Консерватизм в современном мире: кризис или возрождение?
Камалудин ГАДЖИЕВ
В яатье дается анализ факторов и процессов переоценки ряда ключевых ценностей и установок консерватизма в совре-•di-iHOM мире. Основное внимание концентрируется на таких его течениях, как неоконсерватизм и идеологии «новых
|ИВЫХ».
me paper analyzes the factors and processes of revaluation of key values of conservatism in the modern world. The main atten-:' is focused on some of its directions: such as neo-conservatism and ideologies of the «new rights-wingers».
Ключевые слова:
осерватизм, традиционный консерватизм, неоконсерватизм, «новые правые», впасть, государство; conservatism, tradi-aena/ conservatism, neo-conservatism, «new right-wingers», power, state.
К |
онсерватизм — это не просто политическая программа той или иной партии или политический принцип, а система воззрений в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентации и установок, который не всегда ассоциируется с конкретными политическими партиями. Все варианты современного консерватизма как на национальном, так и на международном уровне объединены определенным комплексом концепций, идей, принципов, идеалов, в совокупности составляющих течение консерватизма как самостоятельного типа западной общественно-политической мысли. В то же время при близком рассмотрении между отдельными национальными вариантами современного консерватизма, да и внутри этих последних обнаруживается весьма причудливое разнообразие оттенков, переходных ступеней, расхождений и т.д. Не случайно в западной литературе существует разнобой в мнениях относительно вычленения и характеристики консерватизма: в нем, как правило, выделяют 4, 5, 7, а то и более течений или направлений. В целом, в большинстве национальных вариантов современного консерватизма можно выделить неоконсерваторов, «новых правых», традиционалистских или патерналистских консерваторов.
При этом следует отметить, что сближение позиций отдельных группировок «новых правых» и неоконсерваторов в ряде стран по целому комплексу вопросов, связанных с социально-экономической сферой и ролью государства в ней, заходит настолько далеко, что их, как правило, объединяют в так называемое радикалистское течение консерватизма, под которым подразумеваются, прежде всего, рейганизм в США и тэтчеризм в Англии, установки которых в том или ином сочетании были заимствованы «неоправыми» и неоконсерваторами Западной Европы. Их позиции, ценности и принципы нашли отражение в установках так называемого Вашингтонского консенсуса, который пользовался довольно заметным влиянием в 1990-х — начале нулевых годов.
Верно, что апелляция к принципам свободного рынка и свободной конкуренции, критика государственного вмешательства, «государства благосостояния», социальных реформ и т.д. характерны для программных выступлений многих ведущих государственных и политических деятелей Запада консервативной ориентации. При всем том представители большинства консервативных политических сил, учитывая изменения, происшедшие за последние десятилетия в структуре капитализма, сознают невозможность демонтажа механизмов государственного регулирования и возврата к системе,
основанной всецело на принципах свободного рынка и неограниченной конкуренции. Это особенно наглядно обнаруживается при анализе их позиций в отношении программ социальной помощи, являющихся одним из важнейших объектов критики консервативного лагеря.
По мнению «неоправых» и неоконсерваторов, чрезмерно разросшиеся программы социальной помощи «государства благосостояния» разрушают сам принцип опоры каждого человека на собственные силы и воспитывают в людях иждивенческие настроения. Но вместе с тем большинство консерваторов выступают за сохранение с теми или иными модификациями государства благосостояния. Как отмечал, например, американский неоконсерватор И. Кристол, неоконсерватизм — это «не развитие в стиле laissez-faire, его цель — консервативное государство благосостояния»1. А известный американский консервативный публицист Дж. Уилл даже написал статью под характерным названием «В защиту государства благосостояния»2. Немецкий исследователь Р. Зааге пытался обосновать идею «этатистского неоконсерватизма»3.
Приступая к анализу собственно консервативного пласта современной западной общественно-политической мысли, следует отметить, что между «неоправыми» (особенно если отсечь от них крайне правых радикалов и другие экстремистские группировки) и неоконсерваторами, объединяемыми в «радикалистское» течение, весьма трудно провести сколько-нибудь четкую границу, определить тот рубеж, с которого начинается традиционалистский вариант консерватизма. Этим объясняется тот факт, что в западной литературе наблюдается значительный разнобой по вопросу о включении тех или иных исследователей или политических деятелей в одно из названных течений: например, куда отнести, прежде всего, Р. Рейгана, М. Тэтчер, Г. Коля, которых одни авторы называют неоконсерваторами, другие — «новыми правыми», а первых двух зачастую — радикалами? Американских политологов и социологов С. Хантингтона и Р. Нисбета одни причисляют к неоконсер-
1 Commentary, February 1984, р.45.
2 The New Republic, May 1983, p. 20.
3 R. Saage. Rukker zur starken Staat Studien iiber Konservatismus, Faschismus und Demokratie. —Frankfort a. M., 1983, s. 134.
