Теоретические основы government relations
К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
GR в современной России
по дисциплине «Организация и проведение кампаний в сфере СО»
Выполнил
студент гр. 43808/1 Е.Е.Ковалева
Научный руководитель С.С.Скорнякова
доцент, к.и.н.
Санкт-Петербург
Содержание
Введение. 3
1.Теоритические основы Government Ralaiyions………….......................................... ….6
1.1 Сущность, функции Government Relations. 9
1.2 Government Relations (GR) и лоббизм.. 13
2 Анализ современного GR в России
2.1 Анализ особенностей развития GR в современной России на примере государственных корпораций. 18
Заключение. 25
Список использованных источников. 29
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена рядом обстоятельств: во-первых, появлением в постсоветский период бизнес-структур, которые по мере своего развития, усложнения решаемых ими задач, все больше нуждаются в сотрудничестве с органами государственной власти с целью институализации и упорядочивания взаимоотношений между ними, что позволит, со временем, гармонизировать их взаимодействие, а бизнес будет основан на взаимовыгодном сотрудничестве.
Во-вторых, мировым финансово-экономическим кризисом, который внес существенные коррективы в перспективы развития страны на ближайшие несколько лет, затронув все сферы российской экономики, включая финансовый сектор, потребительские рынки, промышленность. Многие компании вынуждены сворачивать инвестиционные программы, сокращать объемы производства. В этих условиях требуется усиление роли государства в оказании им необходимой финансовой и иных видов помощи.
В-третьих, в связи с возникновением новых форм коммуникаций бизнеса и власти в России, известных в мировой практике под названием Government Relations', что подразумевает все виды контактов, складывающиеся между институтами гражданского общества, бизнеса с государством и продвижение их интересов в политическую сферу.
В-четвертых, возрастанием запроса на GR в России именно у бизнес-сообщества, наиболее подверженного по своей природе всем видам риска. Результаты исследований, проведенных Ассоциацией менеджеров, показывают, что уже более 55% компаний имеют в штате сотрудника, отвечающего за GR-направление, а 30% имеют отделы, специализирующиеся на данной деятельности.[1]
В-пятых, потребностью более глубокого исследования сути и содержания GR-деятельности, представляющей собой совокупность технологий, которые позволяют достигнуть заранее поставленную цель, и сравнить их с такими уже известными технологиями в России как лоббирование, связи с общественностью .
Хотя российский рынок GR быстро развивается, и объем его услуг составляет сегодня примерно 1 млрд. долларов в год, однако для России, характерно превалирование неофициальных бюджетов над официальными, которые, по мнению экспертов, превышают показатели последних в несколько раз, что отнюдь не способствует укреплению доверия между бизнесом и государством.[2]
К числу быстро развивающихся технологий относится направление коммуникационного менеджмента - «связи с органами государственной власти» или как его чаще всего называют - Government Relations(GR).
Ключевыми акторами, использующими GR-технологии и имеющими соответствующие подразделения в своей структуре, пытаются стать деловые союзы и ассоциации, крупные финансово-промышленные группы, транснациональные корпорации, иностранные государства или их отдельные территориальные единицы. Изучение их GR-деятельности в настоящее время представляет собой перспективное направление для междисциплинарных исследований.
Наиболее широкое распространение и применение в современной России GR-деятельность начинает получать в сфере взаимоотношений крупного бизнеса и государства. В силу произошедших в годы правления В. Путина и Д. Медведева изменений в модели взаимоотношений крупных бизнес-структур и органов государственной власти, а именно резкого усиления позиций государства, его явного доминирования в политической и экономической сферах, представители крупного бизнеса стали стремительно терять свой политический вес, а вместе с ним и влияние на принятие ключевых политических и, что было особенно важно для них, экономических решений. Полная потеря контроля над этим процессом грозила крупнейшим российским корпорациям и ФПГ серьезными финансовыми потерями и издержками. Поэтому крупный бизнес начинает «добровольно» отказываться от своих политических амбиций и сосредотачивается на отстаивании и защите экономических интересов. С этой целью создаются новые площадки для властно-общественного диалога, а крупные корпорации, обращаются к западному опыту, начинают все чаше использовать такие технологии коммуникационного менеджмента как репутационный менеджмент, инвестиционный менеджмент (IR), и в особенности GR, правда, со своей особой, российской спецификой. В то же время существующие в России подобные механизмы и практики не являются оптимальными и нуждаются в дальнейшем развитии и совершенствовании.[3]
Поскольку GR является и функцией управления; и развивающейся, институализирующейся деятельностью, быстро технологизирующейся; и формой коммуникации между бизнесом и властью, то их изучение в зарубежной и отечественной науке идет по тематическим направлениям.
В современных исследованиях до сих пор противоречиво толкуется соотношение понятий Government Relation, Public Relations, Lobbying,что создает серьезные трудности для понимания сущности нового явления.
- Требуется операционализация, инструментализация и алгоритмизация GR-деятельности как совокупности различных технологий.
- "Правительственные связи" пока еще не стали объектом комплексных теоретико-методологических исследований.
Совокупность представленных доводов и соображений заставляет автора обратиться к исследованию заявленной темы.
Цель данной работы – рассмотреть особенность GR в современной России.
Из цели вытекают следующие задачи:
1 Рассмотреть сущность и функции GR.
2 Сравнить такие понятия, как GR и лоббизм.
3. Проанализировать GR в современной России в разрезе крупных корпораций.
4. Выделить основные функции специалиста GR/
Объект исследования - взаимоотношения бизнес-структур и государства в современной России.
Предмет исследования - GR-технологии как фактор развития взаимоотношений бизнес-структур и государства в России.
теоретические основы government relations