Сущность и принципы национальной политики, ее стратегия и методы.

Основу национальной политики всегда составляют этнические интересы. Их идейно-теоретическое оформление осуществляется в национальных идеологиях, обосновывающих историческое и социально-политическое предназначение этноса, определяющих пути решения его проблем, реализации потребностей и интересов. Практическая реализация этнических интересов осуществляется в процессе управления этническими отношениями в обществе, которое обеспечивается при помощи национальной(этнической) политики.

Национальная (этническая) политика - это целенаправленная деятельность политических институтов, организаций и движений, прежде всего государства, направленная на учет, сочетание и реализацию национальных интересов народов; это - процесс регулирования взаимоотношений между этносамиЦели и принципы этнонациональной политики формулируются, как правило, в виде национальных идеологий и закреплены обычно в конституциях и нормативно-правовых актах государства, документах политических партий, общественно-политических организаций и движений.

Национальная политика осуществляется различными субъектами, имеет свои объекты. Важнейшими социальными субъектами национальной политики являются этнические общности (этносы), национальные элиты и лидеры, а институциональными - высшие и региональные государственные органы, политические партии, общественно-политические организации и движения. Этносы представляют собой не только субъект, но и объект национальной политики. Взаимопереходные объектно-субъектные отношения присущи также и государству, политическим партиям, которые могут выступать и объектами воздействия со стороны различных социально-политических сил по проблемам национального развития. Кроме этнических общностей, политических институтов и организаций, объектами национальной политики могут быть также и отдельные личности, как носители этнических свойств, межэтнические отношения и конфликты, статус этноса в обществе и т.д. От характера объекта национальной политики во многом зависят ее стратегия и тактика, возможность и эффективность предпринимаемых в рамках этнополитики действий.

Определяющим этнополитическим институтом и одним из ведущих субъектов национальной политики являетсягосударство. Оно обладает наибольшими возможностями (экономическими, правовыми, военными, пропагандистскими) в реализации управленческой функции политики применительно к этносу, управлении этническими отношениями и процессами. В полиэтнических странах в государственном аппарате, как правило, создаются специальные структуры, разрабатывающие и осуществляющие национальную политику. Их деятельность призвана обеспечивать подготовку качественных решений законодательной и исполнительной властей по регулированию национальных отношений с учетом специфических запросов каждого этнического образования, с позиций поддержания общественной стабильности и своевременного разрешения конфликтных ситуаций в межэтнических отношениях.

Государственное управление национальными отношениями представляет собой процесс в котором выделяются такие специфические фазы, как: анализ состояния этнонациональных ситуаций, прогнозирование тенденций их развития; выработка и принятие политических решений (формирование целей, определение путей и выбор средств их достижения); организация выполнения принятых решений; контроль за выполнением принятых решений. Высокая динамичность и особая деликатность национальных отношений, возможность непредвиденных поворотов и даже изломов в их развитии требуют от государства постоянного анализа состояния национальных отношений, оперативной корректировки своих решений.

Выделяютсятри уровня государственного управления национальными отношениями, на которых вырабатываются и реализуются этнополитические решения. Первый - теоретико-концептуальный. Здесь разрабатываются концепции национальной политики, программы этнического развития. Это - прерогатива специальных государственных подразделений, парламентских и правительственных комитетов и комиссий, экспертных групп, исследовательских центров и научно-исследовательских институтов. Второй - политико-правовой, законотворческий. На этом уровне принимаются законоположения, общегосударственные решения, нормативные акты и установления, определяющие конкретные механизмы, пути и средства решения поставленных задач .в области национальной политики Это – сфера деятельности высших органов государственной власти.. Третий - практико-политический. Это уровень, где центральные государственные органы и органы государственной власти регионов и административно-территориальных единиц практически реализуют общегосударственные программ национального развития с учетом специфики регионов. Большая практическая работа по реализации целей и установок в сфере национально-политических отношений проводится также политическими партиями и движениями. Все три уровня организации и осуществления национальной политики связаны между собой внутренней логикой управления. При этом ключевую роль среди них играет теоретико-концептуальный уровень, который задает парадигму и стратегию политической деятельности в сфере межнациональных отношений, определяет направленность законотворческой работы, принципы и характер оперативного управления.

Эффективность национальной политики, любых этнополитических мероприятий зависит от соблюдения определенныхнаучных принципов их осуществления. К основным из них относятся: учет особенностей различных типов этносов, дифференцированный подход к ним; гласность и открытость в осуществлении национальной политики; преодоление подозрительности и недоверия в национальных отношениях; обеспечение национально-культурного самоуправления; защита и развитие этнической идентичности и национальной культуры; опора на национальные традиции, создание условий для их сохранения, возрождения и развития; своевременное, опережающее и оперативное реагирование на межэтническую напряженности и конфликты; развитие механизмов помощи и защиты “проблемных” этносов, предоставление им помощи, льгот и привилегий на адресной основе; правовая защита этнических меньшинств.