ваторам, а другие — к традиционалистским консерваторам, а Д. Белл, СМ. Липсет и Н. Глейзер, оспаривая позицию тех, кто считает их неоконсерваторами, называют себя либералами. В ФРГ имена Б. Вильмса, А. Молера, Г. Рормозера и др. фигурируют в числе то «новых правых», то традиционалистов, то правых консерваторов. Таких примеров можно привести множество.
В целом же часть неоконсерваторов по политическому происхождению — бывшие либералы или даже социал-демократы. И действительно, Г.-К. Кальтенбруннер вышел из леволиберальных кругов, Г. Машке в конце 60-х гг. увлекался идеями студенческого самоуправления, X. Люббе и А. Шван — тоже бывшие социал-демократы. Большинство американских неоконсерваторов — социал-демократы и перебежчики из либерального лагеря. Что же касается «новых правых», то их идейно-политические ориентации, установки и ценности сформировались на стыке правого радикализма, традиционалистского консерватизма и неоконсерватизма. У них установки и ориентации современного консерватизма выражены в заостренной, жесткой, бескомпромиссной, доведенной до логического конца форме. Другими словами, расхождения между неоконсерваторами и «новыми правыми» зачастую лежат не столько в плоскости основных исходных принципов, сколько в степени упора, концентрации внимания на тех или иных их аспектах. Поэтому дальше они анализируются в едином блоке (разумеется, когда это необходимо, учитываются существующие между ними расхождения).
Прежде всего, в чем же состоит новизна неоконсерваторов и «новых правых»? Как правило, в качестве одного из важнейших элементов консерватизма рассматривается неприятие или неприязнь идеологий, идей, теорий и т.д. Как писал, например, известный американский поэт и историк консервативной ориентации Р. Вирек, консервативное мышление носит «антитеоретический» характер, в то время как либеральное мышление рационалистично и целенаправленно конструирует разного рода абстрактные схемы, в соответствии с которыми пытается переустроить общество4. Однако это лишь одно измерение консерватизма. Дело в том,
4 Viereck P. Conservatism Revisited. — N.Y., 1962, p. 100. 65
что сам консерватизм — не что иное, как идейно-политическое течение, течение общественно-политической мысли, комплекс идей, концепций, принципов и т.д. В действительности, когда говорят об «антиидеологичности» и «антитеоретичности» консерваторов, по сути дела имеется в виду не то, что у них вообще нет идей и теорий, а то, что они отдают предпочтение прагматизму, оппортунизму, компромиссу перед абстрактными схемами.
В этом направлении в 70-х—90-х гг. минувшего века произошли существенные сдвиги. Устами одного из лидеров американского неоконсерватизма И. Кристола консерваторы заявили, что «неидеологическая политика — это безоружная политика»1. Как утверждал один из руководителей французских «новых правых» А. де Бенуа, «захват власти совершается не только благодаря политическому выступлению, посредством которого овладевают государственным аппаратом, но и благодаря долгосрочной идеологической подготовительной работе в гражданском обществе». Исходя из таких установок, консерваторы поставили задачу идеологического перевооружения стратегии. Так, характеризуя положение дел в Великобритании с этой точки зрения, английский публицист Д. Уотсон писал: «Впервые со времен Дизраэли британский консерватизм охвачен идеологической лихорадкой»2. Идеологизация или реидеологизация данного варианта консерватизма выражается в защите его представителями принципов отношений свободного рынка, индивидуализма, свободной конкуренции, в критике государственного вмешательства, государства благосостояния, социальных реформ и т. д.
Традиционно консерватизм отождествлялся с защитой статус-кво, существующих в каждый конкретный исторический период институтов, социальных структур, ценностей и т. д. В действительности же консерватор не мог игнорировать все без исключения изменения. Бёрковскому стандарту государственного деятеля, как говорил сам отец-основатель английского консерватизма Э. Бёрк, отвечали «предрасположенность к сохранению и способность к улучшению, взятые вместе». Даже
1 Commentary, February 1984, p. 45.
2 Watson G. The Idea of Liberalism: Studies for a
New Map of Politics. - L., 1984, p. 46.
