Отставки

4 Стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия

5 Отрешения от должности

Отставка – это добровольный уход Президента со своего поста. Решение принимается самим Президентом.

Отрешение от должности – юридическая процедура привлечения Президента РФ к конституционно-правовой ответственности.

Предложение о выдвижении обвинения против Президента может быть внесено по инициативе не менее 1/3 депутатов Государственной Думы. Предложение должно быть мотивировано – обвинение в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления. Затем формируется специальная комиссия Государственной Думы для рассмотрения данной инициативе. После чего вопрос выносится на рассмотрение Государственной Думы, которая принимает решение о выдвижении обвинения против Президента 2/3 от общего числа депутатов.

Затем принятое решение передается в Совет Федерации, который направляет документы в Верховный Суд РФ для заключения о наличиях в действиях Президента признаков состава преступления (материальная экспертиза). После этого Совет Федерации направляет документы в Конституционный Суд для заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения (формальная экспертиза).

После экспертиз вопрос рассматривается Советом Федерации. Решение об отрешении президента принимается 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации.

Процедура рассмотрения данного вопроса в задействованных органах власти прописана в их регламентах.

На всю процедуру от выдвижения до принятия окончательного решения отводится 3 месяца. Срок присекательный.

Вопросы для самоконтроля

1 Охарактеризуйте полномочия Президента в области внешней политики.

2 Охарактеризуйте правовой статус Президента в отставке.

3 Перечислите основания отказа от регистрации лица в качестве кандидата на выборах Президента РФ.

Самостоятельное изучение тем:

Наши рекомендации