Третий этап революции. Государственная дума — первый опыт российского парламентаризма

ХАРАКТЕР: буржуазно – демократический.

Начало ХХ в. для России было бурным и тяжелым. В условиях назревающей революции правительство стремилось к сохранению существующего строя без каких-либо политических изменений. Основной социально-политической опорой самодержавия по-прежнему продолжали оставаться дворянство, армия, казачество, полиция, разветвленный бюрократический аппарат, церковь. Правительство использовало вековые иллюзии народных масс, их религиозность, политическую темноту. Однако появились и новшества. Правительственный лагерь был неоднородный. Если правые стремились блокировать все попытки реформ, отстаивали неограниченное самодержавие, выступали за подавление революционных выступлений, то в правительственном лагере появились и либералы, которые понимали необходимость расширения и укрепления социально-политической базы монархии, союза дворянства с верхами торгово-промышленной буржуазии.

Либеральный лагерь сложился в начале ХХ в. Его формирование протекало медленно в связи с тем, что представители буржуазии твердо стояли на верноподданнических позициях, демонстративно уклонялись от политической деятельности. 1905 г. стал переломным, но даже и в это время российская буржуазия не отличалась особым радикализмом.

Либералы активизировали свою деятельность накануне революции 1905 г. Создали свои нелегальные организации: “Союза земцев-конституционалистов” и “Союз освобождения”.

Накопившийся социальный протест вырвался наружу, объединив различные слои российского населения под единым лозунгом “Долой самодержавие!”.

Первый этап революции

Хронологические рамки первой российской революции — 9 января 1905 г. — 3 июня 1907 г. “Кровавое воскресенье” стало точкой отсчета революции.

3 января 1905 г. 12 тыс. рабочих Путиловского завода прекратили работу в знак протеста против увольнения четырех товарищей. Стачка распространилась на все предприятия Санкт-Петербурга. В ходе забастовок у рабочих созрело решение обратиться с петицией к царю. Петиция была составлена возглавляемым священником Гапоном Обществом фабрично-заводских рабочих в Петербурге и получила 150 тыс. подписей. Это была удивительная смесь резких требований (созыв Учредительного собрания, прекращение войны с Японией и т.д.) и мистической слепой веры во всемогущего царя.

Утром 9 января народный поток устремился к Зимнему дворцу, оставленному Николаем II еще 6 января. Рабочих встретили ружейные выстрелы. В “Кровавое воскресенье” была расстреляна вера в царя.

Известие о расстреле рабочих в Петербурге вызвало огромное количество забастовок в стране. В ходе революции пролетариат создал свои демократические органы руководства революционной борьбы — Советы рабочих депутатов. Первый Совет возник в мае 1905 г. в ходе стачки в Иваново-Вознесенске.

Весной 1905 г. волнения перекинулись и на деревню.

В июне вспыхнуло восстание на самом современном судне российского Черноморского флота “Князь Потемкин-Таврический”. Таким образом, армия тоже включилась в революцию как оппозиционная сила.

6 августа 1905 г. Николай II подписал указ об учреждении Государственной Думы, которая бы занималась “предварительной разработкой законов”. Всеобщее возмущение вызвал этот проект Булыгинской Думы (по имени министра внутренних дел), т.к. он ограничивал избирательные права населения высоким сословным и имущественным цензом.

Второй этап революции

Осенью заканчивается первый этап революции, который характеризовался развертыванием революции вглубь и вширь, и начинается второй этап. Октябрь — декабрь 1905 г. — высший подъем революции.

Начавшаяся в Москве 19 сентября экономическая забастовка печатников в скором времени превратилась в общенародную массовую политическую стачку. В начале октября в забастовочное движение включился Московский железнодорожный узел, что явилось решающим фактором распространения забастовок на всю страну. Стачка охватила 120 городов России.

Граф Витте представил царю программу срочных преобразований, и 13 октября 1905 г. он стал председателем Совета Министров. Этот пост граф Витте принял от императора на условиях одобрения его программы совершенствования государственного порядка. Эта программа была положена в основу знаменитого Манифеста 17 октября.