у Ж. де Местра, о котором у нас сложилось представление как о решительном и бескомпромиссном защитнике феодальных и абсолютистских порядков, монархические и клерикальные взгляды уживались с определенной долей терпимости в религии и признанием неизбежности перемен. Он считал изменение «неизбежным признаком жизни». Более того, де Местр признавал факт эрозии старого порядка и неизбежность Великой французской революции3.
Такой подход присущ и большинству современных консерваторов. Как отмечает, например, один из видных деятелей консервативной партии Великобритании Ф. Пим, консерватизм выступает за медленные и постепенные изменения, имеющие целью сохранение всего хорошего и исправление дурного. Например, в трактовке роли государства в различных сферах общественной жизни позиции консерваторов изменяются в зависимости от конкретных обстоятельств. С изменением наличных структур изменяется и содержание консерватизма. Причем, как справедливо отмечал Б. Гудвин, «консерватизм — это своеобразный идеологический хамелеон, поскольку его облик зависит от природы его врага»4. Иначе говоря, важнейшие положения консерватизма складывались и эволюционировали в качестве ответной реакции на изменения в противостоящих ему идейно-политических течениях. Он носил вторичный по отношению к либерализму, различным формам буржуазного и социального реформизма, а также левого радикализма характер. С этой точки зрения идеологические и социально-философские конструкции консерватизма характеризуются эклектизмом и прагматизмом. Это определяло и другие важные его особенности — поливариантность и противоречивость, доходящие порой до прямой конфронтации и несовместимости отдельных составных элементов.
Самое, казалось бы, парадоксальное в нынешнем консервативном ренессансе состоит в том, что консерваторы выступают инициаторами перемен. Разгадка их успеха сначала в Англии и США, а затем в ФРГ, Франции и других странах в значительной степени кроется в том,
3 Konservatismus International. — Stuttgart, 1973,s. 269.
4 Goodwin R. The American Condition. — Garden City, 1974, p. 123.
что они предложили перемены в момент, когда большинство избирателей желало перемен. Показательно, что лейтмотивом предвыборных платформ большинства консервативных партий стало обещание перемен. Лексикон консерваторов изобилует такими понятиями, как «поворот», «перемена», «переоценка», «новая ориентация», «обновление» и т.д.
Особенность неоконсерватизма состоит также в том, что из противников научно-технического прогресса они превратились в убежденных его сторонников. Так, тесно связывая с научно-техническим прогрессом изменения в различных сферах общественной жизни, французские «неоправые» претендовали на то, чтобы «подготовить почву для революции XXI в., которая соединила бы древнейшее духовное наследие с самой передовой технологией.
И наоборот, антисциентизм, в отличие от прежних его форм, которые, как правило, возникали в рамках философского иррационализма, в нынешних условиях характеризуется не «правой» или «консервативной» ориентацией, а, наоборот, «левой» ориентацией. Еще представители франкфуртской школы как бы «отняли» антисциентизм у правых и интегрировали в идейно-политические и социально-философские конструкции левых сил. Сложилась ситуация, при которой апелляция к науке как средству решения стоящих перед обществом проблем стала рассматриваться как защита статус-кво и тем самым как выражение политического консерватизма, в то время как по-своему толкуемый антисциентизм стал лозунгом отдельных левых и либеральных группировок, выступающих под лозунгом преобразования существующей системы на основе принципа «меньше — это лучше», постматериальных ценностей и т.д. Другими словами, в оценке научно-технического прогресса и сциентизма консерватизм и либерализм (левый либерализм), а также левые, по крайней мере отдельные группировки их приверженцев, как бы поменялись местами.
Собственно говоря, новое у «новых правых» и неоконсерваторов в значительной степени состоит в том, что они делают упор на социокультурные и религиозные проблемы, на религиозное и культурное отчуждение. Как утверждает П. Вьяль, буржуазное потребительское общество, в котором вся система ценностей строится на экономике, оставляет людей в состоянии духовной нищеты1. Исходя из аналогичного тезиса, идеолог американских «неоправых» П. Уэйрич подчеркивает: «Сама суть нового правого — это основанный на морали консерватизм». «Наши лозунги основываются не на экономической теории, а на религиозных взглядах», — утверждает он2.
