Оценочные средства промежуточной аттестации.
Код компетенции | Наименование компетенции | Код этапа освоения компетенции | Наименование этапа освоения компетенции |
ПК-4 | владением способностью к анализу и планированию в области государственного и муниципального управления | Очная форма обучения - ПК-4.3 | способность к организации анализа и планирования в области государственного и муниципального управления |
Заочная форма обучения - ПК-4.4 | способность к оценке результатов анализа и планирования в области государственного и муниципального управления. | ||
ПК-17 | способностью использовать знание методов и теорий гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ | Очная форма обучения - ПК-17.3 | способность к проведению экспертной или аналитической работы |
Заочная форма обучения - ПК-17.4 | способность по подготовке аналитического или экспертного отчета. | ||
ПК-19 | владением методикой анализа экономики общественного сектора, макроэкономическими подходами к объяснению функций и деятельности государства | Очная форма обучения - ПК-19.3 | способность видеть возможности и ограничения по государственному регулированию экономики |
Заочная форма обучения - ПК-19.4 | способность понимать роль и функции государства в управлении экономикой общественного сектора |
ТИПОВЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ
1. Сформулируйте понятие, сущность миграционного процесса и его характеристику.
2. Какие вам известны виды и типы миграции населения?
3. Перечислите факторы и функции миграции.
4. Какие вы знаете основные источники данных о миграции населения?
5. Обозначьте особенности и проблемы учета миграции.
6. Проанализируйте систему показателей миграции.
7. Чем отличаются методы прогнозирования миграции?
8. В чем заключаются законы миграции Э.Равенштейна?
9. Проведите анализ теории факторов притяжения и выталкивания. Законы миграции Э.Ли.
10. Охарактеризуйте миграционное движение с точки зрения неоклассической экономической теории.
11. В чем особенность теории двойного рынка труда М.Пиоре?
12. Проанализируйте теорию миграционных систем И.Валлерстейна.
13. Дайте общую характеристику теории человеческого капитала в изучении миграции.
14. В чем сущность теории миграционных сетей Д.Массея?
15. Охарактеризуйте особенности колонизации Сибири в XVIII в.
16. В чем заключалась особенность заселения и присоединения новых территорий Сибири к России в XIX в.?
17. Охарактеризуйте специфику заселения и хозяйственного освоения Сибири в советский период.
18. Перечислите тенденции и факторы внутренних миграций в регионах Сибирского федерального округа.
19. В чем заключается региональная специфика миграционных процессов в Сибирском федеральном округе?
20. Охарактеризуйте тенденции и динамику интеллектуальной миграции населения Сибири.
21. В чем состоят проблемы этнических миграций в регионах Сибирского федерального округа?
22. Дайте общую характеристику определения, методы, эффективность миграционной политики.
23. Проанализируйте цели и принципы государственной миграционной политики РФ.
24. Перечислите органы государственной власти РФ, регулирующие миграцию населения.
25. Охарактеризуйте особенности регулирования трудовой миграции в Сибирском федеральном округе.
26. Приведите опыт регионов Сибирского федерального округа в проведении политики адаптации и интеграции трудовых мигрантов.
27. Проведите сравнительный анализ основных механизмов обеспечения образовательной миграции в Сибири.
28. В чем заключаются особенности политики противодействия «утечки мозгов» в Сибирском федеральном округе.
29. Проанализируйте последствия вынужденной миграции для регионов Сибирского федерального округа.
30. Дайте оценку Программы добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом: целей, принципов, основных этапов реализации, итогов реализации в регионах Сибирского федерального округа.
ТИПОВЫЕ ВАРИАНТЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ (ДЛЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭО, ДОТ.)
- Миграционная политика – деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере оптимизации внутренних и внешних ____________________ с целью сохранения демографической и экономической безопасности страны.
вес =2
*миграционных процессов
*миграционных потоков
- Территориальные перемещения людей, которые могут совершаться внутри одной страны:
внешняя миграция
*внутренняя миграция
сезонная миграция
маятниковая миграция
- Лицо, которое в силу обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства покинуло страну, гражданином которой оно являлось – это _________
вес =1
*беженец
- Положения неоклассической теории миграции на макроуровне заключаются в следующем:
*международная трудовая миграция обусловлена различиями в заработной плате между странами
низкий уровень заработной платы в принимающих странах не повышается в ответ на уменьшение притока рабочих-мигрантов
*после устранения различий в заработной плате в мировом масштабе перемещения рабочей силы прекратятся
трудовая миграция в значительной степени основана на потребностях в рабочей силе и инициируется вербовкой со стороны предпринимателей в развитых обществах
Вес=2
Порог=50
- ____________ рынок труда – коренных жителей страны, которые заняты на квалифицированных, хорошо оплачиваемых видах работ и рынок мигрантов, которые занимают рабочие места, на которые не претендует местное население.
