По самостоятельной работе студентов

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Владимирский государственный университет

имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

(ВлГУ)

Юридический институт

Кафедра уголовно-правовых дисциплин

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА»

Составитель:

к.ю.н., доцент кафедры уголовного права ЮИ ВлГУ Ю.Н. Климова

Методические рекомендации по самостоятельной работе

по дисциплине «Актуальные проблемы уголовного права» для студентов ВлГУ, обучающихся по направлению 40.04.01 «Юриспруденция» (магистратура)

Владимир, 2016 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ

Дисциплина «Актуальные проблемы уголовного права» находится в профессиональном цикле в базовой (обязательной) части основной образовательной программы.

Данная дисциплина изучается студентами в 3 семестре.

Самостоятельная работа студентов при изучении данного курса выступает важнейшей формой их подготовки, что обусловлено наличием большого количества проблемных и дискуссионных вопросов, требующих творческого подхода, широкого использования специальной литературы, нормативных правовых актов и необходимости их глубокого осмысления.

Целью изучения дисциплины является:

приобретение обучаемыми более специализированных углубленных знаний по проблемам уголовно-правовой теории и практики (в том числе, по доктринальным позициям толкования норм общей и особенной частей УК РФ),

овладение методами научного анализа уголовно-правовых норм касающихся проблем квалификации преступлений, вызывающих сложности в судебно-следственной практике.

привитие практических навыков, необходимых для профессионального выполнения выпускниками служебных обязанностей в сфере профессиональной деятельности.

Основными задачами курса «Актуальные проблемы уголовного права» являются:

-уяснение существующих теоретических, нормотворческих и правоприменительных проблем уголовного права;

- получение навыков изыскивать возможные пути решения обнаруженных проблем и правильности применения уголовно-правовых норм;

-приобретение навыков сравнительного анализа, активизация ранее полученных знаний и способность применять их на практике;

- обеспечение подготовки специалистов высшей квалификации, способных глубоко разбираться в вопросах уголовного права.

Целью самостоятельной работы является:

· систематизация, закрепление и расширение полученных теоретических знаний и практических умений;

· формирование умений самостоятельно работать с информацией, использовать нормативную, правовую, справочную, учебную и научную литературу;

· развитие познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;

· формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;

· развитие исследовательских умений.

Для успешного освоения дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права» студенту необходимо:

1. Изучить теоретический материал, в соответствии с рабочей программой курса по основным рекомендованным учебникам и лекционному материалу.

2. Посетить аудиторные практические занятия, ознакомиться с источниками из списка дополнительной литературы, необходимыми для выполнения контрольных работ, решить тесты, выполнить рейтинговые задания и иные работы, предложенные преподавателем, в том числе, на рейтинг-контроле.

3. Составить рабочее поле для контент-анализа и провести контент-анализ приговоров суда по избранной теме.

4. Составить анкету и провести опрос по избранной теме.

5. Оформить реферат по избранной теме с презентацией на внутривузовской конференции.

6. Сдать экзамен по вопросам, вынесенным на итоговую аттестацию по курсу.

Самостоятельная работа по дисциплине подразделяется на аудиторную и внеаудиторную.

Аудиторная самостоятельная работа по курсам модуля выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Контроль результатов самостоятельной работы может проходить в письменной, устной или смешанной форме с представлением обучающимися презентаций, отчетов, продуктов своей творческой деятельности или путем демонстрации своих умений. В качестве форм и методов контроля самостоятельной работы могут быть также использованы семинарские занятия, коллоквиумы, тестирование, самоотчеты, выступления на конференциях, защита аттестационных работ и др.

Обучающиеся, невыполнившие задания и непредставившие результаты самостоятельной работы, аттестуются по курсу «неудовлетворительно» и к итоговой аттестации по курсу (модулю) не допускаются.

Самостоятельная работа включает в себя: ознакомление с содержа­нием учебно-методического комплекса, чтение и изучение учебной и другой научно-методической литературы; конспектирование текстов лекций и вопросов, разбираемых на семинарских занятиях, подготовку практичес­ких материалов и докладов к семинарам; отработку тем пропущенных семи­нарских занятий, подготовку ответов на вопросы для зачета.

Материалы самостоятельной работы должны представляться в виде кон­спектов, докладов, рефератов, материалов практических занятий.

Важным в самостоятельной работе является изучение рекомендаций по темам курса, учебных материалов теоретичес­кого характера.

Изучение дисциплины «Актуальные проблемы уголовного права Российской Федерации» осуществляется в процессе лекций, семинаров, практических занятий, а также самостоятельной учебной работы.

На лекциях излагаются наиболее важные в профессиональном отношении и наиболее сложные, дискуссионные положения дисциплины.

Важная роль отводится и семинарским занятиям. В процессе их проведения организуется и систематическая, самостоятельная работа магистрантов. Целью семинарских занятий является закрепление материала, который дается обучающимся на лекциях, а также материала, изученного в ходе самостоятельной подготовки. На семинарских занятиях магистранты приобретают дополнительные знания, более углубленно изучают отдельные, наиболее сложные проблемы курса, совершенствуются в умении излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов. Именно семинарские занятия во многом обеспечивают должное знание дисциплины. Проведение семинаров призвано также определить уровень знания каждым магистрантом пройденного материала. На семинарских занятиях проводятся контрольные проверки знаний (текущий контроль, рубежный контроль).

В процессе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям необходимо учесть следующее.

Семинарское занятие, как правило, складывается из двух частей: обсуждения теоретических вопросов и решения задач. Все это требует соответствующей самостоятельной подготовки магистрантов.

Для подготовки к обсуждению теоретических вопросов следует обратиться к содержанию лекционного материала, изучить соответствующую специальную литературу, положения закона, постановлений Пленумов Верховного Суда РФ (СССР – в части не противоречащей действующему законодательству). При изучении теоретических положений целесообразно обращение к рекомендованной литературе, как основной, так и дополнительной, а также к периодическим изданиям, например таким как «Российский судья», «Российское правосудие», «Судья», «Мировой судья», «Законность», «Российская юстиция» и другим изданиям.

При работе с литературой в ходе самостоятельной работы рекомендует­ся делать выписки наиболее важного материала, в частности основных поня­тий, определений, а также положений, содержащих ответ на вопрос лекции и семинара. Особое внимание должно быть уделено сущности исходных поня­тий, поскольку они являются ключом для изучаемого материала. При этом следует стремиться к осознанию каждого признака, определения, раскры­вающих сущность той или иной уголовно-правовой категории.

При работе с литературой в ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям рекомендуется делать выписки наиболее важного для понимания данной темы материала, в частности, основных понятий, определений, а также положений, содержащих ответы на вопросы, затронутые в ходе лекций и семинаров. Большое внимание целесообразно уделить понятийному аппарату, поскольку он является основой изучаемого материала. При этом следует стремиться к осмыслению каждого признака, определения, раскрывающего сущность той или иной уголовно-правовой дефиниции. Это поможет приобрести навыки аналитического мышления, умение критически оценивать различные позиции, вырабатывать собственную точку зрения и уметь ее защищать.

При самостоятельной подготовке рекомендуем использовать программное обеспечение и интернет-ресурсы (см. Табл.)

Наши рекомендации