Взаимодействие гражданского общества и государства

Взаимодействие гражданского общества и государства носит исторический характер. Они возникли тогда, когда общество, осуществляя поиск оптимальных условий для реализации и защиты своих интересов, обратилось к идее создания государства.

Теоретически и практически бесспорно то, что гражданское общество и государство – две стороны одной медали, от взаимодействия которых, их известного противостояния, взаимопроникновения и взаимоконтроля зависят общественная стабильность, прогрессивные изменения, устойчивое развитие. Становясь неотъемлемым элементом в системе общественных: отношений, государство выполняет определенные регулирующие функции, дополняет гражданское общество, обеспечивает его прогрессивное развитие. Историческая практика убедительно показала: только тесное, диалектическое взаимодействие, сбалансированные отношения государства и гражданского общества, регулируемые определенной системой норм и правил, позволяют им успешно функционировать, выполнять социально значимые роли в системе общественных отношений.

Опыт мирового развития показывает, что тесное взаимодействие, согласованность и баланс взаимоотношений гражданского общества и государства не устанавливаются автоматически. При неразвитом гражданском обществе государству присуща тенденция к экспансии, подавлению гражданского общества. Такое гражданское общество, как правило, не может противостоять государству. В этом случае государство как аппарат чиновников поглощает его, утверждает свое господство, тотальную этатизацию всего и вся. Бюрократия из слуги превращается в господина, становится вершителем судеб всех граждан. Утверждаются тоталитарные и авторитарные политические режимы, допускающие в ограниченных пределах развитие и функционирование гражданского общества, обрекающие его на пассивность или активную оппозицию, чему в истории есть немало примеров. Особую роль и значение в системе общественных отношений при антидемократических режимах приобретают вооруженные силы, другие силовые структуры. Они могут активно вмешиваться в общественную жизнь, являются опорой «сильной», нелегитимной власти. Не имея поддержки в народе, государственная власть в таком случае создает разветвленную систему военных и полувоенных органов, часто имеющих уродливый гипертрофированный характер по отношению к структурам гражданского общества. Тем не менее, государство неспособно полностью разрушить или подменить гражданское общество. Последнее первично по отношению к государству. Фундамент гражданского общества с изменением ситуации начинает активно проявлять себя и развиваться.

Наиболее оптимальные возможности для взаимодействия гражданского общества и государства, сбалансированности их отношений складываются в странах с демократическим политическим режимом. Опыт современных западных стран с демократическими формами жизни и развитым гражданским обществом свидетельствует, что государство и гражданское общество, активно взаимодействуя, одновременно ограничивают пределы взаимопроникновения, обеспечивают взаимоконтроль и взаимопомощь. Гражданское общество является основой стабильности государства, а государство – фактором эффективного функционирования и развития гражданского общества. В развитых странах маловероятны как полное огосударствление общественной жизни, так и полное отдаление государства от гражданского общества. В таких условиях со стороны гражданского общества устанавливается контроль над деятельностью государственных органов и его силовых структур. Вооруженные силы и другие элементы военной организации государства, при демократических режимах, действуют в строгом соответствии с Конституцией страны, используются только по прямому предназначению, определенному в нормативно-правовых актах. Баланс взаимоотношений государства и гражданского общества, их взаимодополнение достигаются сформировавшимися условиями в процессе развития этих стран, наработанным механизмом взаимодействия гражданского общества и государства.

К условиям, обеспечивающим эффективное и сбалансированное взаимодействие государства и гражданского общества, относятся: всеобщность и развитость демократии, ее реальное проявление во всех сферах общественной жизни; зависимость общества и власти от закона, их безусловная подчиненность и подконтрольность ему; легитимность власти и ее функционирование в интересах всех граждан общества; развитость и прогрессивный характер функционирования всех элементов и структур гражданского общества.