Религиозный и социокультурный традиционализм часто идут рука об руку с социально-философским и идейно-политическим консерватизмом. Религия всегда служила источником традиционных ценностей. В конце концов, религия тесно связана с культурной традицией как часть образа жизни в целом. Когда этот образ жизни подвергается опасности, его религиозные и моральные компоненты оказываются опорными пунктами защиты существующей системы и привычного образа жизни. Интерес неоправых и неоконсерваторов к социокультурным и морально-этическим проблемам не случаен, а имеет под собой реальную основу. Если совсем недавно проблематика культуры представляла собой как бы неотчуждаемую собственность философии культуры или в лучшем случае — философии истории, то в последние десятилетия она приобрела социологическое и политологическое измерение, обнаружив органическую связь с социально - экономическими проблемами. Поэтому не удивительно, что известный американский социолог Д. Белл пытался объяснить суть конфликтов в современном западном обществе «культурными противоречиями капитализма». Белл отдает приоритет политике перед социальной структурой и культуре — перед политикой, поскольку, по его мнению, именно культура самым непосредственным образом связана с ценностями и идеалами, которые в конечном итоге формируют историю. Культура определяет социальное и политическое поведение, и поэтому основа современных конфликтов — в «культурных противоречиях капитализма».
Придавая первостепенное значение культуре в качестве системообразующей категории, одну из своих главных целей «неоправые» видят в ликвидации «монополии левых в области культуры» и
1 Vial P. Pour une renaissance culturelle. - P., 1979, p. 15.2 Weyrich P. On the New Right. - N.Y., 1982, p. 8.
завоевании «культурной власти над обще-пгвом», считая это необходимой пред-ссылкой для завоевания политической зласти. Как писал, например, А. де Бенуа, • нельзя овладеть политической властью без предварительного завоевания куль-"рной власти»1. Примечательно, что они
язывают свою стратегию «правым грам-шизмом».
В целом, для «неоправых» и неокон-:ерваторов характерно амбивалентное отношение к государству. С одной стороны, в глазах консерваторов государево — это источник и защитник закона и v[opaли. Без сильного государства общество может оказаться во власти анархии. Лля них характерно позитивное, зачастую авторитарное отношение к государству, -:то, в свою очередь, предполагает или порождает антииндивидуализм. С другой стороны, сильное государство может оказаться инструментом подавления инди-
лдуальной свободы. Поэтому теоретики неоконсерватизма и «новых правых» постоянно подчеркивают «важность ассоциаций людей, меньших по размеру, чем государство». Они настойчиво приводят доводы и аргументы в пользу восстановления традиционных ценностей и идеалов с акцентом на семью, общину, церковь и другие промежуточные институты, в кото-рых, как считает У. Вальдгрейв, единство гжду различными компонентами осуществляется родственными, географическими, экономическими, культурными или иными узами, обеспечивающими преемственность материальных и духовых ценностей.
При необходимости выбора между инди-зидом и обществом значительная часть консерваторов ставит на 1-е место обще-:тво. По их мнению, последнее, будучи значительно шире правительства, истори-
гски, этически и логически выше отдельного индивида. Права отдельного человека носят одновременно и естественный, и социальный характер: естественный, потому что принадлежат человеку, созданному Богом в качестве части великого плана природы, а социальный, потому что человек может пользоваться этими пра-зами лишь в организованном обществе. Правительство является политическим
1 Benoist A., de. Vu de droite. - P., 1977, p. 452.
орудием общества, призванным обеспечить и защитить естественные права человека, а стабильная и эффективная экономика — это слияние индивидуального предпринимательства, групповой кооперации и правительственного регулирования.
Для приверженцев традиционалистского или патерналистского консерватизма характерен больший, чем у «новых правых» и неоконсерваторов упор на традицию, тесно привязанную к религии. При этом, если американские «новые правые» отдают предпочтение модернизированным формам вероисповедания через так называемые электронные церкви, их европейские единомышленники выступают вообще за отказ от иудео-христианской традиции и возрождение язычества, а неоконсерваторы, по крайней мере значительная их часть, являются приверженцами либеральных церквей, или же деистами, то традиционалистские консерваторы склонны в большей степени поддерживать католицизм и протестантизм в их традиционных ипостасях. У них под традицией подразумеваются универсальные, трансцендентные ценности и принципы, которые пронизаны религиозным духом. Отказ от этих ценностей и принципов рассматривается ими как главная причина всех негативных явлений в современном обществе.
Консерваторы в значительной степени правы, рассматривая власть и необходимость подчинения дисциплине как важный атрибут государственности. И действительно, где нет дисциплины, закона и порядка, тамнельзя говорить об эффективности и дееспособности государственно-политических институтов, об их полной легитимности в глазах основных категорий населения. В современных условиях позиции консерваторов по данному кругу вопросов приобретают дополнительную значимость, что в глазах части населения увеличивает их притягательность. Тем более что представители почти всех национальных вариаций консерватизма пытаются привести новые аргументы в пользу традиционного для него синтеза индивидуализма и авторитета государства, индивидуальной свободы и всеобщей воли.
Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ - проект № 12-03-00599.