В Манифесте царь давал российскому народу обещания:

1. Даровать свободу личности, слова, свободу создавать организации;

2. Не откладывать выборы в Государственную думу, в которой должны участвовать все сословия (а Дума впоследствии выработает принцип всеобщих выборов);

3. Ни один закон не принимать без согласия Думы.

Многие вопросы оставались неразрешенными: как именно будут сочетаться самодержавие и Дума, каковы полномочия Думы. Вопрос о конституции в Манифесте не ставился вообще.

Вынужденные уступки царизма, однако, не ослабили накала социальной борьбы в обществе. Углубляется конфликт между самодержавием и поддерживающими его консерваторами, с одной стороны, и революционно настроенными рабочими, крестьянами — с другой. Между этих двух огней оказались либералы, в рядах которых не было единства. Напротив, после издания Манифеста 17 октября 1905 г. еще более поляризовались силы в либеральном лагере.

Третий этап революции. Государственная дума — первый опыт российского парламентаризма

В разгар декабрьского вооруженного восстания в Москве правительство опубликовало указ “Об изменении положения о выборах в Государственную думу” и объявило о подготовке выборов.

Этот акт позволил правительству снизить накал революционных страстей. Январь 1906 г. — 3 июня 1907 г. — третий этап революции, ее отступление, спад. Центр тяжести в общественном движении перемещается в Государственную думу — первое представительное законодательное учреждение в России. Это важнейший политический итог событий 1905 г.

Государственная дума просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия и имела четыре созыва. В выборах в I Думу в 1906 г. приняли участие сформированные в стране легальные политические партии. Победа на выборах оказалась за леволиберальной конституционно-демократической партией (кадетами), которая получила большинство мест в российском парламенте. Председателем стал член ЦК кадетской партии профессор-юрист С.А. Муромцев.

В условиях спада революции 3 июля 1907 г. по обвинению в подготовке переворота была арестована социал-демократическая фракция II Государственной думы. Сама Дума была распущена и объявлен новый избирательный закон. Так, самодержавие нарушило сформулированное Манифестом 17 октября положение о том, что ни один новый закон не имеет силы без одобрения Думы. Даже Николай II назвал новый избирательный закон “бесстыжим”. Эту ситуацию в политической истории России принято называть “Третьеиюньским переворотом”. Он положил конец революции.

Тема: «Столыпинская аграрная реформа»

Задание:составьте тезисный план темы.

Первая русская революция показала, что крестьянство не является надежной опорой монархии. Правительством была провозглашена программа реформ, в основе которой лежало стремление укрепить крестьянство как основную опору самодержавия, без разрушения помещичьего землевладения. В истории эта программа получила название Столыпинской аграрной реформой. Реформе предшествовал манифест 3 ноября 1905 г. об отмене выкупных платежей с 1 января 1906 г. наполовину, а с 1 января 1907 г.- полностью (по положениям реформы 1861 г. с этого момента земля переходила в собственность крестьян).

9 ноября 1906 г., не дожидаясь созыва II Думы, Столыпин царским указом провел отмену закона 1893 г. о неприкосновенности общины. По указу крестьяне получали право выхода из общины с закреплением в личную собственность причитающейся им части общинной земли. Для поощрения выхода из общины указ предусматривал льготы: излишки сверх нормы душевого надела можно было получить по выкупным ценам 1861 г., если же в данной общине переделы не производились в течение 24 лет, то бесплатно. Крестьянин имел право требовать выделения всех угодий к "одному месту" в виде хутора или отруба. Для выдела из общины требовалось согласие сельского схода; если в течение 30 дней сход согласия не давал, то выдел производился распоряжением земского начальника.

Проведение указа было возложено на специальные губернские и уездные землеустроительные комиссии. Указ 9 ноября 1906 г. преследовал решение двух задач:

1. создать в деревне крепкие крестьянские хозяйства на собственной земле, которые могли бы стать опорой царизма;

2. добиться подъема сельского хозяйства.

