Статья 20. Делегированные государственные полномочия
1. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями.
2. Делегирование органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий осуществляется на основании закона или договора с одновременным установлением порядка государственного обеспечения условий реализации передаваемых полномочий необходимыми материальными и финансовыми средствами.
В случае делегирования государственных полномочий на основании договора между органами государственной власти и местного самоуправления, условия договора подлежат утверждению соответствующим местным кенешем.
3. Делегирование государственных полномочий допускается лишь в случаях, когда государство одновременно с делегированием государственных полномочий предусматривает целевые трансферты из республиканского бюджета в местный бюджет или определяет иные источники финансирования, необходимые для осуществления делегированных государственных полномочий.
4. По делегированным государственным полномочиям органы местного самоуправления подотчетны уполномоченным органам государственной власти.
5. Законы и договоры о делегировании государственных полномочий должны предусматривать:
1) государственное полномочие, которое делегируется органам местного самоуправления;
2) методическую, организационную, консультативную и иные формы оказания содействия органами государственной власти в осуществлении органами местного самоуправления делегированных государственных полномочий;
3) требования к отчетности;
4) механизм контроля над осуществлением делегированных государственных полномочий со стороны государства.
6. К основным государственным полномочиям, которые могут быть делегированы органам местного самоуправления, относятся:
1) разработка и выполнение программ занятости и миграции населения;
2) учетная регистрация граждан, осуществление контроля за выполнением правил паспортного режима, проведение в установленном порядке прописки и выписки граждан, составление списков избирателей;
3) регистрация актов гражданского состояния в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
4) обеспечение зданиями и иными объектами для предоставления услуг в сфере школьного, дошкольного и профессионального образования и здравоохранения;
5) совершение нотариальных действий в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
6) выдача гражданам документов, удостоверяющих личность, семейное, имущественное положение, и иных документов, предусмотренных законодательством;
7) ведение первичного учета военнообязанных и призывников, принятие их на воинский учет и снятие с учета, содействие в организации призыва на воинскую службу;
8) распределение и использование земель Государственного фонда сельскохозяйственных угодий;
9) обобщение материалов по перспективному развитию сельскохозяйственного производства, составление экономических прогнозов по производству сельскохозяйственной продукции;
10) содействие в организации своевременного проведения ветеринарно-санитарных, противоэпизоотических мероприятий и селекционно-племенной работы в животноводстве;
11) обеспечение надлежащих мер по борьбе с потравами посевов сельскохозяйственных культур, охране лесозащитных полос и лесных массивов;
12) сбор пошлин и страховых взносов, а также полномочия в сфере налоговых правоотношений в соответствии с налоговым законодательством Кыргызской Республики;
13) разработка и осуществление мероприятий по охране окружающей среды;
14) обеспечение защиты прав потребителей;
15) организация теплоснабжения на соответствующей территории;
16) выявление малоимущих семей в целях организации им адресной социальной защиты;
17) первичное определение степени нуждаемости семей в ежемесячном пособии малообеспеченным семьям, имеющим детей, в сельской местности в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;
17-1) осуществление мероприятий по укреплению межэтнических отношений, а также по предупреждению и предотвращению межэтнических конфликтов;
18) иные полномочия, установленные законом.
(В редакции Законов КР от 30 ноября 2011 года № 228, 3 августа 2012 года № 149, 17 апреля 2015 года № 85, 21 апреля 2016 года № 48)
Глава 4
Организационно-правовые основы деятельности местных кенешей
Статья 21. Местные кенеши
1. Местные кенеши - представительные органы местного самоуправления, формируемые в порядке, установленном настоящим Законом, законодательством о выборах и о статусе депутатов местных кенешей, сроком на 4 года.
2. В Кыргызской Республике устанавливаются следующие местные кенеши:
1) айылный кенеш - представительный орган местного самоуправления в айылном аймаке;
2) городской кенеш - представительный орган местного самоуправления в городе;
3) (Утратил силу в соответствии с Законом КР от 3 августа 2012 года № 149)
3. Местные кенеши состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Порядок проведения выборов депутатов местных кенешей определяется законом.
