Священномученик леонид прендкович

священномученик леонид прендкович - student2.ru
Протоиерей Леонид Прендкович. Москва. Тюрьма НКВД. 1937 год

Память 30 сентября / 13 октября, в Соборе новомучеников и исповедников Российских.

Родился 22 марта / 4 апреля 1874 года в Москве в семье священника Александра Прендковича. Родители его умерли рано, и Леонид с братом Иваном жили и воспитывались в семье старшей сестры Варвары, которая была замужем за служившим в одном из московских храмов священником о.Александром Харитоновым. Отец Александр воспитал братьев Леонида и Ивана и определил их в семинарию.

В 1899 году окончил Московскую духовную семинарию, а через год — курс Московского епархиального училища иконописания.

С 26 октября / 8 ноября 1899 по 2 / 15 июня 1900 года служил учителем Троице-Ратмановской церковно-приходской школы Богородского уезда, откуда был перемещен на должность законоучителя в Юркинскую церковно-приходскую школу и затем 4 / 17 января 1902 года — на должность учителя в Верейскую городскую церковно-приходскую школу.

К этому времени познакомился со своей будущей женой, Анастасией. Она заканчивала институт благородных девиц в Москве, куда ее определил дядя, занимавший должность инспектора подобного рода институтов. Не имея своих детей, он заботился о воспитании и образовании детей своей сестры. Анастасия была дочерью священника Петра Соколова, который служил в Богоявленском храме в городе Верее[67]. По окончании института Анастасия Петровна вернулась в Верею и обвенчалась с Леонидом Александровичем. Впоследствии у них родилось пятеро детей.

В 1903 году был рукоположен во священника к Богоявленскому храму в городе Верее, а после смерти тестя был назначен настоятелем этого храма. Одновременно продолжал служить законоучителем в Верейских училищах: в пригородном министерском двухклассном училище (с 1907 по 1913), в низшей ремесленной школе и в двухклассном приходском женском училище (с 1913 по 1918).

С сентября 1904 года состоял членом Верейского отделения Кирилло-Мефодиевского Братства, а с марта 1911 года — товарищем председателя Верейского отдела Братства Воскресения Христова.

В январе 1913 года отец Леонид был назначен лектором и заведующим Верейских народных катехизаторских курсов.

С 1910 по 1914 год он был членом благочиннического совета 1-го округа Верейского уезда, а с 1914 года — духовником священно-церковнослужителей 1-го округа Верейского уезда.

Не позднее 1910 года был возведен в сан протоиерея.

В октябре 1918 года[68] во время крестьянского восстания в селе Вышгороде отец Леонид был арестован Верейским исполкомом и некоторое время находился в заключении в качестве заложника.

После освобождения служил в храме Космы и Дамиана села Заречье Верейского уезда. В приходе отца Леонида было 10 домов евангелистов, в которых о. Леонид и о. Петр Пушкинский проводили беседы-диспуты.

Знавшие отца Леонида вспоминали о нем как о человеке необыкновенно добром. Он был противником применения строгих мер даже в воспитательных целях и никогда не повышал голоса. Как ни тяжело было жить, он никогда не устанавливал цен на требы, и верующие давали кто сколько мог. В любое время дня и ночи его могли позвать пособоровать или причастить больного, и, хотя он был человеком слабого здоровья, безотказно собирался и шел.

Отец Леонид всегда ходил по городу в рясе, и во время проводимых государством антирелигиозных кампаний

мальчишки выкрикивали ему вслед разные прозвища и бросали камни. Власти реквизировали часть его дома и имущества. Прихожане любили священника и старались ему помочь, но, боясь властей, делали это тайно. Так, они в складчину купили корову и сено для нее и привели ее ночью к дому священника. В голодное время, благодаря ей, священник и его семья выжили.