В 1906-1907 гг. указами царя некоторая часть государственных и удельных земель была передана Крестьянскому банку для продажи крестьянам с целью ослабления земельной нужды. Кроме того, Крестьянский банк приобретал земли у помещиков и продавал крестьянам, поощряя путем предоставления льгот (ссуда на 55,5 года под небольшие проценты) создание отрубного и хуторского хозяйств.

Одним из компонентов новой аграрной политики было массовое переселение крестьян на восточные окраины страны. Закон 6 июля 337 1904 г. предоставлял крестьянам возможность переселения, но дли этого следовало пройти сложную процедуру получения разрешения на переселение. 9 марта 1906 г. Николай II утвердил положение Совета министров "О порядке применения закона 1904 г.", вводив-шее свободу переселения.

29 мая 1911 г. был издан закон о землеустройстве, который должен был форсировать разрушение общины. По этому закону землеустройство могло проводиться независимо от того, укреплена или нет надельная земля в собственность: селение, в котором проведено землеустройство, объявлялось перешедшим к наследственному участковому владению.

Аграрная реформа была рассчитана по меньшей мере на 20 лет. В 1905 г. в Европейской России насчитывалось 12,3 млн. крестьянских хозяйств и 130 тыс. помещичьих имений; в общине находилось 9,5 млн. крестьянских хозяйств, или 77%. С 1906 по 1916 г. вышло из общины 2,5 млн. крестьянских хозяйств; свободными хозяевами стали, таким образом, 43% крестьян. Среди выделившихся преобладали крайние группы - беднейшие крестьяне, которые продавали землю, переселялись в город или на окраины страны, и зажиточные крестьяне (кулаки). В большинстве случаев выдел из общины не сопровождался переходом не только к хутор-скому, но и к отрубному хозяйству.

За 1907-1916 гг. на отруба и хутора перешли соответственно 6,5% и 2,9% выделившихся, остальные не порывали связей с общиной. К концу 1916 г. помещики потеряли около 10 млн. десятин земли, которая в основном перешла к зажиточным крестьянам.

После 1906 г. заметно возросло количество переселенцев, среди которых преобладали беднейшие крестьяне. Число крестьян, переселившихся в 1906-1914 гг. из центральных районов страны за Урал, составило 3,1 млн. человек. Из них обратно вернулось почти 0,5 млн. Новоселы освоили в Сибири и Туркестане более 30 млн. десятин земли, но примерно '/4 переселенцев не получила собственных участков и была вынуждена арендовать землю у местных крестьян.

В целом за счет переселения на окраины не удалось решить проблему малоземелья в центральных районах: в среднем в Сибири оставалось около 300 тыс. поселенцев в год, а естественный прирост крестьянского населения Европейской России составлял примерно 2 млн. человек в год.

Столыпинская реформа способствовала дальнейшей специализации земледелия и росту его интенсификации, о чем свидетельствовало увеличение спроса на сельскохозяйственные машины и орудия в 3,4 раза за период с 1906 по 1912 г. С 1909 г. наблюдается устойчивый рост товарности сельскохозяйственного производства.

Однако напряжение в деревне сохранялось. Многие крестьяне, в основном бедняки и середняки, разорились. Из-за плохой организации переселенческого дела рос поток "обратных" переселенцев. Вернувшись на родину, они уже не получали ни двора, ни земли. Кроме того, крестьяне не считали реформу справедливой, поскольку она не затронула помещичьего землевладения. Безусловно, попытка решить аграрную проблему "шаблонно и однообразно на всем громаднейшем пространстве Российского государства", как отметил С.Ю. Витте, не могла увенчаться полным и повсеместным успехом.

[1] Составление опорного конспекта:

1. Внимательно прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста.

2. Кратко изложить главные мысли в том порядке, который в тексте.

3. Сделать черновой набросок сокращённых записей на листе бумаги.

4. Преобразовать эти записи в графические, буквенные, символические сигналы.

5. Объединить сигналы в блоки.

6. Обособить блоки в контуры и графически отобразить связи между ними.

7. Выделить значимые элементы.

Наши рекомендации