Тема: Россия на путях модернизации (XVIII в.)

План занятия:

1. Реформы Петра I: политические, военные, административные, экономические. Содержание и характер реформ.

2. Промышленность и торговля при Петре I.

3. Петровская «революция» в области культуры и быта. Проблема цивилизационного раскола в петровскую эпоху и его влияние на историческую судьбу России.

4. Цена петровской модернизации.

Литература:

1. Ключевский В.О. Курс русской истории. – М., 1989. – Т. IV. – С. 134-203; Т. V. – С. 102-168.

2. Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. – М., 1984.

3. Павленко Н.И. Петр I. – М., 1990.

4. Буганов В.И. Петр Великий и его время. – М., 1989.

5. Шмурло Е.Ф. Курс русской истории. Московское царство. – СПб.: Изд-во «Алетейя», 1999.

6. Шмурло Е.Ф. История России (IX-XX вв.). – М.: «Аграф», 1999.

Темы рефератов:

1. Роль государства в эпоху Петра I. Рождение бюрократии.

2. Денежная реформа Петра I.

3. Петр I – исторический портрет. Реформатор или революционер?

4. Проблема воздействия петровских преобразований на историческое развитие России: дискуссии в отечественной историографии.

5. Причины и источники политической нестабильности императорской власти после смерти Петра 1.

Реформы Петра I: политические, военные,

Административные, экономические. Содержание

И характер реформ

Реформы Петра I не результат предварительного, строго обдуманного плана, они выросли из самой жизни, постепенно, чаще всего из неотложных потребностей данной минуты. Реформы выросли прежде и более всего из потребностей военных. Воевал же Петр в течение почти всего своего царствования, а потому не имел времени спокойно обсуждать и вводить свои преобразования. Поэтому многое, особенно вначале, делалось наспех. И, тем не менее, реформы Петра I имеют некоторую логическую структуру и последовательность:

1. Война требует войска – это породило первую заботу правительства: об армии. Ее надо было создать, одеть и прокормить, пополнять ее постоянную и притом значительную убыль. Надо было обзавестись артиллерией, военным снаряжением. Все это потребовало реформы военной.

2. Содержание войска требует денег. Их надо было найти немедленно. А достать их можно было только в самом государстве у населения. Это можно было осуществить только путем обложения населения налогами, податями, экстренными сборами. Отсюда следующая реформа - финансовая.

3. Чтобы обеспечить армии постоянный прилив свежих сил, гарантировать правительству возможность располагать необходимыми военными кадрами, приходится внести существенные изменения в старой системе несения военной повинности и распределить тяготы этой повинности между общественными классами населения на иных началах. Была проведена сословная реформа.

4. Чтобы обеспечить постоянное и правильное поступление в государственную казну возлагаемых на население податей и налогов, необходимо создать соответственные органы. Это вызвало необходимость реформы управления.

5. Потребности казны нельзя было полностью удовлетворить одним только взиманием податей и налогов с населения. Необходимо было обратить внимание на производительную деятельность. Отсюда меры экономического и коммерческого характера.

6. Военное дело, управление, экономическое благосостояние страны требовали знания, опытных людей, соответствующей обстановки для их развития. Все это вызвало меры просветительского характера.

7. Привлекая все классы населения к общей работе на пользу государства, Петр I не мог оставить в стороне духовенства и церкви, что привело к реформе церковной.

Задачи, стоявшие перед Россией в XVIII в. Необходимость выхода к морю - торговля - культурный застой
Незащищенность южных рубежей  
Отсутствие регулярной армии - дворянское ополчение - стрельцы
Отсутствие крупной промышленности - 20 мануфактур, мало вооружений
Приказы устарели  
  Реформа образования - церковное - необходима подготовка специалистов
Военные преобразования. Развитие промышленности Создание регулярной армии - рекруты - пожизненно - командный состав
Строительство флота  
  Промышленность - мануфактуры 20 Õ 191, горные, военные - крепостной труд
Покровительство купечеству и промышленности - тариф 1724 г.
Реформирование всех сфер государственной жизни Финансовая реформа 1718 г. - подворная подать - подушная подать
  Государственное управление - Сенат, генерал-прокурор - коллегии - тайная канцелярия - губернаторы - провинции, магистраты
1721 г. Церковное управление - вместо патриарха Синод и обер-прокурор
Расширение дворянского землевладения - раздача крестьян - 1714г. – поместья - наследственны
Табель о рангах, 1722 г. - 14 классов, личная выслуга, служба обязательна
Система образования  


Наиболее последовательной и завершенной реформой Петра I была военная реформа. Расформировав стрелецкие полки в конце XVII в. Петр I остался почти без армии. Полки, наспех сформированные в 1699-1700гг. и отданные под команду иноземных офицеров, показали под Нарвой свою несостоятельность. Поэтому Петр I проявил большую энергию и настойчивость в комплектовании и обучении новой армии. Его усилия увенчались полным успехом, и в компании 1708-1709гг. новая русская армия показала себя на уровне любой европейской армии.