В начале 1937 года отца Леонида вызвали в НКВД и предложили поступить на службу осведомителем. При этом ему пригрозили, что в случае несогласия его арестуют. Отец Леонид сказал в ответ: «Я не способен такими вещами заниматься, можете меня оставить здесь». В тот раз его отпустили, но через некоторое время, 8 сентября 1937 года, он был арестован и заключен в тюрьму в городе Можайске.

— Следствие располагает материалами, что вы являетесь участником контрреволюционной группировки. Подтверждаете вы это? — спросил следователь.

— Такой группировки у нас в городе Верее нет, и участником ее я не являюсь.

— Следствием также установлено, что вы в вашем доме собирали нелегальные собрания.

— Никаких нелегальных собраний у меня не было, но Пушкинский и Серебренников ко мне иногда заходили.

— Когда к вам заходили Серебренников и Пушкинский, вы вели между собой контрреволюционные разговоры?

— Нет, мы разговаривали только на религиозные и семейные темы.

— Вы говорили: «я коммунистам не сочувствую и денег добровольно давать не хочу»?

— Нет, я этого не говорил, я не подписался на заём потому, что у меня не было денег в момент подписки.

— Вы все говорите неверно. Вы систематически вели контрреволюционную агитацию и участвовали в контрреволюционной группировке. Следствием это установлено, и мы требуем дать правильный ответ.

— Я говорил все правильно и от дальнейших ответов отказываюсь.

7 октября 1937 года был приговорен к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере ("Дело протоиерея Петра Пушкинского и др. Московская о., 1937г." ).

Отца Леонида отправили на лесоразработки, откуда он написал, что живет хорошо, целый день на воздухе, в лесу, «а я к такой жизни привычный».

13 октября 1938 года умер в заключении.

В 1989 году реабилитирован Прокуратурой Московской области по 1937 году репрессий.

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 для общецерковного почитания.

Награды

  • серебряная медаль на Александровской и двойной Владимирской лентах ( в память 25-летия существования церковно-приходских школ)
  • набедренник (1907)
  • фиолетовая скуфия (1913)

Литература

  • Дамаскин (Орловский), игум. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн.6. С.225-229.

Использованные материалы

  • Дамаскин (Орловский), игум. Священномученик Леонид (Прендкович):
    • http://kotlovka.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1627
  • БД ПСТГУ "Новомученики и исповедники Русской Православной Церкви XX века"
    • http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/ans/m/?HYZ9EJxGHoxITY...1U*

События дня.

Вечерня и утреня.

Накануне я был на службе в Свято-Успенском соборе, где была совершена вседневная вечерня и утреня с полиелеем – в честь святителя Михаила, первого митрополита Киевского. Служил о.Андрей Трофимов. Отмечу, что величание праздника пел хор.

Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

Литургия.

В сам день я также был в соборе, где службу совершал о.Андрей Трофимов. Народу было совсем мало.

Чтения литургия. Сначала – рядовые и отрывок из послания апостола Павла к Эфесянам: 1Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, 2со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, 3стараясь сохранять единство духа в союзе мира.

4Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; 5один Господь, одна вера, одно крещение, 6один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

7Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова.

8Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам.

9А "восшел" что́ означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?

10Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все.

11И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, 12к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, 13доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; 14дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, 15но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, 16из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви.

17Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего, 18будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их.

19Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.

20Но вы не так познали Христа; 21потому что вы слышали о Нем и в Нем научились,- так как истина во Иисусе,- 22отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23а обновиться духом ума вашего 24и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины.

25Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу.

26Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; 27и не давайте места диаволу.

28Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять

нуждающемуся.

29Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно

доставляло благодать слушающим.

30И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления.

31Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

Апостол пишет о дарах Духа Божия, поставившего апостолов и их преемников – епископов и священников для проповеди и наставления верных, дабы утвердить их в вере, чтобы те не увлекались всяким ветром всевозможных лжеучений. Этих последних чрезвычайно много и им и призваны противостоять пастыри, поставленные Церковью. Дух же века сего, жаждущий погубить как можно больше людей, понятно, не терпит это слово истины и всячески провитися этой проповеди, начиная от злословия на духовенство и кончая открытыми гонениями. Но верные Божии призваны следовать за Христом, не уклоняясь во зло и не уподобляясь людям, не знающим Бога. Если же мы творим все те дела, что и эти несчастные неверующие или верующие в ложь, то горе нам….. Именно от этого сторониться и призывает нас с вами апостол….

Евангелие (от Луки): 12В те дни взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу.

13Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал Апостолами: 14Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, 15Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, 16Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем.

17И, сойдя с ними, стал Он на ровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, 18которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись.

19И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

20И Он, возведя очи Свои на учеников Своих, говорил: Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие.

21Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь.

22Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас, и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого.

23Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их.

24Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение.

25Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете.

26Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их.

Описание того, как Господь избирает из своих учеников 12 самых ближайших, а в их числе и Иуду Искариота, который станет орудием, через которое Господь взойдет на Крест. Прочие же станут основой будущей Церкви. Но нельзя думать, будто Господь уготовал сего предателя к тому, чтобы он удавился. Господь знал, что это может произойти, но заранее предупреждал своего ученика, но…. тот не послушал, предпочтя слушать владеющий им дух сребролюбия, а через него – врага рода человеческого, через него овладевшего им. Впрочем, у него и тогда был выбор, ибо отрекшийся Петр раскаялся и был принят, сей же Иуда не поверил, что раскаявшись, будет принят, а потому и покончил с собой, самого себя предав во власть духов злобы. Покаяние же Петра было принято, и он был восстановлен в своем звании….

И чтения праздника святителя Михаила. Отрывок из послания апостола Павла к евреям: 11Итак, если бы совершенство достигалось посредством левитского священства,- ибо с ним сопряжен закон народа,- то какая бы еще нужда была восставать иному священнику по чину Мелхиседека, а не по чину Аарона именоваться?

12Потому что с переменою священства необходимо быть перемене и закона.

13Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику.

14Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства.

15И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, 16Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей.

17Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

18Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, 19ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу.

20И как сие было не без клятвы,- 21ибо те были священниками без клятвы, а Сей с клятвою, потому что о Нем сказано: клялся Господь, и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека,- 22то лучшего завета поручителем соделался Иисус.

23Притом тех священников было много, потому что смерть не допускала пребывать одному; 24а Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, 25посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них.

26Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, 27Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил

это однажды, принеся в жертву Себя Самого.

28Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после

закона, поставило Сына, на веки совершенного.

Глава 8.

1Главное же в том, о чем говорим, есть то: мы имеем такого Первосвященника, Который воссел одесную престола величия на небесах 2и есть священнодействователь святилища и скинии истинной, которую воздвиг Господь, а не человек.

Евангелие (от Иоанна): 1Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; 2а входящий дверью есть пастырь овцам.

3Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их.

4И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его.

5За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса.

6Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им.

7Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам.

8Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их.

9Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.

10Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.

11Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.

12А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.

13А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах.

14Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня.

15Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец.

16Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь.

17Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее.

18Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего.

После службы о.Андрей поздравил всех с праздником, после чего говорил на тему нынешнего праздничного Евангелия. «Можем ли мы называться паствой Христовой?» - Говорил он, рассуждая на тему слов Христа, которые Он говорил, называя Себя пастырем добрым. Называться христианином мало, ибо крестившийся – дал обет сочетаться Христу, взяв, таким образом, на себя иго Христово. Но несет ли он его на самом деле или он только обещал это делать при крещении – это определяет будущую участь его. Овцы Христовы идут за Пастырем своим, как сказал Господь, если же кто не следует за Ним, то тот и не входит в стадо Христово. Простые критерии, но точные…. Итак, да последуем по пути, указанному Христом для спасения нашего….

Наши рекомендации