Реализация принципов этнополитики самым непосредственным образом связана с ее стратегией, которая призвана фиксировать цели, намечаемые субъектами этнополитики: политическими элитами и политическими институтами, политическими организациями и движениями. Особенности развития того, или иного народа, его национальная идеология, конкретно-исторические условия и задачи по обеспечению его национальных интересов (в соотношении с интересами других этносов) определяют выбор соответствующей стратегии этнополитики. В зависимости от критериев этого выбора этнополитическая стратегия может представлять собой: изоляционизм или открытость; этническую интеграции или дезинтеграцию, сепаратизм; ассимиляцию или сохранение этнической специфики, неповторимости; традиционализм или модернизацию; стабилизацию или дестабилизацию; ускорение, форсирование или постепенность, эволюционизм; ослабление или усиление того или иного этноса; конструктивность, созидательность или разрушение; равноудаленность от всех этнополитических сил или поддержку какой-либо из них (принцип “опорной” нации); предоставление или не предоставление материальных и моральных компенсаций за акции, наносящие ущерб тем, или иным этносам.

В зависимости от выбора стратегических установок и средств достижения поставленных целей субъектами, национальная политика может носить мирный, ненасильственный или агрессивный, захватнический, насильственный характер. При этом этнополитическое насилие может осуществляться в различных формах: разобщение этносов, разжигание противоречий между ними, провоцирование столкновений; психологическое и информационное давление, создание отрицательных стереотипов, предъявление несправедливых обвинений, смещение ответственности и вины отдельных лиц, групп, органов власти на этнос в целом; ликвидация национально-культурных центров, печати, театров, школ, церквей; ограничение гражданских прав по этническим признакам; экономическая блокада; депортация; насильственный захват чужих этнических территорий, ликвидация государственности и физическое уничтожение народа. Применение этнополитического насилия возможно при любых типах политических режимов. Но, как показывает исторический опыт, так называемое “силовое” решение национального вопроса часто не является эффективным, приводит к рецидивам этнонациональных конфликтов. В настоящее время человечеством выработаны не силовые, но достаточно эффективные механизмы снижения уровня конфликтности межнациональных отношений.

Рассмотренные принципы, стратегии и методы этнополитики используются не только государственным институтам, но и такими весомыми по своему значению субъектами этнонациональной политики, как этнические движения и наиболее институализированной и политизированной их частью - этническим партиям. Этнические движения выступают важным фактором социально-политических перемен в области межнациональных отношений, носителем этнической активности (часто в форме протеста). Им присущи обостренная реакция на несправедливость и дискриминацию в отношении этноса, активное участие в межэтнических конфликтах, оказание давления на органы власти в направлении принятия решений, соответствующих интересам. Этносов. Эти движения способствуют тому, чтобы государственная политика более четко ориентировалась на общие и частные этнические интересы.

Истории и современному миру известны различные типы этнополитических движений. Исходя из этнической специфики выделяются негритянское, индейское, цыганское, еврейское, русское и др движения. В зависимости от целей и установок - движения солидарности и поддержки, антиславянские, антирусские, антисемитские, антинегритянские, антиимиграционные и др. движения, миграционные, репатриационные, реставрационные и т.д. движения. По отношению к государственности - этногосударственные движения: сепаратистские, автономистские, объединительные, федералистские, унитаристские.

Причины возникновения и существования этнополитических движений весьма разнообразны. .Ведущей, основой среди них является реальное или мнимое(вызванное мнительностью, подозрительностью, завистью, чрезмерными амбициями национальных элит) социально-экономическое, политическое и культурное неравенство национально-этнических общностей. Немаловажную роль в возникновении и существовании этнополитических движений играют и такие факторы, как снижение статуса этноса, или возможность его повысить за счет других; дискриминация или даже репрессивная политика; миграционные процессы, активизация иноэтнических групп (монополизация отдельных сфер жизнедеятельности общества представителями определенных этногрупп); ослабление центральной власти и т.д.

Идейной основой этнополитических движений всегда выступает та или иная разновидность национализма. В трактовке самого термина “национализм” в отечественной и зарубежной литературе имеются довольно существенные различия. В зарубежной общественно-политической мысли он, как правило, не несет какой-либо отрицательной смысловой нагрузки (в отличие от понятий “расизм” и “шовинизм”) и рассматривается как выражение национально-освободительного движения, или как национально-государственная идеология, синоним национального сознания и ответственности.

