Философия эпохи эллинизма

Сперва рассказать о политических и социоэк. изменениях.

В этот период основное назначение философии видят в практической жизненной мудрости. Главенствующее значение приобретает этика, ориентированная не на общественную жизнь, но на внутренний мир отдельного человека. Теории мироздания и логика служат этическим целям: выработке правильного отношения к действительности для достижения счастья.

Кинизм (сократическая школа). Представители: Антисфен, Диоген Синопский, Кратет. Идеал - безграничная дух-ая свобода индивида. Демонстра­тивно-пренебрежительное отношение к соц. институтам, обычаям и установлениям культуры. Эти идеи повлияли на стоицизм.

Скептицизм, V- IV вв. н.э. Представители: Пиррон, Секст.

1. Мир текуч, без смысла и определенности.

2. Ф-ия - молчание: всякое «да» — од­новременно и «нет».

3. Следуйте миру явлений, сохраняйте внут­ренний покой.

Невозмутимость, покой, безмятежность, предельный случай которых — смерть (абсолютный покой), также являются идеалом для скептиков. Главный противник человека, ищущего покоя, не столько его собственные вожделения, не в меру развитые потребности, как считали эпикурейцы, но его тяга к знанию. Познание — разрушительная сила. Всякие утверждения и отрицания вредны. Тот, кто хочет достигнуть счастья, стремится ответить на следующие вопросы: из чего состоят вещи, как к ним относиться, какую выгоду мы получим от этого. На первый вопрос ответ невозможен. Ответом на второй вопрос будет воздержание от всяких суждений о вещах. В результате мы достигнем основной «выгоды» — покоя, таков ответ на третий вопрос. Надо просто отдаться жизни, «следовать жизни без мнения», надо отказаться от философии. Образ такого безмятежного, не мыслящего человека плывущего по течению, только отдаленно напоминает человека. Однако скептики сами внесли определенный вклад в изучение познавательной деятельности. В русле скептицизма разрабатывались идеи вероятностного характера наших званий, анализировался ряд логических процедур.

Стоицизм как специфическое направление ф-ой мысли просуществовало с III в. до н.э. до III в. Стоицизм — это наименее «греческая» из всех ф-их школ. Ранние стоики, в большинстве своем сирийцы: Зенон Китионский с Кипра, Клеанф, Хрисипп. К поздним стоикам (I и II вв.) относятся Плутарх, Цицерон, Сенжа, Марк Аврелий - это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг.

1. Космос — огненный организм.

2. Чел-к сущ-т по космическим законам.

3. Понимание мира неизбежно ведет к атарак­сии, бесстрастности.

4. Пантеизм: чел-к и все люди едины с Кос­мосом, и бог, и гос-во, и все люди равны.

5. Следование природе, уход в себя.

6. Идеальное состояние мудреца - апатия(греч.- отсутствие страданий, бесстрастие). Идеал мудреца для стоиков — Сократ, спокойно принявший собственную смерть.

7. Мудрец добровольно повинуется року, неразумного же судьба тащит.

8. Все, что совершает человек, он должен делать осознанно и по собственной воле; в этом и заключается высшая добродетель, в этом он становится подобным Богу-логосу.

Эпикуреизм, V-IVвв. до н. э. Представители: Эпикур (341 -270 гг. до н. э.), Лукреций Кар. Природа (физика) и чел-к состоят из атомов (по Демокриту). Безразличные боги блаженствуют в пространствах между мирами, не вмешиваясь в жизнь Космоса и людей. Цель жизни - отсутствие страданий, здоровье тела и безмятежность духа, атараксия. Познание природы освобождает от страха смерти и суеверий. Философия должно помогать преодолеть страх перед смертью, цель жизни – душевное равновесие, принцип «живи незаметно», мотивирующий уход от общественной деятельности.

«Пусты слова того философа, которые не врачуют никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души».

Неоплатонизм (школы: римская пергамская афин­ская), III—VI вв. Представители: Плотин, Прокл, Порфирий, Юлиан; учение, систематизировавшее основные идеи Пла­тона с учетом идей Аристотеля.

Иерархия бытия представляется как единое благо: Ум - Душа - Материя. Мировой Ум - прообраз всех вещей, мировая Душа, производящая все живое, к-ое образует Космос. Материя - восприемница возмож­ных форм и смысла. Задача чел-ка - продумать, прочувствовать свое место в иерархии. Гл. принцип неоплатонизма – принцип эманации (истечения, переход от единого к многому). Чел-ий разум – частица космической души (бога). На смену рационального осмысления мира приходит поиск надличностного, сверхчел-ого, общемирового Абсолюта. Целостную атомистическую картину мира представил в римский Тит Лукреций Кар (ок. 96 – 55 гг. до н.э.), который дополнил ее положениями о вечности бытия, неразрывности движения и материи, множественности объективных качеств материи (цвет, вкус, запах, и т.п.). Цель философии Лукреций Кар видел в том, чтобы указать личности путь к счастью, избавить ее от страхов перед богами, смертью, загробным наказанием. Средством достижения счастья он считал познание.

Наши рекомендации