Тема 14. политическая культура
(Понятие политической культуры)
С момента своего возникновения политика как главная сфера публичной жизни имела ценностно-нормативное измерение, в котором выражались представления людей об общественном благе, о наиболее
справедливом устройстве общества. Все сформировавшиеся политические системы отражали определенный исторический уровень человеческих стремлений и возможностей. Все установившиеся политические
институты, их социальное предназначение, формы взаимодействия власти и общества имеют смысл и необходимую устойчивость лишь в контексте существующей политической культуры. Поэтому стремление по-
строить политическую демократию, создавая лишь формальный набор демократических институтов и правил, обречено на провал, если они не опираются на соответствующую им политическую культуру. Отсюда
вытекает огромная роль и значимость политической культуры в осмыслении политических процессов.
Понятие политической культуры возникло в рамках западной научной традиции. Формально словосочетание «политическая культура» впервые встречается в труде немецкого просветителя И.Г. Гердера
(1744-1803) «Идеи к философии истории человечества». Однако он не дал этому понятию научного определения, тем самым не ввел его в научный оборот. Поэтому понятие «политическая культура» как научная категория возникла лишь в современной политической мысли.
В настоящее время существуют десятки определений политической культуры. Однако приоритет принадлежит американскому политологу Г. Алмонду, который в статье «Сравнительные политические системы» (1956) впервые предпринял попытку разработки концепции политической культуры. В дальнейшем он совместно с С. Вербой в работе «Гражданская культура» (1963) определил политическую культуру как систему ценностей, глубоко укоренившихся в сознании мотиваций или ориентацией и установок, регулирующих поведение людей в ситуациях, имеющих отношение к политике. Политическая культура есть то, каким образом политическая система, политический процесс и политический
курс интернализируются в когнитивных представлениях, чувствах и оценках населения того или иного общества.
Современная политология к классическому определению политической культуры, предложенному Алмондом и его последователями, добавила новый компонент — политическое поведение. Политическое поведение есть часть культуры. Если мы ограничимся лишь политическими ориентациями, то политическая культура будет рассматриваться лишь в рамках политического сознания. Поэтому современное понятие политической культуры объединяет в себе политическое сознание и политическое поведение. К сфере политического сознания относятся степень интереса субъекта к политике; отношение к политическим институтам; отношение к другим участникам политического процесса; готовность
принять личное участие в политике; представление о ォправилах политической игрыサ; характер политической самоидентификации; политический язык.
Раздел III. Человек в политическом процессе
К сфере политического поведения относятся формы и степень участия в политической жизни; формы и уровень взаимодействия с политическими институтами; формы и уровень взаимодействия с институтами
гражданского общества; тип электорального поведения. А.И. Соловьев, рационально обобщая различные подходы к понятию политической культуры, определяет ее как совокупность типичных для конкретной страны (группы стран) форм и образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные
представления о смыслах и целях развития мира политики и закрепляющих устоявшиеся в социуме нормы и традиции взаимоотношения государства и общества.
Политической культуре свойственны определенные функции в политической жизни. К важнейшим можно отнести функцию нормативную задающую субъектам определенные нормы и стандарты политического мышления и поведения; идентификации, раскрывающую потребность в понимании своей групповой принадлежности; ориентации характеризующую стремление субъекта к смысловому отображению политических явлений, своих возможностей при реализации прав и свобод; адаптации, выражающую потребность субъекта в приспособле нии к существующей политической среде и ее изменениям; интеграции,
обеспечивающую субъекту возможность существования в рамках политической общности, сохранению целостности политической системы социализации, характеризующую приобретение субъектом определенных политических знаний и навыков политического поведения; репродукции, способствующую воспроизводству данной системы политических отношений, преемственности и непрерывности политического
процесса; коммуникации обеспечивающую саму возможность взаимодействия субъектов и институтов власти на основе общепринятых терминов, символов и стереотипов.