Религиозная теория | Теория палеовизита | Естественнонаучные (материалистические) теории |
Ч. Дарвин (1809-1882) – английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории | Ф. Энгельс (1820-1895) – социальный мыслитель, политический деятель, один из основоположников марксизма |
Божественное происхождение человека. Душа – источник человеческого в человеке | Человек – создание пришельцев из космоса, которые, посетив Землю, оставили на ней человеческие существа | Человек как биологический вид имеет естественное, природное происхождение и генетически связан с высшими млекопитающими | Главная причина появления человека – труд. Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности |
Антропогенез | | Социогенез |
процесс становления и развития человека | | процесс становления и развития общества |
| | |
| Антропосоциогенез | |
| длился более 3-х млн. лет | |
| | |
| | |
| | |
| | |
биологическое существо | | социальное существо |
Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования | | Неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др. |
Категория "бытие" применяется для отражения факта существования всего сущего |
| | | | | | |
| | Основные формы бытия | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
бытие процессов природы | | бытие человека | | бытие духовное | | социальное бытие |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
индивидуальный аспект | | личностный аспект |
| | | | | | |
жизнь человека, имеющая продолжительность | | | индивид становится личностью |
| | | | | | |
| | | | | | |
природные данные; общественно-исторические условия существования | | предпосылки | | Культура |
| | Человек | | |
| | | | |
| | | | |
Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям | | Индивидуальность – неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности | | Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни |
| | | | |
| | | | |
| Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями | |
Мировоззрение – система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентиры |
| | |
основные типы | | роль мировоззрения в деятельности людей |
| | |
обыденное (житейское) – возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности | | дает человеку ориентиры для всей его практической и теоретической деятельности, позволяет ему сформулировать цели, которые он намерен достичь в процессе своей деятельности |
| | |
религиозное – основой которого являются религиозные учения | | дает людям понимание того, как достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности |
| | |
научное – включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания | | позволяет человеку находить истинные ценности жизни и культуры |
| | |
гуманистическое – наиболее перспективно для деятельности людей, стремящихся осуществить развитие общества по пути научно-технического, социального и экологического прогресса | | |
| | |
Структура деятельности |
| | | | | | |
| | Цель – это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность | | |
| | | | | | |
| | Средства достижения | | |
| | | | | | |
| | результат | | |
| | | | | | |
Мотивы | | Деятельность – это вид активности, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которой получается нечто новое |
| | | | | | |
Признаки | | Основные виды |
– Человек (или субъект) с его целями, ценностями, знаниями и навыками. – Операции целесообразной деятельности. – Объекты, на которые направлена деятельность субъекта в процессе этих операций. | | – Игра – превращает в цель сам процесс, но не его результат. – Общение – такой вид деятельности, при котором происходит обмен идеями, эмоциями и материальными предметами (коммуникация). – Труд – разновидность социальной деятельности человека, направленной на преобразование среды его существования. |
| | | | | | |
| | | | | | |
материальная деятельность | | духовная деятельность | | управленческая деятельность | | социальная деятельность |
| | | | | | |
создание необходимых для удовлетворения потребностей людей вещей, материальных ценностей | | создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей | | обеспечение согласованности и упорядоченности различных сфер общественной жизни, регулирование связей между людьми, их деятельностью и общественными отношениями | | воспроизводство, сохранение полноценной, здоровой жизни, стимулирование активности человека |
| Мотивы деятельности – (от франц. – то, что побуждает) – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей | |
| | | | | | |
| | | | | | |
потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека и развития его личности | | социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предопределенность действовать определенным образом относительно этого объекта | | убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки | | интересы – причина действий индивидов, социальных общностей, определяющая их социальное поведение |
| | | | | | |
| | | | | | |
виды потребностей человека | | биологические | | социальные | | идеальные |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | переживание нужды в дыхании, питании, воде, движении, самосохранении и т.д. | | переживание нужды во взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении | | переживание нужды в познании окружающего мира, осознании своего места в нем, смысле и предназначении своего существования |
Самореализация – реализация личностью своих внутренних возможностей и способностей |
| | | | |
| | | | |
| Основные модели | |
| | | | |
| | | | |
нигилистическая | | карьеристская | | потребительская |