При наличии таких условий гражданское общество и государство идут навстречу друг другу, тесно взаимодействуют между собой, дополняют друг друга, постоянно ищут способы и формы наиболее эффективного сотрудничества. Достигается это, прежде всего, поддержкой со стороны государства инициатив гражданского общества, направленных на активизацию его деятельности. Так, практически во всех современных демократических странах в системе властных государственных структур созданы и функционируют специальные органы для связи с организациями гражданского общества, обеспечивающие регистрацию его элементов и оказывающие им материально-финансовую и другую помощь. Например, в Великобритании уже многие годы действует специальный государственный орган – Комиссия по благотворительности. Она регистрирует благотворительные организации и фонды, деятельность которых направлена на помощь бедным, на поддержку церкви, развитие образования, на защиту здоровья граждан. Важной функцией Комиссии является также оказание помощи общественным организациям и объединениям.

Кроме деятельности специализированных органов, типа Комиссий по благотворительности, есть еще и такой способ контактов государства с гражданским обществом, как включение представителей гражданского общества в различные комиссии, работающие при парламентах и правительствах. Эти представители нередко становятся членами законодательной и исполнительной ветвей власти. В парламентских комитетах и комиссиях они выступают как эксперты и профессионалы, владеющие весьма ценной информацией, касающейся реальных проблем развития гражданского общества. В ряду такого рода комитетов и комиссий при парламентах и правительствах некоторых западноевропейских стран образуются также социально-экономические советы, имеющие консультативный характер. В них входят как представители государственных органов, так и представители многих общественных организаций. Правительства этих стран запрашивают мнение советов о проектах принимаемых законов по вопросам социального и экономического характера. В свою очередь, по своей инициативе эти советы могут вносить предложения правительству по решению тех или иных конкретных проблем.

Среди других форм взаимодействия гражданского общества и государства следует отметить также существующую во многих странах службу парламентского уполномоченного по контролю за соблюдением прав и свобод граждан. Возглавляет эту службу независимое должностное лицо высокого ранга, ответственное перед законодательной властью. Уполномоченный рассматривает жалобы граждан, недовольных действиями должностных лиц или предпринимателей, собирает в соответствии с представленными ему возможностями материалы по жалобам и докладывает парламенту результаты расследований с соответствующими рекомендациями. Рекомендации уполномоченного редко игнорируются, что говорит об их высоком авторитете. В Великобритании уполномоченный по гражданским правам назначается королевой по рекомендации премьер-министра. Положение уполномоченного по гражданским правам является столь высоким и ответственным, что его сравнивают со статусом генерального аудитора-контролера парламента, на которого возложены обязанности финансового контроля за расходами правительством государственных средств. Существуют и другие способы и формы взаимодействия гражданского общества и государства, позволяющие им развиваться вместе, двигаться по пути прогресса.

Взаимодействие гражданского общества и государства обеспечивает, с одной стороны, гражданский контроль за деятельностью государства, а с другой – определяет допустимые пределы вмешательства государства в частную жизнь граждан. Но баланс отношений государства и гражданского общества, границы государственного регулирования общественных отношений не остаются неизменными. Они определяются историческими факторами развития той или иной страны, складывающейся конкретной ситуацией, другими процессами, происходящими в обществе. И если эти изменения ведут к усилению этатизации государства и ослаблению гражданского общества, то последнее вынуждено прибегать к своему защитному механизму, активизации деятельности всех своих институтов с целью воздействия на государство, как носителя политической власти. Наиболее эффективным из этих институтов являются массовые политические партии, оказывающие свое воздействие на политическую власть путем давления на нее как через своих избирателей (выборы, референдумы), так и через своих представителей в органах законодательной власти. Имеется в виду деятельность создаваемых в парламентах фракций, принимающих активное участие в разработке законов, ограничивающих вмешательство государства в жизнедеятельность гражданского общества и открывающих возможности для его развития и совершенствования.