4. Местные кенеши являются юридическими лицами и вправе самостоятельно решать любые вопросы, отнесенные законодательством к их компетенции. Местные кенеши соответствующей административно-территориальной единицы - района вправе проводить совместные заседания местных кенешей и принимать совместное решение в виде постановления в соответствии с настоящим Законом. Отмена решений местных кенешей в случае их противоречия Конституции и законам Кыргызской Республики осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.
5. Избранные депутаты городских кенешей в соответствии с партийной принадлежностью объединяются в депутатские фракции (далее - фракции). Большинством в городском кенеше считается фракция или коалиция фракций, официально объявившая о создании коалиции фракций в городском кенеше, имеющая более половины депутатских мандатов. Фракция или фракции, не входящие в коалицию фракций большинства, считаются меньшинством в городском кенеше.
В случае объединения депутатов городского кенеша в коалицию фракций большинства фракции или коалиции фракций меньшинства передается постоянная комиссия по бюджету и финансам.
(В редакции Законов КР от 3 августа 2012 года № 149, 16 октября 2013 года № 192, 21 ноября 2014 года № 158)
Статья 211. Совместное заседание местных кенешей
1. К компетенции совместного заседания местных кенешей относятся:
1) внесение предложения по кандидатуре для назначения на должность главы местной государственной администрации - акима в порядке, установленном законом;
2) заслушивание не реже одного раза в год отчета главы местной государственной администрации о положении дел на соответствующей территории;
3) выражение недоверия главе местной государственной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей двумя третями голосов от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей;
4) представление Центральной избирательной комиссии кандидатур для включения в состав территориальной избирательной комиссии, а также кандидатур в состав резерва территориальной избирательной комиссии в количестве, установленном Законом Кыргызской Республики "Об избирательных комиссиях по проведению выборов и референдумов Кыргызской Республики".
2. Инициированием вопроса о выражении недоверия главе местной государственной администрации является письменное представление, подписанное не менее одной третью от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей. Подписавший представление депутат не имеет права отозвать свою подпись.
3. Основной организационно-правовой формой работы совместного заседания местных кенешей является заседание. Порядок и периодичность проведения заседаний определяются регламентом совместного заседания местных кенешей.
4. Заседание совместного заседания местных кенешей правомочно при присутствии не менее половины от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей. Совместное заседание местных кенешей принимает решение большинством голосов от общего числа депутатов совместного заседания местных кенешей, если иное не предусмотрено законом.
5. Первое заседание депутатов совместного заседания местных кенешей открывает старший по возрасту из председателей местных кенешей соответствующей административно-территориальной единицы - района.
6. Заседание совместного заседания местных кенешей открыто для общественности. Каждый гражданин имеет право присутствовать на заседаниях в соответствии с регламентом, утвержденным совместным заседанием местных кенешей.
Совместное заседание местных кенешей может принять решение о проведении закрытого заседания в случаях, если рассматриваемый вопрос относится в соответствии с законодательством к государственной тайне.
7. Президиум совместного заседания местных кенешей в составе трех человек избирается из числа председателей местных кенешей. Совместное заседание местных кенешей избирает из числа депутатов совместного заседания местных кенешей секретариат и счетную комиссию в составе по три человека.
8. Совместное заседание местных кенешей избирает из состава президиума председателя совместного заседания местных кенешей.
9. Председатель совместного заседания местных кенешей, президиум, секретариат и счетная комиссия избираются на 1 год. Следующий состав президиума, секретариата, счетной комиссии и председатель совместного заседания местных кенешей избираются в порядке, установленном настоящей статьей.
10. Премьер-министр вправе созывать совместные заседания местных кенешей по вопросам, установленным частью 1 настоящей статьи. Премьер-министр направляет письма о созыве совместного заседания местных кенешей в соответствующие местные кенеши.
11. Совместное заседание местных кенешей принимает решение в виде постановления.
Постановление и протоколы совместного заседания местных кенешей подписываются всеми председателями местных кенешей и заверяются печатью всех местных кенешей.
(В редакции Закона КР от 3 августа 2012 года № 149)