Для комплектования армии солдатским составом прежний случайный и беспорядочный «прибор» «охотников» и «даточных людей» был заменен периодическими рекрутскими наборами. Первый рекрутский набор был произведен в 1705г. и затем до 1710г. наборы повторялись ежегодно по норме – по одному рекруту с 20 тягловых дворов, что должно было дать около 30 тыс. рекрутов в каждый набор.

Для подготовки офицерского состава из русских людей было учреждено несколько специальных школ (навигацкая, артиллерийская, инженерная), но главной военно-практической школой по подготовке офицеров для армейских полков служили гвардейские полки – Преображенский и Семеновский, к которым в 1719г. был добавлен драгунский «лейб-регимент». Царский указ от 26 февраля 1714г. решительно запрещал производить в офицеры дворян («и иных со стороны»), которые не служили солдатами в гвардейских полках и «с фундаменту солдатского дела не знают». В 1716г. был издан подробный Воинский устав, который также постановлял, что «шляхетству российскому иной способ не остается в офицеры происходить, кроме что служить в гвардии».

В конце царствования Петра I численность регулярного сухопутного войска в России доходила до 200 тыс., в том числе в гвардии около 3 тыс., в армейских полках конных около 42 тыс. и пехотных 75 тыс., в гарнизонах 74 тыс., в артиллерии и инженерных ротах около 6 тыс., иррегулярные войска, главным образом казаки, составляли около 100 тысяч.

Военный флот состоял из 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов, с общей численностью экипажа около 28 тысяч. В 1720г. был издан подробный Морской устав.

С 1708г. Петр I начинает перестраивать старые учреждения и заменять их новыми. В результате к концу первой четверти XVIIIв. сложилась следующая система органов власти и управления.

Вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти сосредоточилась в руках Петра, который после завершения Северной войны получил титул императора.

Высшим учреждением петровской администрации был «правительствующий Сенат», сменивший прежнюю Боярскую думу (1711г.). В состав Сената было назначено 9 членов и обер-секретарь.

Медлительность в отправлении служебных обязанностей, а главное, нарушение своего служебного долга (казнокрадство, взяточничество, неправосудие) навели Петра на мысль бороться с этим злом не только явным путем, но и тайным. При Сенате была учреждена должность обер-фискала, в помощь ему были –назначены фискалы в коллегиях и по городам, в целях надзора за управлением. Указ от 5 марта 1711г. так определял обязанности обер-фискала: «Должен он над всеми делами тайно надсматривать и проповедовать про неправный суд, також в сборе казны и прочего, и кто неправду учинит, то должен фискал позвать его пред Сенат (какой высокой степени ни есть) и тамо его уличать». В 1715г. при Сенате была учреждена должность ревизора, или надзирателя указов, а в 1722г. была учреждена должность генерал-прокурора. Он стоял во главе сенатской канцелярии. Через его руки проходили все бумаги, входящие и выходящие. Генерал-прокурор созывал Сенат на заседания, руководил деятельностью сенаторов и контролировал эту деятельность. Ни в чем не зависимый от Сената, генерал-прокурор являлся посредником между ним и государем. В его распоряжении находился целый штат помощников: обер-прокурор – ближайший сотрудник, прокуроры при коллегиях и в надворных судах. В том же 1722г. была учреждена особая должность рекетмейстера, который должен был принимать и рассматривать жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегий, доносить о том Сенату и требовать решения, а в некоторых случаях докладывать дело самому государю.

Никак не соответствовали новым условиям и задачам приказная система, которая оформилась в условиях «самодержавия с Боярской думой». Поэтому Петр I произвел коренную перестройку органов центрального управления. В 1717-1718гг. были учреждены коллегии. От прежних приказов коллегии отличались большей определенностью и большей однородностью подведомственных им дел: каждая коллегия ведала какую-нибудь одну, особую отрасль, всегда общегосударственного, не местного значения. Поэтому и само число их было значительно меньше приказов.

Коллегии были следующие: 1) Чужестранных дел (заменил прежний Посольский приказ); 2) Военная; 3) Адмиралтейская (морское ведомство); 4) Юстиц-Коллегия; 5) Камер-Коллегия (ведала доходы государственные); 6) Штатс-Контора (расходы); 7) Берг-Коллегия (горнозаводское дело); 8) Мануфактур-Коллегия (фабричная промышленность); 9) Коммерц-Коллегия (торговля); 10) Вотчинная (бывший Поместный приказ); 11) Ревизион-Коллегия (финансовый контроль).

В состав каждой коллегии входили 1 президент, 1 вице-президент, 4 советника, 5 асессоров, 2 секретаря. Дела решались большинством голосов.

В 1708-1709гг. была начата перестройка органов власти и управления на местах. Россия была разделена на 8 обширных административных округов, названных губерниями. Впоследствии число губерний увеличилось до 11. Губернии разделялись на провинции (50), во главе которых стояли воеводы, провинции разделялись на дистрикты.

В 1713г. в областное управление было введено коллегиальное начало. При губернаторах велено было учредить коллегии «ландратов» (от 8 до 12 человек на губернию), избираемых местным дворянством.

