Оценочные средства промежуточной аттестации.

Код компетенции Наименование компетенции Код этапа освоения компетенции Наименование этапа освоения компетенции
ПК-4 владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления Очная форма обучения - ПК-4.3 способность к организации анализа и планирования в области государственного и муниципального управления
Заочная форма обучения - ПК-4.4 способность к оценке результатов анализа и планирования в области государственного и муниципального управления.
ПК-17 способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ Очная форма обучения - ПК-17.3 способность к проведению экспертной или аналитической работы
Заочная форма обучения - ПК-17.4 способность по подготовке аналитического или экспертного отчета.  
ПК-19 владением методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства Очная форма обучения - ПК-19.3 способность видеть возможности и ограничения по государственному регулированию экономики
Заочная форма обучения - ПК-19.4 способность понимать роль и функции государства в управлении экономикой общественного сектора

ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Сформулируйте понятие, сущность миграционного процесса и его характеристику.

2. Какие вам известны виды и типы миграции населения?

3. Перечислите факторы и функции миграции.

4. Какие вы знаете основные источники данных о миграции населения?

5. Обозначьте особенности и проблемы учета миграции.

6. Проанализируйте систему показателей миграции.

7. Чем отличаются методы прогнозирования миграции?

8. В чем заключаются законы миграции Э.Равенштейна?

9. Проведите анализ теории факторов притяжения и выталкивания. Законы миграции Э.Ли.

10. Охарактеризуйте миграционное движение с точки зрения неоклассической экономической теории.

11. В чем особенность теории двойного рынка труда М.Пиоре?

12. Проанализируйте теорию миграционных систем И.Валлерстейна.

13. Дайте общую характеристику теории человеческого капитала в изучении миграции.

14. В чем сущность теории миграционных сетей Д.Массея?

15. Охарактеризуйте особенности колонизации Сибири в XVIII в.

16. В чем заключалась особенность заселения и присоединения новых территорий Сибири к России в XIX в.?

17. Охарактеризуйте специфику заселения и хозяйственного освоения Сибири в советский период.

18. Перечислите тенденции и факторы внутренних миграций в регионах Сибирского федерального округа.

19. В чем заключается региональная специфика миграционных процессов в Сибирском федеральном округе?

20. Охарактеризуйте тенденции и динамику интеллектуальной миграции населения Сибири.

21. В чем состоят проблемы этнических миграций в регионах Сибирского федерального округа?

22. Дайте общую характеристику определения, методы, эффективность миграционной политики.

23. Проанализируйте цели и принципы государственной миграционной политики РФ.

24. Перечислите органы государственной власти РФ, регулирующие миграцию населения.

25. Охарактеризуйте особенности регулирования трудовой миграции в Сибирском федеральном округе.

26. Приведите опыт регионов Сибирского федерального округа в проведении политики адаптации и интеграции трудовых мигрантов.

27. Проведите сравнительный анализ основных механизмов обеспечения образовательной миграции в Сибири.

28. В чем заключаются особенности политики противодействия «утечки мозгов» в Сибирском федеральном округе.

29. Проанализируйте последствия вынужденной миграции для регионов Сибирского федерального округа.

30. Дайте оценку Программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом: целей, принципов, основных этапов реализации, итогов реализации в регионах Сибирского федерального округа.

ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ (ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭО, ДОТ.)

  1. Миграционная политика – деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере оптимизации внутренних и внешних ____________________ с целью сохранения демографической и экономической безопасности страны.

вес =2

*миграционных процессов

*миграционных потоков



  1. Территориальные перемещения людей, которые могут совершаться внутри одной страны:

внешняя миграция

*внутренняя миграция

сезонная миграция

маятниковая миграция

  1. Лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства покинуло страну, гражданином которой оно являлось – это _________

вес =1

*беженец

  1. Положения неоклассической теории миграции на макроуровне заключаются в следующем:

*международная трудовая миграция обусловлена различиями в заработной плате между странами

низкий уровень заработной платы в принимающих странах не повышается в ответ на уменьшение притока рабочих-мигрантов

*после устранения различий в заработной плате в мировом масштабе перемещения рабочей силы прекратятся

трудовая миграция в значительной степени основана на потребностях в рабочей силе и инициируется вербовкой со стороны предпринимателей в развитых обществах

Вес=2

Порог=50

  1. ____________ рынок труда – коренных жителей страны, которые заняты на квалифицированных, хорошо оплачиваемых видах работ и рынок мигрантов, которые занимают рабочие места, на которые не претендует местное население.

