Особенности введения христианства великим князем Владимиром. Система обеспечения церковной организации на Руси в начальный период ее существования.

Начало правления Владимира, после завоевания им Киева- языческая реакция. Сначала Владимир ярый язычник, потом резко переменил свои взгляды. По мнению Кардашева, особенность основанной Владимиром русской христианской церкви заключается в том, что Владимир поставил новооснованную им национальную Русскую Церковь в каноническую зависимость от Церкви фактически автокефальной, Болгарской Архидской архиепископии. Только уже потом, при Ярославе, когда отношения с греками наладились, была принята официальная версия, что, якобы, с самого начала религиозные отношения с греками шли очень гладко, а Владимир сам мирно обратился к греческой вере. (про Болгарию и Русь-это всё авторская концепция, основанная родстве славянских народов)

Тут не стоит много распространяться, что да как, рассказать, что всё это сделал Владимир, почву уже подготовила Ольга, имелись как чисто религиозно- культурные причины, так и политические. К тому же, новая вера для него была привлекательной еще и потому, что новая вера имела привлекательное национальное языковое обличие (Кирилл и Мефодий)-> наличие большого количества церковной литературы на славянском языке. Принимая христианство, Владимир понимал, что новое государство не воспримут всерьез, поэтому пришел к выводу о необходимости династического брака-> царевна Анна. Через это Владимир приобщился к высшему классу мировых династов.

Принял крещение, теперь ему надо было народ крестить, а как это сделать, когда духовенства на Руси кот наплакал. В таком случае большое количество епископов было приглашено из Болгарии, ну и из Византии, соответственно, участие приняли и те, кто уже был христианином на момент крещения. В результате Русская земля еще при кн. Владимире была крещена вся и вся покрыта, хотя и малочисленной, но сетью миссионерских епархий: кроме Киева, в соседнем с ним Белгороде, на запад- во Владимире- Волынском, к северо- западу- в Чернигове, Турове, Полоцке; в Новгороде и Ростве. На дальнем юго- востоке унаследована от древности епископская кафедра Тмутараканская.

Из источников этого периода: похвалы Владимиру- митр. Иларион, мних Иаков, преп. Нестор («Житие Бориса и Глеба»). Об этом периоде арабский источник- летописец Яхъя Антиохийский.

Когда полагалось начало управления Русской Церкви, то с греческой стороны разумелось подчинение ее власти константинопольского патриарха по территориальному соседству тогдашней Руси с границами Константинопольского патриархата. Русь христианская призналась греками вассальным в отношении Царьграда. Князья киевского государства прекрасно знали об этой проблеме. Русские знали о греческом давлении на славянские народы через Церковь и, стремясь всё-таки приобщиться к блестящей византийской культуре, думали об устройстве своей Церкви на началах максимальной независимости от греков, т.е. на началах автокефалии или, по крайней мере, автономии. В этом плане опорой и помощью ему оказывалась родственная по языку и независимая от греков, в тот момент еще автономная, Болгарская Церковь. Именно оттуда пришли первые епископы- Анастас Корсунянин для Киева и Иоаким Корсунянин для Новгорода. Полное подчинение Константинопольскому патриарха русской церкви произошло при Ярославе Владимировиче, а посредство Ахридской архиепископии теряло свою прежнюю силу. В 1037 г. Киев получил своего первого митрополита Феопемпта- грека, а Ярослав впервые заложил митрополию, т.е. резиденцию митрополита, и построил первую для греков кафедральную церковь Св. Софии.

В результате византийская Церковь получила следующие права в отношении русской церкви: 1) право поставления митрополитов 2)вызова их к себе на соборы 3) суд на ними 4) апелляции на суд митрополитов 5) ставропагия.