Взаимодействие гражданского общества и государства благотворно сказывается на их функционировании и развитии, обеспечивает социально-политическую стабильность общества, его прогресс. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, гражданское общество является одним из важнейших и мощных рычагов в системе сдержек и противовесов стремлению государственной власти к абсолютному господству. Для выполнения этой миссии используется активное участие различных элементов гражданского общества в избирательных кампаниях, референдумах, их возможности по формированию общественного мнения, по организации сопротивления проведению тех или иных государственных реформ, противоречащих интересам большинства граждан и т.д. Во-вторых, гражданское общество (многие из его организаций и объединений) нуждается в государственной поддержке. Поэтому, существуя независимо от государства, многообразные институты и объединения гражданского общества в различных формах взаимодействуют с государством. Его представители активно участвуют в работе государственных органов. В-третьих, государство, в высокой степени заинтересовано во взаимодействии с гражданским обществом. Объясняется это, прежде всего тем, что гражданское общество выступает источником легитимации политической власти. Контакты с различными элементами гражданского общества являются для государства необходимым источником информации о состоянии общества, об интересах, настроениях, отношении к политической власти различных групп граждан. Кроме того, в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство. Наконец, среди организаций гражданского общества есть и такие, которые оказывают финансовую помощь государству (ассоциации банков, предпринимательские союзы). В-четвертых, специфика гражданского общества, автономный характер его структурных элементов не исключают непредсказуемости их действий. Поэтому логичными являются усилия государства по контролю процесса функционирования и развития гражданского общества, реализуемые в различных формах. К таким формам и способам контроля относятся: представительство структур гражданского общества в различного рода властных органах; создание совместных структур, включающих представителей государства и общественных организаций; издание законов и нормативных актов, регулирующих деятельность институтов, организаций и объединений гражданского общества и др.

В целом же демократический политический режим предполагает тесное взаимодействие государства и гражданского общества как основы политической и экономической стабильности. Бесспорным является и то, что движение стран по пути прогресса возможно только при наличии развитого гражданского общества и эффективно функционирующего государства.

Для современной России формирование гражданского общества – это сложная и трудная проблема[54]. Она предполагает радикальную реформу и преобразование материальных и духовных отношений, общественного бытия и сознания, частной и коллективной жизни, государственного управления и регулирования. В нынешней ситуации осуществление таких изменений, а значит, и движение России к современному гражданскому обществу возможно только в результате углубления демократической модернизации общества. Без самоорганизации граждан, многообразия гражданских инициатив невозможно по-настоящему эффективное функционирование общественных механизмов, их совершенствование и развитие, а, следовательно, полноценная, устойчивая жизнь каждого человека. Осуществление этого процесса может происходить только на фундаментальной правовой основе, обеспечивающей сбалансированное взаимодействие общества и государства на следующих принципах:

– гарантирование каждой личности прав человека и гражданина в полном объеме, в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека и международно-правовыми нормами;

– поддержка со стороны государства добровольной гражданской кооперации и свободы общественных ассоциаций;

– правовая защищенность гражданского общества и его структур;

– ответственность государства перед гражданами, осознанное самоограничение его власти;

– устойчивый и постоянный общественный диалог, идейный плюрализм и терпимость к различным взглядам.

Правовая база гражданского общества должна представлять собой систему взаимосвязанных блоков законодательства, отражающую федеративный характер государственного устройства России, проблемы взаимоотношений граждан и государства в экономической, социальной, политической и духовной сферах, создавать правовые основы деятельности институтов гражданского общества. Преодоление правового нигилизма во всех звеньях общественного организма, ускорение формирования основных характеристик правового государства, повышение законообеспеченности жизнедеятельности граждан самым благоприятным образом скажутся и на совершенствовании всех структур гражданского общества, а, следовательно, и на его защищенности от государственного вмешательства.

Когда Россия придет к намеченной цели? На этот вопрос ответ даст будущее России, реальная практическая нацеленность её народа на решение этой сложной проблемы, с учетом исторического опыта политической и социальной жизни, отражающей национальные особенности и вековые традиции русского народа, философию его характера. Но вполне очевидно, что формирование гражданского общества в России, в первую очередь, связано с утверждением многообразия форм собственности, расширением экономических свобод, свободным развитием предпринимательства. Следует шаг за шагом добиваться непрерывного развития производственного и общественного самоуправления, расширения границ производственной демократии.

Становление и развитие гражданского общества в России может быть обеспечено формированием системы подлинного народовластия как основы демократии, преодолением отчуждения власти от народа, повышением его политической и правовой культуры, обеспечением условий для широкого участия граждан в выборах представительных органов власти. Российским избирателям необходимо осознать, что именно они приглашают правительство на работу, доверяют ему государственное управление в интересах народа и под его эффективным контролем.