Реформы затронули положение сословий в стране. Способ комплектования армии и требования, предъявлявшиеся к поступающим в нее, сделали ее бессословной: в рядах армии на одинаковом положении очутились и дворяне московские и их крепостные крестьяне, зачастую даже холопы – те и другие делались рядовыми солдатами, что совершенно сглаживало между ними общественную разницу. Зато вне армии разница, уже существовавшая между помещиком и его крестьянином, стала благодаря введению подушной подати еще чувствительнее: прежний владелец землей превратился в господина и владельца человеческой душой.

Сословная реформа открыла доступ в дворянское сословие через военную службу всем классам населения: всякий солдат, дослужившийся до офицерского чина, получал потомственное дворянство.

Прежние московские служебные «чины», зависевшие в значительной степени от «породы», т.е. происхождения служилых людей, были отменены. Изданный Петром в 1722г. «табель о рангах» разделял всю массу государственных служащих, военных и гражданских, на 14 чинов, или «рангов», по которым должен был продвигаться каждый офицер и гражданский чиновник. На место прежней аристократической иерархии «породы» и «отечества» Петр поставил военно-бюрократическую иерархию заслуги и выслуги.

Петр I всячески старался поднять активность и социальный уровень русского торгово-промышленного класса. Учредив выборные городские магистраты для управления городами, Петр хотел также, чтобы русские ремесленники по образцу западноевропейских организовались в цехи. Согласно регламенту главного магистрата, «каждое художество и ремесло свои особливые цунфты (т.е. цехи)… и над оными альдерманов (или старшин) имеет».

Однако попытка Петра насадить в России городское самоуправление и цеховой строй не увенчались успехом. И одной из причин, замедливших развитие и подъем городского класса, было именно государственное «тягло» – тягость податей, а также обязательных бесплатных служб и повинностей, лежавших на городском населении.

Постоянная и настоятельная нужда в деньгах на военные расходы побуждала Петра I изыскивать все новые и новые источники государственных доходов. С этой целью были осуществлены следующие меры:

1. Был осуществлен выпуск низкопробной монеты (перечеканка из монеты полноценной с сохранением прежней ее номинальной стоимости). Благодаря этому казна выигрывала, но ценность денег падало, а с их падением поднимаются цены на товары.

2. Вводятся разного рода налоги, главным образом, промысловый: на мельницы, рыбные ловли, постоялые дворы, торговые бани; также на право носить бороду, выделывать дубовые гробы. Некоторые из этих налогов были очень высоки.

3. Вводится казенная монополия на табак, на соль, сало, деготь, лен, пеньку, рыбий жир, смолу, поташ.

4. Устанавливаются пошлины на гербовую («орленую») бумагу.

5. Вводится подушная подать. Она принесла государству всего более доходу (в 1724г. более половины государственного бюджета), зато и легла на население всего тяжелее.

В царствование Петра была создана русская монетная система, мелкая монета (копейка, денежка и полушка) чеканилась из меди. Из серебра чеканились гривенники, полтинники, полуполтинники и рубли. Из золота чеканились червонцы. Монета из благородных металлов шла на уплату жалованья войску и на платежи заграничные, медная же – исключительно для обращения внутри государства.

Преобразования Петра I встретили непонимание и сопротивление со стороны церкви. Со своей стороны Петр считал, что церковь подобно всякому учреждению должна служить на пользу государства, и поэтому стать органом правительственной власти. Утилитарные соображения, лежавшие в основе всех мероприятий Петра, сказались и на понимании им самой религии. Петр требовал от духовенства, чтобы оно прививало народу нравственное чувство, поучало его, подавало добрый пример собственного поведения. В духовенстве он видел особый класс таких же государственных чиновников, какими были и остальные классы населения: дворянство служило в военной и гражданской службе; крестьяне поставляли боевой материал на войну и питали государственную казну; ту же обязанность несли и посадские; в свою очередь, духовенство должно было воспитывать добрых граждан, проникнутых сознанием своих гражданских обязанностей.

На рубеже XVII и XVIII вв. отношения между руководством церкви и Петром I настолько обострились, что когда в 1700г. патриарх Адриан умирает, Петр не допускает избрания нового патриарха и назначает рязанского митрополита Стефана Яворского местоблюстителем «святейшего патриаршего престола – для временного управления церковью». Это временное состояние продолжалось до конца 1718г., когда был издан указ об учреждении Духовной коллегии, или Святейшего правительствующего Синода, который должен бы заменить собою патриаршество.

Ряд суровых мер был принят в отношении монашествующих. В 1701г. управление монастырскими и епископскими вотчинами было изъято из рук духовных властей и передано в руки светских чиновников Монастырского приказа. На содержание же монахов и монахинь была положена ежегодная «дача» деньгами и хлебом. Велено было переписать монастыри и в них всех монахов и монахинь, и впредь в монахи никого вновь не постригать без царского указа. Доходы с монастырских имений должны были употребляться на нужды благотворительности.

Наши рекомендации