В толковании же подавляющего большинства российской интеллигенции XIX-начала XX вв. понятие “национализм” достаточно прочно ассоциировалось с понятием “шовинизм.” Однако, некоторые мыслители того времени( П.В. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, И.А. Ильин и др.) не разделяли этой позиции и считали, что национализм бывает не только агрессивным и разрушительным, но и позитивным, творческим, разумным, без него невозможно плодотворное этнокультурное развитие и национально-государственное строительство. Но подобные взгляды не были преобладающими. В советской же литературе ХХ века термин “национализм” всегда носил негативный оттенок и, как правило, сопровождался прилагательным “буржуазный”, противопоставлялся пролетарскому интернационализму. Большевики, признавая объективность существования наций и даже их право на свободное и самостоятельное существование, считали, что национальный вопрос подчинен классовому, и провозглашали, что “пролетарская партия стремится к сближению и дальнейшему слиянию наций”[62].Завоевав власть, они провозгласили в 1922 г. образование СССР, рассматривая его не только и не столько как форму объединения равноправных народов бывшей России, а прежде всего как переходную форму к полному государственному единству наций и стиранию национальных различий. Тем не менее, в этом проявились и тактические уступки национальным движениям. Результатом этих уступок было национально-федеративное устройство СССР. Однако главные причины этих уступок были не внутригосударственными, а международными, обусловленными перспективами развития мировой революции. Смысл “великого переворота”, осуществленного, по мнению Н.И. Бухарина, ленинским учением в национальном и колониальном вопросе, заключался в обосновании необходимости сознательного использования разрушительной силы национализма во имя торжества мировой революции. Для этого, считал он, нужно поддержать “сепаратизм колониального, национального движения, т.е. все те разрушительные силы, которые объективно ослабляют мощь того железного государственного обруча, того государства, которое представляет из себя наиболее могущественную и рациональную организацию буржуазии”[63]. С этой же целью был выдвинут и тезис о существовании двух разных национализмов: “прогрессивного” национализма малой нации и “реакционного”, “шовинистического” национализма нации большой. В целом можно констатировать, что национализм выполняет довольно разнообразные` позитивные функции: интеграционную, стабилизирующую, мобилизационную, формирования этнической идентичности, программирования этнополитических действий, защиты этнических интересов, культурологическую и др.

Вместе с тем, национализм представляет собой главную движущую силу сепаратизма.. Глубинной внутренней причиной национал-сепаратизма выступает дискриминация одной нации другой, отношения господства и эксплуатации. Однако сепаратизм как явление связан не только, а иногда и не столько с наличием объективных внутренних причин. Большое значение в стимулировании националистически-сепаратистских настроений и движений зачастую имеет так называемый внешний фактор, т.е. соответствующая политика (по принципу - “разделяй и властвуй”) одних государств по отношению к другим (этнически неоднородным) с целью их ослабления или уничтожения путем раздробления как своих политических противников. История России за последние двести лет дает тому немало примеров. В частности, в 1831 г. во время польского восстания во Французской палате депутатов звучали речи (Лафайета, Могена и др.), призывавшие к вооруженному вмешательству в русско-польские военные действия на стороне поляков, требовавших не только независимости, но и восстановления границы России и Польши там, где она проходила до Андрусовского мира 1667 г. (т.е. присоединения к Польше Литвы, Белоруссии и Украины до Днепра, включая Киев). В конце Х1Х – начале ХХ века ярко проявился, поддерживаемый из-за рубежа, украинский сепаратизм, а в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 годов А.Гитлером и Р. Розенбергом всячески поощрялся прибалтийский, украинский, кавказский и поволжский сепаратизм

После окончания второй мировой войны и с началом “холодной войны” национальный вопрос был избран главной пропагандистской мишенью и политическим инструментом борьбы против СССР и России. Как констатировал немецкий историк Х.Е. Фолькман, американцы “однозначно склонялись к тому, чтобы поощрять, прежде всего финансово, процесс отделения «нероссийских» национальностей от СССР. Эта позиция не в последнюю очередь преследовала цель - вместе с разгромом большевистского господства произвести также расчленение России и тем самым устранить ее как политического и экономического противника Америки”. Именно поэтому американцы поддерживали сепаратистские политические организации (например, Антибольшевистский Блок Народов), для которых борьба с большевиками означала одновременно борьбу с русскими. Наиболее яркое официальное выражение такая американская политика нашла в так называемом “Законе о порабощенных нациях”, принятом в США в июле 1959 г. Суть закона выражена в резолюции Конгресса США по этому вопросу следующим образом: “Так, как начиная с 1918 года империалистическая и агрессивная политика русского коммунизма привела к созданию обширной империи, которая представляет собою зловещую угрозу безопасности Соединенных Штатов и всех свободных народов мира, и так как империалистическая политика коммунистической России привела путем прямой и косвенной агрессии к порабощению и лишению национальной независимости Польши, Венгрии, Литвы, Украины, Чехословакии, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Румынии, Восточной Германии, Болгарии, континентального Китая, Армении, Азербайджана, Грузии, Северной Кореи, Албании, Идель-Урала, Тибета, Казакии, Туркестана, Северного Вьетнама и других, и так как эти порабощенные нации, видя в Соединенных Штатах цитадель человеческой свободы, ищут их водительства в деле своего освобождения...именно нам следует надлежащим официальным образом ясно показать таким народам тот исторический факт, что народ Соединенных Штатов разделяет их чаяния вновь обрести свободу и независимость..."[64].

Закон о “порабощенных нациях” до сих пор не отменен. Более того, после разрушения Советского Союза политика США руководствуется теми же целями - не допустить восстановления ни СССР, ни утверждения единой и сильной России. Об этом открыто заявляли и заявляют известные политические деятели и политологи США[65].

Действия различных субъектов национальной политики охватывают широкий круг проблем национальных отношений. При этом, объектами их воздействия оказываются не только сами этносы, но и условия и среда их обитания. В этом контексте особое значение имеют основные направления национальной политики.

Наши рекомендации