Теперь на Русь последовательно посылались из Константинополя митрополиты- греки. Юридичская зависимость от Византии русской церкви не мог пройти бесследно, не мог не вызвать некоторого недовольства и реакции. Карташев поэтому считает, что война Ярослава против греков 1043 г. по мотивам коммерческим, была еще войной против давления греческой церкви на русскую. С греческой стороы отмечалось, что русские враждовали именно против греческой «гегемонии». С своей точки зрения греки русскую войну рассматривали как «бунт подданных василевса». Оценивая факт господства у нас в данную пору митрополитов- греков, нужно признать, что в этом была и положительная сторона. Во-первых, греческие митрополиты чащ всего были образованнее русских, а во-вторых, оставались беспристрастными в княжеских распрях в удельный период на Руси. Т.е. каждый князь захотел был ставить митрополита, а тут за них уже всё решил Константинополь.

Организация церкви.

1. Епархии и епископы.В раннем христианстве каждая церковная единица была возглавлена епископом. Чаще всего число епископий было почти равно числу городов. На начальном этапе на Руси епископы были большой редкостью, в основном они были выходцами их Болгарии или Византии. При Владимире возникли епархии в Новгороде, Чернигове, Ростове, Владимире- Волынском и Белгороде. + Туровская, Полоцкая и Тмутараканская. После Владимира и до нашествия монголов, в связи с дроблением Руси на уделы, возникло еще 8 новых епархий . При Ярославе- в Юрьеве и Переяславле, потом еще в Смоленске, Галиче, Рязани, Владимире- на- Клязьме, Перемышле. Т.о., за весь изучаемый период у нас образовалось всего только 15 епархий. Малое количество епископов и необычайная обширность епархий- отличительные особенности русской церковной жизни. Такое положение дел отразилось на качестве церковного управления, т.к. в идеале епископ- это наставник, духовный отец, пастырь, а тут он стал просто администратором и судьей подвластного ему духовенства. Обширность епархии-> сложно ей управлять, в управлении епископы помогали его пресвитеры, которые также постепенно приобретают некие административные характеристики. Иногда некоторым пресвитерам выделялась определенная область епархии для контроля над ней. На Руси не существовало иерархии епископий, но в течение времени Новгородский епископ получил звание архиепископа с последующим подчинением непосредственно киевскому митрополиту.

Как показывает практика чаще всего в епископы избирались монахи из богатого боярского сословия. Порядок избрания кандидатов на архиепископство на Руси уже к середине 12 в. принял определенную наклонность в сторону обмирщения, т.е. активного участия в этом деле мирян. Со второй половине 12 в. встречаются указания на участие князя в выборе епископов. Раз избранные на известную кафедру епископы не имели права смены кафедры.

2. Епархиальное управление.Свою власть над обширными епархиями епископы осуществляли не без вспомогательных органов управления. В летописях домонгольского периода встречается довольно много упоминаний о клиросах. Клирос представлял собой орган епархиального управления, состоявший непосредственно при епископе. Епископские наместники- помощники епископа, которые действовали вне кафедрального города епископии. Очевидно, епископские наместники учреждались в тех же областных центрах, где были и княжеские наместники, от которых они могли получить и свое название. В своей деятельности церковные наместники старались заменить своего архиерея. Церковное судопроизводство было впоследствии даже специальным содержанием наместнической деятельности. Суд свой наместники совершали соборно. , поэтому при них должны были группироваться специальные уездные клиросы.

Еще одна должность епархиального управления- десятинники-светские чиновники, сборщики в пользу епископа податной десятины и орган низшего епархиального надзора. Эта должность существовала с самого начала устройства Русской православной церкви, т.к. в этом была большая необходимость. Князья обеспечивали содержание епископов десятиной своего оброка, но предоставляли ее собирать самим епископам. Для такой обязанности епископам нужны были люди светские.

3. Церковные законы.Русская Церковь- филиал Православно- Восточной Церкви, она была устроена по ее образцу и подобию, вместе с тем естественно и неизбежно перенимала от нее действующий кодекс законов.

Наши рекомендации