Продвижение к гражданскому обществу в современной России требует не порыва, не клича, а кропотливой и всесторонней, повседневной теоретической и практической работы во всех сферах жизни.

* *

*

Гражданское общество – это совокупность разнообразных форм социальных связей и взаимодействия людей, негосударственных образований и институтов, создающих необходимые условия для жизнедеятельности человека. Это такое общество, где главным действующим лицом, объектом развития является человек со всей системой его потребностей, интересов и ценностей. Гражданскому обществу присуща относительная автономность его институтов и организаций, саморегуляция, открытость, плюрализм мнений и идей, высокий динамизм и мобильность.

Гражданское общество развивается в тесном взаимодействии с государством. Они дополняют друг друга, постоянно совершенствуют способы и формы сотрудничества между собой. Оптимальные возможности для широкого взаимодействия гражданского общества и государства, сбалансированности их отношений складываются в странах с демократическим политическим режимом. Движение стран по пути прогресса возможно только при наличии развитого гражданского общества и эффективно функционирующего правового государства. Формирование развития гражданского общества, обеспечение его тесного взаимодействия с государством является важными проблемами в современной России, условиями его прогрессивного развития.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение понятию «гражданское общество». Раскройте его генезис и эволюцию в истории политической мысли.

2. Какова структура гражданского общества? Выделите её особенности в современной России.

3. Назовите условия и принципы функционирования гражданского общества.

4. Какими основными чертами характеризуется современное гражданское общество? Раскройте их содержание.

5. Назовите основные условия и раскройте механизм взаимодействия гражданского общества и государства.

6. В чем заключается зависимость состояния гражданского общества от типа политического режима? Покажите это на примерах из общественно-политической практики.

7. Перечислите основные пути формирования гражданского общества в современной России.

Литература

Гражданское общество: теория, история, современность/Отв. ред. Геленкова З.Т. – М., 1999.

Гражданское общество: проблемы формирования и развития. – СПб., 1998.

Гуськов Ю.В. Гражданское общество в России: теория и реальность // Социально-гуманитарные знания. – 2005. - № 3.

Джон Л. Коэн., Эндрю Арамо. Гражданское общество и политическая теория. – М., 2003.

Резник Ю.М. Гражданское общество как понятие // Социально-гуманитарные знания. – 2002. – № 2.

Проблемы становления гражданского общества в России: материалы научного семинара. Выпуск № 5. – М., 2004.

Мамут Л.С. Гражданское общество и государство: проблемы соотношения // Общественные науки и современность. – 2002. - № 5.

Глава XIV

Политические конфликты

Человечество, будучи единым живым организмом, знакомо с конфликтами буквально с момента своего зарождения. Споры, столкновения, войны, порожденные религиозными, идеологическими, этническими, политическими и другими разногласиями, всегда были неотъемлемой частью общественного развития. Недаром некоторые исследователи общественной истории называют ее историей войн. Это, безусловно, преувеличение. Но отнюдь не является преувеличением утверждение о том, что место и роль социальных конфликтов в развитии человечества более чем существенны.

Особое положение в классификационном ряду социальных конфликтов занимает политический конфликт. Сфера политики – это область, по сравнению с другими сферами общественной жизни, не только постоянной, но и повышенной конфликтности. Ее источник кроется в самой природе политических отношений как отношений власти, основанных на господстве одних и подчинении других, на преобладании одних людей и их интересов над другими. Поэтому проблема политического конфликта как явления всегда была и остается одной из важнейших в политической теории и практике.

1. Сущность, содержание и динамика политического конфликта

В современной науке сложилось многообразие подходов к определению конфликта как социального явления. Однако, имеющиеся в них различия, не означают принципиальных расхождений во взглядах исследователей этого общественного феномена в главном – определении сущностных черт социального конфликта, отличающих его от других явлений и процессов общественной жизни. Буквально же термин «конфликт» (от лат. «conflictus») означает – столкновение.