*двойной

  1. Двусторонний поток специалистов между странами:

утечка умов

растрата умов

*обмен умами

циркуляция умов

потеря умов

  1. Преимущества, которыми обладают учебные мигранты:

высокий уровень интеллекта

*прозрачность времени пребывания в стране

*способность быстрой адаптации

психологическая устойчивость

способность к коммуникации

Вес=2

Порог=50

  1. Основные механизмы по привлечению высококвалифицированных специалистов:

интеграционные языковые курсы

*актуализация существующих систем балльной оценки мигрантов

*система квот для въезда дефицитных категорий специалистов с целью временной работы

программы занятости и обеспечения жильем

создание свободных экономических зон

присоединение государства к международным конвенциям по трудовой миграции

Вес=2

Порог=50

  1. Любая постоянная, иррациональная или чрезмерная боязнь, нетерпимость (или ненависть) к иностранцам или незнакомцам:

*ксенофобия

мигрантофобия

агарофобия

  1. Целями государственной миграционной политики Российской Федерации являются:

*обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации

*стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации

*содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей

стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек

повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.

Вес=3

Порог=60

  1. Государственная программа по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом направлена на:

содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе

*объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов

стабилизацию и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации

повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации

  1. Основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются:

принцип общественного договора

*обеспечение баланса интересов переселенцев, Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, предпринимателей, принимающего сообщества

обеспечение законных прав и свобод человека

селективный подход, базирующийся на учете интересов общества, государства, отдельных территорий

*Адресность социально-экономической поддержки

Вес=2

Порог=50

  1. Участие в Государственной программе по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом вправе принять:

*Российские соотечественники

беженцы

вынужденные переселенцы

иностранцы

апатриды

  1. Цели Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом:

*стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов

*компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах путем привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию

содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей

стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек

  1. Чтобы стать участником Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, необходимо соответствовать следующим условиям:

*обладание квалификацией и опытом работы, достаточными для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации

*владение русским языком (устным и письменным) на уровне, достаточном для быстрой адаптации среди принимающего сообщества

готовность инвестировать в экономику России один миллион рублей

Вес=2

Порог=50

Шкала оценивания.

Таблица 2.

Зачет Экзамен (5-балльная шкала) Критерии оценки
незачтено Этапы компетенции, предусмотренные образовательной программой, не сформированы. Недостаточный уровень усвоения понятийного аппарата и наличие фрагментарных знаний по дисциплине. Отсутствие минимально допустимого уровня в самостоятельном решении практических задач. Практические навыки профессиональной деятельности не сформированы.
зачтено Этапы компетенции, предусмотренные образовательной программой, сформированы на минимальном уровне. Наличие минимально допустимого уровня в усвоении учебного материала, в т.ч. в самостоятельном решении практических задач. Практические навыки профессиональной деятельности сформированы не в полной мере.
Этапы компетенции, предусмотренные образовательной программой, сформированы достаточно. Детальное воспроизведение учебного материала. Практические навыки профессиональной деятельности в значительной мере сформированы. Присутствуют навыки самостоятельного решения практических задач с отдельными элементами творчества.
Этапы компетенции, предусмотренные образовательной программой, сформированы на высоком уровне. Свободное владение материалом, выявление межпредметных связей. Уверенное владение понятийным аппаратом дисциплины. Практические навыки профессиональной деятельности сформированы на высоком уровне. Способность к самостоятельному нестандартному решению практических задач.

Наши рекомендации