Косвенное регулирование цен.

Косвенные методы регулирования цен заключаются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер. Меры косвенного воздействия на процесс ценообразования представляют собой единое целое с общей макроэкономической политикой государства. Косвенным регулированием цен занимаются государственные органы, перечисленные выше.

К методам косвенного (неценового) регулирования цен государством относят:

1) Регулирование доходов производителей продукции, продавцов и покупателей (субсидирование из госбюджета отдельных отраслей и производств, компенсация расходов отдельных категорий граждан, повышение уровня минимальной заработной платы и разработка системы оплаты труда бюджетников).

2) Регулирование налогов на производимую и потребляемую продукцию (льготное налогообложение).

Все налоги можно разделить на две большие группы: прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются непосредственно из доходов налогоплательщика, а косвенные включаются в цену товара и оплачиваются потребителем при его покупке. Косвенные налоги приводят к росту равновесной цены и снижению объема продаж, к тому же они сокращают выручку производителя. Следовательно, бремя косвенного налога распределяется между потребителем и производителем.

К методам налогового регулирования цен относится установление налога на добавленную стоимость (НДС) и размера акцизного сбора. Освобождение отдельных товаров от НДС, а также изменение ставки этого налога на те или иные товары позволяют эффективно влиять на структурные изменения и развитие производства в важнейших отраслях народного хозяйства.

В большинстве стран определены перечень подакцизных товаров и размеры акцизного сбора, которые существенно влияют на цены. Установление акцизных сборов со стороны государства призвано обеспечивать распределение потребления товаров, защищать отечественных производителей, регулировать прибыль товаропроизводителей в случае большой разницы между ценами и себестоимостью продукции, пополнять бюджет государства.

3) Денежно-кредитную политику, т.е. политику, проводимую путём регулирования денежной массы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Это регулирование осуществляется в результате:

Ø эмиссии денег;

Ø операций на открытом рынке с государственными ценными бумагами;

Ø изменения учетной ставки центрального банка;

Ø изменения валютного курса;

Ø изменения норм обязательных резервов.

Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные процессы и потребление населения, на объем национального производства и темпы экономического роста.

Особое значение для поддержания ее покупательной способности национальной валюты имеет ее зависимость от валютного курса.

Таблица 7.1

Влияние валютного курса на ценообразование

  Понижение национальной валюты (рост курса $) Повышение национальной валюты (снижение курса $)
Затраты импортера Возрастают, т.к. он покупает доллары за национальную валюту для расчетов с поставщиками. Снижаются.
Цена импортных товаров Растет Снижается
Влияние на производство Проигрывают производства, зависящие от импортного сырья и материалов. В результате цена на их продукцию растёт, товар становится менее конкуретноспособным. Проигрывают производства, зависящие от местного сырья и материалов. Отечественные товары становятся менее конкурентоспособными по сравнению с импортными.
Затраты экспортёра При обмене долларов экспортёр получит больше рублей, затраты по отношению к доходам снижаются. При обмене валютной выручки экспортёр получит меньше рублей
Цена экспортируемых товаров Снижение цены товара на зарубежном рыке повышает его конкурентоспособность. Повышается

Понижение курса национальной валюты для импортера (рост курса доллара) чревато тем, что вызывает рост цен на импортные товары, делая их менее доступными для населения, что снижает уровень потребления. Действительно при расчетах со своими иностранными поставщиками импортер вынужден заплатить больше своей национальной валюты, если она стала дешевле по отношению к валюте поставщика. Повышение же валютного курса национальной валюты (падение курса доллара) делает импортные товары дешевле. Таким образом, импортеры заинтересованы в дорогой местной валюте, так как это делает импортные товары дешевыми, а значит, при прочих равных условиях, - более конкурентоспособными.

Производства, которые сильно зависят от импортных материалов и сырья, при удешевлении валюты проигрывают, так как они вынуждены платить больше местной валюты за сырье и этим увеличивают издержки. Такое увеличение может привести к росту цен на конечную продукцию и сделать ее неконкурентоспособной.

Противоположным образом действует валютный курс на доходы экспортеров. При падении курса национальной валюты последние увеличивают свои доходы (при обмене долларов они получают больше рублей) и, кроме того, за счет понижения цены товара, когда он продается заграницей, повышается его конкурентоспособность. Действительно, продавая свои товары по одной и той же цене в зарубежной валюте, после обмена ее на местную по более низкому курсу экспортеры получат большее количество местной валюты. Повышение курса валюты, наоборот, приводят к потерям для экспортеров, так как при обмене валютной выручки они получат меньше рублей.

Таким образом, снижение валютного курса рубля (повышение курса доллара) должно давать преимущества экспортерам. Основной экспортер России - топливно-энергетический комплекс, который становится более конкурентоспособным на мировом рынке в результате снижения валютного курса национальной валюты. Отставание внутренних цен на энергоносители от мировых укрепляет конкурентоспособность этого сектора экономики, так как, продавая за рубежом, производители нефти, газа, других ресурсов получают больший доход, чем при их продаже внутри страны.

При понижении валютного курса должны проигрывать импортеры, но в условиях инфляции и слабости внутренней конкуренции рост издержек импорта легко перекладывается на потребителя.

Считается, что приемлемая курсовая политика заключается в умеренном сдерживании падения курса руля и поддержании примерного соответствия между ростом курса доллара и ростом внутренних цен. Антиинфляционное воздействие курса рубля будет наиболее ощутимым, если темпы его падения будут находиться между индексом потребительских цен (верхняя граница) и цен на основные экспортные товары (нижняя граница).

4) Разработку системы мер, способствующих расширению товарного предложения(также снижение ставки банковского процента, льготное кредитование и налогообложение, субсидирование и дотирование, применение разнообразных мер по защите внутреннего товаропроизводителя).

Субсидирование цен широко практикуется через систему компенсационных выплат производителям конкретного вида товара в целях возмещения потерь от реализации продукции по ценам, не покрывающим издержки их производства либо не приносящим определенного уровня дохода. Что касается дотаций, то, как правило, дотируются низкорентабельные и убыточные производства, важные для экономики в целом. Широко распространены дотации сельскохозяйственного производства.

5) Создание условий для развития конкуренции и ограничения монополизации рынка.

6) Государственное стимулирование привлечения в страну иностранных инвестиций для создания новых предприятий и увеличения числа рабочих мест.

7) Эффективное использование таможенных тарифов и применение льготных таможенных пошлин для стимулирования экспорта продукции, не производимой в достаточных количествах.

Наиболее оптимальным является гибкое сочетание государством прямых и косвенных методов регулирования цен.

Наши рекомендации