Основы теории социального конфликта были заложены мыслителями Древности, Средневековья и Нового времени. Современные концепции конфликта разработаны К. Марксом, Дж. Гелбрейтом, Л. Козером, Р. Дарендорфом, К. Боулдингом и другими учеными. С учетом содержания этих концепций и общественной практики большинство отечественных конфликтологов основными чертами1 этого социального феномена считают: наличие объективного или субъективного противоречия; эмоционально-психологическая готовность противоборствующих сторон к конфронтационным действиям по отстаиванию своих интересов; столкновение конфликтующих сторон, проявляющееся в насильственных действиях друг против друга и сопровождающееся негативными эмоциями сторон; отсутствие в рамках конфликтного взаимодействия коммуникации между его участниками; направленность действий конфликтующих сторон на разрешение существующего между ними противоречия.

Как особая форма взаимодействия субъектов социальных отношений конфликты присущи всем сферам жизнедеятельности общества. Важнейшей и одной из самых распространенных разновидностей социального конфликта является политический конфликт. По своей сути он представляет собой активное столкновение противоборствующих сил в сфере политики, наиболее жесткую форму их взаимоотношений по поводу политического влияния в стране или на международной арене. Субъекты политики, в процессе конфликтного взаимодействия, соперничают за завоевание, удержание и перераспределение власти, изменение политического статуса в системе внешне- и внутриполитических отношений. Исходя из этого политический конфликт – это столкновение и борьба социальных сил за политическое влияние и государственную власть в обществе, за достижение своих политических интересов и интересов союзников в том или ином регионе или на международной арене.

Политические конфликты имеют свои источники зарождения и развития. Они сконцентрированы в политической сфере жизнедеятельности общества как многослойном и многофункциональном системном образовании, в складывающихся в ней отношениях и связях, в ее функционировании и развитии. Конфликтогенность политической сферы обусловлена главным образом тем, что в ней формируются и осуществляются все государственно–властные отношения, а сама она является динамичным и постоянно развивающимся системным образованием. Отношения между социальными субъектами по поводу власти, складывающиеся в политической сфере, всегда ведут к столкновению и противоборству между людьми по поводу того, кто будет управлять, а кто будет подчиняться. Человек всегда в большей мере стремится подчинять, а не подчиняться, так как это дает ему более высокий материальный доход, престиж, выгодные связи, привилегии и т.д. В связи с этим, стремление человека к властвованию всегда выступает одним из важнейших источников политической напряженности.

Кроме того, очень часто массовое сознание, особенно в нестабильном обществе, воспринимает все, что исходит от власти, с недоверием или даже со скрытым сопротивлением. Происходит это потому, что результаты действий власти нередко оказываются прямо противоположными провозглашаемым ею декларациям. И, как следствие, усиливается напряженность в обществе, падает доверие народа к властным институтам.

Конфликтогенность власти заключается и в ее активном или активистском начале: политическая власть не только реализует интересы того или иного социального слоя или общества в целом, но и функционально призвана создавать новые общественные отношения, конструировать новый социальный мир. На практике процесс модификации и совершенствования социально-политического устройства не редко сталкивается с непониманием, а иногда даже и с сопротивлением, со стороны хотя бы части общества, отдельных социальных групп. Такое отношение к общественному реформированию сопровождает его практически на всех этапах: от обсуждения преобразований во властных структурах до реализации намеченных политических целей.

Политические конфликты порождаются также противоречивостью и неоднозначностью функционирования и развития самой политической сферы. Это выражается, во-первых, в том, что, функционируя во взаимодействии с другими сферами жизнедеятельности общества, политическая сфера может опережать их развитие или, наоборот, отставать, от него, что обязательно приводит к кризисам политической системы и, соответственно, к конфликтам. Во-вторых, динамика внутреннего развития политической сферы нередко сопровождается кризисом властных структур. Особенно это характерно для политической сферы нестабильных переходных обществ, а также для стран, где напряженность отношений отдельных социальных групп с властными структурами вызывает необходимость защиты с их стороны своей культурной целостности и социального статуса.

Политические конфликты как явление представляют собой систему взаимосвязанных социально-политических процессов и событий, разнообразных методов и приемов деятельности участников политической жизни по достижению своих политических целей, разрешению противоречий между собой. Все это отражается в содержании политического конфликта.

