Понятие и виды правовых актов
Среди правовых средств наиболее важное место занимают правовые акты, регулирующие правовые отношения. Правовые акты делятся на нормативные акты и акты индивидуального характера (акты применения права, правоприменительные акты):
а) правовые нормативные акты – это официальные документ, принятые уполномоченным государственным органом и обладающий такими свойствами, как общеобязательность, неоднократность и непрерывность действия (применения) и распространенностью на определенный круг лиц, имеющий особую письменную форму (в частности, таковым можно считать Закон «Об образовании», устав Московской области или устав Университета); для всех нормативных актов характерна строгая формальная определенность (логическая структура, последовательность частей и др.);
б) акт индивидуального характера – это правовой акт, содержащий властное предписание, имеющее индивидально-направленный характер, действующее однократно и изданный компетентным органом в результате решения конкретного дела (решение суда о лишении свободы гражданина Н.; решение инспектора ГИБДД-ГАИ о наложении штрафа за нарушение водителем скоростного режима на дороге, Указ Президента о награждении гражданина Л. государственной наградой и др.). Таким образом, правоприменительные акты – это персонифицированное правовое воздействие на участников общественных отношений в реальной жизненной ситуации.
Правовые нормативные акты также можно классифицировать на различные группы по их юридической силе, а также в зависимости от субъекта правотворчества. В первом случае необходимо говорить о законах и подзаконных актах, а во втором – об актах, принятых населением на референдумах, а также изданных органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами.
Понятие и признаки закона
Закон – это официальный правовой нормативный акт, принятый непосредственно народом в ходе всенародного голосования (на референдуме) или законодательным (представительным) органом государственной власти путем сложной и строго регламентированной процедуры, подписанный главой государства.
Основными признаками закона как правового акта являются:
· высшая юридическая сила в национальной системе права;
· выражает волю населения (народа) непосредственно или через законодательный (представительный) орган государственной власти;
· может иметь прямое и опосредованное действие;
· обладает, как правило, сложной структурой;
· регулирует, как правило, наиболее важные сферы общественных отношений или по крайней мере касается защиты должностных лиц, обладающих высоким конституционно-правовым или административно-правовым статусом;
· конкретизация его положений в основном предполагает принятие подзаконных актов, без которых, как правило. закон не сможет эффективно применяться.
Правотворчество иногда рождает законы, которые обладают признаками и правоприменительного, и нормативного актов, например, федеральные законы о содержании родственников конкретного погибшего депутата. Они носят индивидуальный характер, но приняты законодательным органом, на их основе семья погибшего получает в течение определенного времени пособие.
Классификация законов
Законы можно классифицировать по различным основаниям:
1) по юридической силе:
а) Конституция (от лат. constitutio – устройство, установление) – это основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти. характер отношений гражданина и государства; равную с конституциями юридическую силу имеют ратифицированные международные договоры и конвенции;
б) федеральные конституционные законы (в отдельных страна они могут иметь название органических законов, как, например, в Испании) – это законы, регулирующие важнейшие правоотношения и защищающие права и свободы граждан; принятие таких законов предусмотрено, как правило, в конституции и являются ее продолжением.
Различают два вида таких законов:
· законы, непосредственно направленные на дополнение или изменение действующей конституции; после принятия такие законы включаются в текст конституции и занимают в ней место в виде отдельной главы, статьи, нормы;
· законы, направленные на дальнейшее развитие конституционных норм и выполняющие задачи, намеченные конституцией; после принятия такие законы действуют самостоятельно;
в) законы, принимаемые парламентами в обычном порядке – это правовые акты, регулирующие наиболее важные сферы жизнедеятельности общества и государства; среди таких актов представляется необходимым выделять особо значимые законы (например, Гражданский кодекс РФ), которые являются базовыми для принятия других законов (в частности, закона «О некоммерческих организациях», «О государственной регистрации юридических лиц» и др.).
В федеративных государствах также выделяются законы федеральные (общегосударственные) и субъектов Федерации (штатов, земель и др.). Каждый акт меньшей юридической силы должен соответствовать акту большей юридической силы, в целом конституции, а все акты национального законодательства – общепринятым нормам международного права и ратифицированным международным договорам и конвенциям;
2) по субъектам законотворчества – принятые населением в ходе референдума или законодательным органом государственной власти; в отдельных странах может быть предусмотрено принятие законов, например, главой государства (в Казахстане – Президентом) или правительством (делегированное законодательство – декреты, принятые в Италии).
3) по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные, экологические и т. п.);
4) по сроку действия (постоянные законы и временные) и т. д.
Различают также чрезвычайные, бюджетные, тематические, органические (кодификационные) и иные законы.