Поведение – процесс взаимодействия человека с окружающей средой |
| | |
| | |
произвольное | | непроизвольное |
| | |
наличие целей, осознание возможности их достижения, знание путей, ведущих к цели | | биологические рефлексы, не имеет сознательного плана, реализуется на основе неосознанных побуждений |
Сознательная деятельность человека |
| | |
Свобода – это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями | | Ответственность – это социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований |
| | |
| | виды |
| | – историческая; – политическая; – юридическая; – нравственная и т.п.; – индивидуальная (персональная); – групповая; – коллективная |
Познание – это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего, практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование |
| | |
| Рациональное (от лат. ratio – разум) познание (абстрактное или логическое мышление) |
| |
| |
| | умозаключение (вывод) – мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения |
| | суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе |
Чувственное познание | | понятие – это мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса |
| | |
представление – актуализирует образ объекта познания, запечатленный в памяти, а, следовательно, когда-то воздействовавший на органы чувств | |
восприятие – это отражение целостной картины объекта познания (чувственно-конкретный образ) | |
ощущение – это отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса | |
Эмпиризм (от греч. эмпирия – опыт) | | Рационализм |
Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт | | Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства |
| | |
| форма сопряжения | |
| | |
| | |
| Интуиция – способность непосредственного или прямого постижения истины в результате "озарения", "наития", "прозрения" | |
| |
| | | | |
Истина – процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека |
| | |
Объективная истина | Абсолютная истина | Относительная истина |
Отражает реальное положение вещей, окружающий мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания | Полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки | Знание, характеризующее ограниченность и несовершенство наших представлений о действительности. Зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент) |
| | |
| возможные критерии | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
чувственный опыт | | разум | | практика – материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент) | | теория |
| | | | |
|
| | | | | | | | | | | |
| Формы знания | |
| | |
Научное – объективное, истинное знание | | Ненаучное – разрозненное, несистематизированное знание, которое находится в противоречии с существующей научной картиной мира |
| | |
Донаучное – прототип, предпосылочная база научного знания | | Паранаучное – несовместимое с имеющимся научным знанием |
| | |
Лженаучное – знание, сознательно использующее домыслы и предрассудки | | Антинаучное – знание утопично и сознательно искажающее представления о действительности |
| | |
Обыденно-практическое – знание, доставляющее элементарные сведения о природе и окружающей действительности, основой которых выступал опыт повседневной жизни | | Личностное – знание, являющее достоянием отдельной личности |
| | | | |
Эксперимент, сравнение, наблюдение | | Непротиворечивость, доказательность, проверяемость, системность | | Выражает объективные факты, выявление в результате экспериментов и наблюдений, как правило, со стороны их очевидных связей |
эмпирические | | признаки | | эмпирический |
| | | | |
методы | | Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания | | Уровни |
| | | | |
теоретические | | формы | | теоретический |
анализ, синтез, обобщение, формализация | | вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция | | выявление фундаментальных закономерностей, которые иногда идут вразрез с чувственными восприятиями, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. Этот уровень составляют идеи, концепции, идеальные объекты. |
| Социальное познание | |
| | | | |
Особенности | | | | Принципы |
| | | | |
субъект и объект познания – общество – совпадают | | рассматривать социальную действительность в развитии |
| | | | |
сложность изучаемого объекта | | изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости |
| | | | |
возможность наблюдения и эксперимента ограничены | | выявлять общее и особенное |
| | | | |
| главный источник знаний | |
| | | | |
социальная действительность | | исторический опыт | | общественная практика |
| | | | |
| основа знаний об обществе | |
| | | | |
| социальный факт | |
| | | | |
объективный факт | | | | научный факт |
| | | | |
событие, имевшее место в определенное время, при определенных условиях | | знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место |
| | | | |
| | виды | | |
| | | | |
действия, поступки людей, отдельных индивидов или больших социальных групп | | продукты человеческой деятельности (материальные и духовные) | | словесные (вербальные) действия: мнения, суждения, оценки |
| | | | | | |
| Методы социального прогнозирования | |
| | | | |
| | | | |
моделирование | | экспертиза | | экстраполяция |
создание реальных или мыслительных моделей социальной реальности и изучение возможных тенденций их развития | | получение мнений экспертов по определенным проблемам, их анализ для выявления наиболее вероятных вариантов развития | | изучение части или явления в целом и распространение выводов по одной части на другие части или на будущее |
| | | | |
Наши рекомендации