Главным элементом содержания политического конфликта являются его субъекты – социальные силы различного уровня и масштаба (неформальные или формальные), которые в непосредственном столкновении друг с другом стремятся реализовать свои интересы по поводу политической власти. Субъектами политического конфликта могут быть: отдельные личности (государственно-властные лидеры); социальные образования (прежде всего классы и нации); политическая элита; социальные институты (государства, партии, их коалиции, блоки, союзы и т.п.); неформальные объединения в виде политизированных социальных движений, групп давления и т.д. Кроме того, в политическом конфликте могут принимать участие, так называемые, «не основные субъекты». Это политические силы, не принимающие непосредственного участия в конфликте, но оказывающие содействие той или иной противоборствующей стороне.

Важнейшим элементом содержания политического конфликта является его объект. Объектом политического конфликта выступает осознанное его субъектами объективное или мнимое (воображаемое) противоречие между ними, приводящее к конфликту. Само по себе противоречие, являясь основой конфликта, не вызывает конфликтных ситуаций. Лишь с момента выделения и осознания его субъектами (хотя бы одним) зарождается политический конфликт.

Следующий элемент содержания конфликта – его предмет, то есть то, по поводу чего зародилось противоречие. Предмет политического конфликта, как и сам конфликт, обусловлен политической сферой жизнедеятельности общества, то есть государственно-властными отношениями. Исходя из этого предметами политических конфликтов, прежде всего, являются: структурный и функциональный аспекты государственной власти, политический режим, общественно-политическое объединение, конкретная личность политического лидера, классовое господство (диктатура), национальные отношения, территория (ее государственно-административный статус), ресурсы и контроль над ними и т.д.

Необходимыми элементами содержания политического конфликта являются интересы и цели его субъектов. Интересы субъектов политического конфликта отражают их отношение к существующему противоречию и конечному результату его разрешения. Они представляют избирательное отношение субъектов конфликта к какому-либо политическому явлению, событию, процессу, политической деятельности, основанной на мировоззренческих принципах, убеждениях и установках. Интересы, это та внутренне осознанная движущая сила социально–политического поведения, которая побуждает субъект к столкновению с противоборствующей стороной, конкретным действиям по достижению поставленных целей.

Цели субъектов политического конфликта – предвосхищение (прогнозирование) субъектом конечного результата конфликтных действий, которые выступают своеобразным связующим звеном всех предыдущих элементов содержания конфликтного взаимодействия. Это объясняется тем, что именно в предвосхищении конечного результата своих действий (целей) субъекты конфликта формулируют видение предмета конфликта, воздействие на который обеспечивает разрешение противоречий между ними и реализацию их интересов.

Противоречия, интересы и цели представляют собой своего рода теоретические элементы содержания политического конфликта. Разрешаются и реализуются же они при помощи сознательно избранных субъектами конфликта методов и средств борьбы, которые также относятся к элементам содержания политического конфликта.

Выделяются два основных метода ведения политического конфликта: мирный и немирный. Мирный метод заключается в принуждении противоположной стороны действовать вопреки своей воле без применения «физической» силы, с использованием материальных средств, которые не приводят к нанесению противнику физического ущерба. Реализация мирного метода достигается: информационным противоборством, митингами, демонстрациями, забастовками, стачками и другими акциями протеста, игнорированием и бойкотированием политических компаний (например, выборов) и т.п. Государством, как субъектом политического конфликта, могут использоваться: указы и постановления; введение эмбарго, чрезвычайного положения; привлечение к уголовной и другой ответственности; репрессивные меры; пропагандистские кампании; угроза применения вооруженного, в том числе, военного насилия и т.п.

Немирный метод ведения конфликтапредполагает использование материальных средств принуждения, нанесение противнику прямого физического ущерба. При немирном методе ведения конфликта применяется непосредственное вооруженное насилие, в различных его формах и проявлениях, в том числе и особо распространившийся в последнее время политический терроризм. Вместе с тем и мирный метод ведения конфликтного противоборства (особенно применяемый государством), как правило, опирается на военную силу и гипотетическую возможность ее применения. Чаще всего это происходит в международных политических конфликтах.

Как любой процесс, политический конфликт имеет свою динамику развития. В ней принято выделять три обязательные стадии: стадию зарождения конфликта (латентная); стадию фактического применения силы или практических действий; стадию урегулирования конфликта.

