Логическое основание политико-правового учения. Находился под влиянием гуманистических идей эпохи Возрождения, воспринял критическое отношение Платона к частной собственности; придерживался идей ранних
Находился под влиянием гуманистических идей эпохи Возрождения, воспринял критическое отношение Платона к частной собственности; придерживался идей ранних христиан о всеобщем обязательном труде.
Основная работа: «Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом его острове Утопии» (всемирно известная как «Утопия») (1516).
Утопия – термин, предложенный Мором. Игра греческих слов в латинской транскрипции допускает два перевода: «несуществующая страна» или «благословенная страна».
Содержание политико-правового учения. В книге «Утопия» Т. Мор описал идеальное государство как теоретическую альтернативу существующему английскому (европейскому) государству. Описание этого государства дается словами одного из путешественников – Рафаэля Гитлодея, который побывал на острове Утопия, расположенном где-то в Новом Свете. Гитлодей – участник диалога с Мором.
Томас Мор использует в своей книге форму диалога, подражая Платону.
В Англии в это время шел процесс «огораживания земель»: крестьян сгоняли с земель, на которых они долгое время жили, а на их месте создавали пастбища для овец. Этот процесс привел к массовому бродяжничеству и связанному с ним росту преступности. Мор оценил эту ситуацию таким образом: «овцы... пожирают даже людей, опустошают и разоряют поля, дома, города».
В уголовном законодательстве Англии была установлена одна и та же санкция за совершение как кражи, так и убийства, – смертная казнь. Будучи гуманистом, Мор признал такое уголовное законодательство несправедливым, считая, что: «карать смертью за простую кражу – чрезмерное наказание»; «нисколько не справедливо за отнятые деньги отнимать у человека жизнь. Ибо ничто из того, что есть в мире, не может сравниться с человеческой жизнью».
Мор высказал тезис о социальной детерминированности преступности, согласно которому совершение некоторых преступлений может быть обусловлено не только индивидуальными особенностями преступников, но и несправедливым устройством общества: «Ни одно наказание не является столь сильным, чтобы удержать от разбоев тех, у кого нет никакого иного способа, чтобы сыскать себе пропитание».
Английское государство и другие известные Мору государства оцениваются им отрицательно. Сущность всех этих государств одна: «заговор богатых, под предлогом и под именем государства думающих о своих выгодах».
Законы этих государств представляют собой ухищрения, позволяющие богатым использовать труд бедных людей для все большего своего обогащения: «Эти затеи стали уже законом как только богатые от имени государства, а значит и от имени бедных, постановили однажды, что их нужно соблюдать».
Идеальное государство Мора построено на принципах, прямо противоположных принципам всех существующих европейских государств.
Это принципы:
• коллективной собственности;
• всеобщей обязательности труда;
• аскетического образа жизни;
• централизованного распределения произведенной продукции.
Если в европейских государствах принцип коллективной собственности не действовал, то в идеальном государстве он действует: «распределять все поровну и по справедливости, а также счастливо управлять делами человеческими невозможно иначе, как вовсе уничтожив частную собственность. Если же она останется, то у наибольшей и самой лучшей части людей навсегда останется страх, а также неизбежное бремя нищеты и забот».
Если в европейских государствах принцип всеобщей обязательности труда не действовал, и было много праздных сословий (монахи, воины, священники, женщины и др.), то в идеальном государстве все работают, поэтому каждому достаточно работать не более шести часов.
Если в европейских государствах принцип аскетического образа жизни не являлся универсальным, то жителям идеального государства – утопийцам присущи минимальные потребности и совсем не свойственно стремление к роскоши. Утопийцы носят одинаковую одежду и пренебрежительно относятся к изделиям из золота. Из золота они делают сосуды для нечистот и цепи для рабов.
Статус раба – это временный статус, который имеют лица, совершившие преступление и в качестве наказания выполняющие тяжелые работы.
Согласно принципу централизованного распределения произведенной продукции все, что произведено утопийцами, накапливается на складах, расположенных в центре каждого города. Распределение осуществляется централизованно, с учетом потребностей той или иной семьи. Какая бы то ни было денежная система расчетов отсутствует.
Идеальное государство представляет собой государство со смешанной формой правления. Идея смешанной формы правления была высказана еще Полибием и Цицероном.
Государственное устройство Утопии – федерация 54 городов.
По подсчетам исследователей, в Англии XVI в. тоже было 54 города.
Высший орган – утопийский сенат из 162 человек: по три старца от каждого города. Утопийский сенат обсуждает общие дела острова: перераспределение продуктов, рабочей силы и др.
В каждом городе 6000 патриархальных семей. Каждые 30 семей избирают на один год филарха; в каждом городе 200 филархов, которые следят за тем, чтобы все работали. Есть также протофилархи, которые избираются из числа ученых. Один протофиларх приходится на 300 семей. Во главе каждого города стоит князь, который избирается филархами города из кандидатов, предложенных народом. Должность князя – несменяема, если он не становится тираном.
Князь и протофилархи входят в сенат города. В каждом городе проводятся народные собрания, на которых решаются важные дела города.
В идеальном государстве законов мало, поскольку нет частной собственности и споров, связанных с ней. Законы понятны всем: «...у утопийцев законоведом является всякий. Ведь... у них законов мало, и, кроме того, они признают всякий закон тем более справедливым, чем проще его толкование»; «...утопийцы считают в высшей степени несправедливым связывать каких-нибудь людей такими законами, численность которых превосходит возможность их прочтения...».
* * *
Работа Томаса Мора «Утопия» оказала большое влияние на последующее развитие социалистической политико-правовой идеологии. Вторая часть книги Томаса Мора «Утопия» может быть рассмотрена как мыслительный эксперимент по созданию справедливого государственного строя в интересах трудящегося большинства.
«Утопия» стимулировала появление проектов радикального изменения общества. В XVI в. в Новой Испании (современная Мексика) одним из последователей идей Томаса Мора была предпринята попытка учредить среди коренного населения порядки утопийцев.
Лекция 5.