*двойной
- Двусторонний поток специалистов между странами:
утечка умов
растрата умов
*обмен умами
циркуляция умов
потеря умов
- Преимущества, которыми обладают учебные мигранты:
высокий уровень интеллекта
*прозрачность времени пребывания в стране
*способность быстрой адаптации
психологическая устойчивость
способность к коммуникации
Вес=2
Порог=50
- Основные механизмы по привлечению высококвалифицированных специалистов:
интеграционные языковые курсы
*актуализация существующих систем балльной оценки мигрантов
*система квот для въезда дефицитных категорий специалистов с целью временной работы
программы занятости и обеспечения жильем
создание свободных экономических зон
присоединение государства к международным конвенциям по трудовой миграции
Вес=2
Порог=50
- Любая постоянная, иррациональная или чрезмерная боязнь, нетерпимость (или ненависть) к иностранцам или незнакомцам:
*ксенофобия
мигрантофобия
агарофобия
- Целями государственной миграционной политики Российской Федерации являются:
*обеспечение национальной безопасности Российской Федерации, максимальная защищенность, комфортность и благополучие населения Российской Федерации
*стабилизация и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации
*содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей
стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек
повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни к 2015 году до 70 лет, к 2025 году - до 75 лет.
Вес=3
Порог=60
- Государственная программа по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом направлена на:
содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе
*объединение потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития российских регионов
стабилизацию и увеличение численности постоянного населения Российской Федерации
повышение качества жизни и увеличение ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации
- Основными принципами оказания содействия добровольному переселению соотечественников в Российскую Федерацию являются:
принцип общественного договора
*обеспечение баланса интересов переселенцев, Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления муниципальных образований, предпринимателей, принимающего сообщества
обеспечение законных прав и свобод человека
селективный подход, базирующийся на учете интересов общества, государства, отдельных территорий
*Адресность социально-экономической поддержки
Вес=2
Порог=50
- Участие в Государственной программе по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом вправе принять:
*Российские соотечественники
беженцы
вынужденные переселенцы
иностранцы
апатриды
- Цели Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом:
*стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Российскую Федерацию соотечественников на основе повышения привлекательности ее субъектов
*компенсация естественной убыли населения в стране в целом и в ее отдельных регионах путем привлечения переселенцев на постоянное место жительства в Российскую Федерацию
содействие обеспечению потребности экономики Российской Федерации в рабочей силе, модернизации, инновационном развитии и повышении конкурентоспособности ее отраслей
стабилизация численности населения к 2015 году на уровне 142-143 млн. человек и создание условий для ее роста к 2025 году до 145 млн. человек
- Чтобы стать участником Государственной программы по оказанию содействия переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, необходимо соответствовать следующим условиям:
*обладание квалификацией и опытом работы, достаточными для осуществления трудовой деятельности на территории Российской Федерации
*владение русским языком (устным и письменным) на уровне, достаточном для быстрой адаптации среди принимающего сообщества
готовность инвестировать в экономику России один миллион рублей
Вес=2
Порог=50
Шкала оценивания.
Таблица 2.
Зачет | Экзамен (5-балльная шкала) | Критерии оценки |
незачтено | Этапы компетенции, предусмотренные образовательной программой, не сформированы. Недостаточный уровень усвоения понятийного аппарата и наличие фрагментарных знаний по дисциплине. Отсутствие минимально допустимого уровня в самостоятельном решении практических задач. Практические навыки профессиональной деятельности не сформированы. | |
зачтено | Этапы компетенции, предусмотренные образовательной программой, сформированы на минимальном уровне. Наличие минимально допустимого уровня в усвоении учебного материала, в т.ч. в самостоятельном решении практических задач. Практические навыки профессиональной деятельности сформированы не в полной мере. | |
Этапы компетенции, предусмотренные образовательной программой, сформированы достаточно. Детальное воспроизведение учебного материала. Практические навыки профессиональной деятельности в значительной мере сформированы. Присутствуют навыки самостоятельного решения практических задач с отдельными элементами творчества. | ||
Этапы компетенции, предусмотренные образовательной программой, сформированы на высоком уровне. Свободное владение материалом, выявление межпредметных связей. Уверенное владение понятийным аппаратом дисциплины. Практические навыки профессиональной деятельности сформированы на высоком уровне. Способность к самостоятельному нестандартному решению практических задач. |