Особенность первой (латентной) стадии конфликта заключается в его относительной скрытности, внешней незаметности, в практическом отсутствии влияния на социально-политическое развитие общества. На этой стадии субъекты конфликта не принимают конкретных практических действий. Субъекты конфликта осознают возникшее между ними социально-политическое противоречие и свои интересы по поводу его разрешения, определяют приоритетные цели предстоящей борьбы, ее стратегию и тактику, средства и методы, осуществляют поиск и привлечение союзников, анализируют и готовят общественное мнение, оценивают соотношение сил.

На второй стадии – стадии практических действий, конфликт объективизируется, и, так или иначе, начинает влиять на жизнедеятельность общества. Поэтому в общественном сознании конфликт ассоциируется именно с этой стадией его развития. Стороны переходят к практическим действиям, непосредственному применению насилия.

Содержание второй стадии конфликта, так же как и первой, составляют определенные действия противоборствующих сторон. Но, на этой стадии, в отличие от первой, они носят вероятностный и не всегда последовательный характер. Основными способами действий на стадии практической реализации интересов участников политического конфликта являются «захват и удержание», «захват и подчинение»,«нанесение прямого физического ущерба»,«создание помех и причинение вреда», «угрозы», «оскорбительные действия», «уговоры». Выбор и применение субъектами конфликта тех или иных способов действий, как и динамика второй стадии в целом, целиком и полностью зависят от складывающейся обстановки и интенсивности столкновения конфликтующих сторон, соотношения используемых ими сил и средств, остроты противоречия, приведшего к конфликту.

Особое влияние на динамику развития политического конфликта на второй стадии оказывает его продолжительность. Скоротечные конфликты, как правило, быстро набирают «мощность», вплоть до вооруженного насилия и также быстро в них спадает напряженность, осуществляется переход конфликта в третью, завершающую стадию. В длительных конфликтах, «всплески» и «спады» интенсивности конфликтного взаимодействия чередуются с «мирными» отношениями противоборствующих сторон.

Кульминацией второй стадии (впрочем, как и всего конфликта) является кризис конфликта – высший по интенсивности период взаимодействия противоборствующих сторон. Вслед за кризисом может наступить урегулирование конфликта, либо спад его интенсивности и даже перерастание в хроническую форму, что со временем, как правило, приводит к новым кризисам вплоть до полного разрешения конфликта. Другими словами, участники конфликта, достигнув критической точки в конфликтном взаимодействии, устанавливают качественно новое состояние своих отношений.

Вместе с тем, нельзя путать понятия «кризис политического конфликта» и «политический кризис». Политический кризис, как правило, предшествует политическому конфликту или по времени совпадает с периодом создания конфликтной ситуации на первой стадии конфликта и рассматривается как определенный предел в функционировании и развитии политической системы (института). Это ситуация, в которой уже известные и применяющиеся образцы политической деятельности властных структур больше не могут удовлетворять существенным потребностям отдельных социальных групп или общества в целом.

Третья стадия – урегулирование политического конфликта. В современных условиях выделяются два основных способа урегулирования политического конфликта: «свертывание» (завершение) конфликта и разрешение конфликта. «Свертывание» конфликта практически означает его «замораживание» на одной из стадий развития конфликтных отношений. Классическим примером «свертывания» конфликта является перемирие в Корее, которое действует уже более полувека, но не снимает конфликтность отношений между двумя корейскими государствами.

Разрешение конфликта наступает лишь при условии снятия противоречия, инициировавшего конфликт. Как показывает историческая практика, это может быть достигнуто в двух случаях. Во-первых, в случае физического уничтожения одной из противоборствующих сторон, что в современных политических конфликтах практически невозможно. Например, полный крах фашизма и нацизма в годы второй мировой войны не устранил полностью противоречия, ставшие ее основной причиной. Идеология фашизма находит и сегодня немало сторонников, в том числе и в России, хотя, как известно, наша страна больше других стран пострадала от агрессивных действий нацистов. Во-вторых, разрешение конфликта наступает в том случае, когда его субъекты устанавливают взаимоприемлемые отношения, соответствующие взглядам и позициям каждого из них. Обе сто

Наши рекомендации