Толкование права. Виды и способы толкования

Понятие и виды толкования норм права. Реализация норм права неразрывно связана с их толкованием. Под толкованием норм права принято понимать уяснение смыс­ла нормы нрава, объяснение содержания, которое вложил в нее законодатель. Иначе говоря, цель толкования нормы права — выявление воли законодателя, выраженной язы­ковыми средствами в форме правовой нормы.

Необходимость в толковании норм права возникает главным образом из-за того, что они носят общий ха­рактер, предусматривают типичные признаки определен­ных действий, отношений, в то время как реальные об­щественные отношения всегда конкретны, отличаются ря­дом индивидуальных особенностей. Следовательно, в каж­дом случае реализации норм права возникает необхо­димость выяснить, относится ли данный случай к тому виду отношений, который законодатель предусмотрел в правовой норме.

В толковании норм права всегда огромную роль играет правосознание субъекта, производящего толкова­ние, поэтому это явление классовое.

Толкование норм права можно классифицировать по разным признакам на ряд видов: 1) по юридической силе толкования, 2) по целям толкования, 3) по широте толкования, 4) по объему толкования.

По юридической силе толкования, по последствиям, которые оно имеет, следует различать официальное и не­официальное толкование.

Официальное толкование норм права — это такое толкование, которое дается уполномоченными на то орга­нами государства (а в некоторых случаях, по уполномочию государства, и органами общественных организаций) и, следовательно, обладает юридической силой, т. е. является обязательным для субъектов, реализующих данную норму. Субъекты официального толкования определяются законом или их статусом в системе органов государ­ства.

Существуют следующие виды официального толкова­ния. Во-первых, толкование, даваемое самим органом, издавшим норму права. Необходимость такого толкования возникает тогда, когда выявляется явно выраженная тенденция неправильного толкования определенной нормы другими органами в результате противоречия между тем, что хотел выразить орган, издавший норму, и тем, что вытекает из словесной формы ее выражения. В таком случае орган, издавший норму права, издает акт, разъяс­няющий ранее изданную норму. Такое толкование иногда называют аутентическим.

В ряде случаев нижестоящие органы государства дают толкование норм, изданных вышестоящими. Это происхо­дит тогда, когда вышестоящий орган (обычно законо­дательный орган) закрепляет в издаваемых им нормах принципиальные положения, возлагая одновременно на другие органы обязанность разработать нормы, кон­кретизирующие эти общие положения.

Наконец, официальное толкование норм права по от­ношению к конкретным фактам дают судебные и арби­тражные органы, разъясняя права и обязанности сторон в рамках соответствующего правоотношения. Это же де­лают административные органы, когда они в рамках своей компетенции, применяя или исполняя нормы права, выступают одновременно в качестве органа, дающего обя­зательное толкование норм права по тем отношениям, которые возникают между ними и другими субъектами права.

Неофициальное толкование норм права — это толко­вание, не обладающее юридической силой, т. е. не являющееся обязательным для субъектов права при при­менении ими норм права» так как оно не обеспечивается государственным принуждением. Субъектами неофициаль­ного толкования могут являться любые субъекты, не осуществляющие официальных полномочий: граждане, общественные организации, научные учреждения и т. д. Неофициальное толкование может влиять на практику реализации норм права, если своей обоснованностью способствует уяснению их содержания, но оно не имеет юридического значения. Особое место в неофициальном толковании занимает так называемое доктринальное тол­кование, исходящее от научных и практических работ­ников и опирающееся на научные теории. Доктринальное толкование обычно дается в монографиях, статьях, ком­ментариях к кодексам и т. д.

В зависимости от цели толкования можно говорить о толковании-уяснении и толковании-разъяснении. Тол­кование-уяснение имеет место во всех случаях, когда субъекты права толкуют нормы права с целью их при­менения, т. е. устанавливают свои права и обязанности другой стороны, обусловленные данными нормами. В этом случае толкование является необходимым элементом само­го процесса реализации норм права.

Субъектами толкования-уяснения являются также обязанные лица в конкретных отношениях, когда они толкуют нормы права с целью уяснения своих обязан­ностей, вытекающих из данных норм, и правомерности предъявленных им требований.

Толкование-разъяснение имеет место в тех случаях, когда оно дается субъектом, который сам не является участником того правоотношения, в рамках которого разъясняются права и обязанности сторон. В чистом виде толкование-разъяснение, например, дают судебные и арбитражные органы по делам, находящимся в их производстве. Исполнительно-распорядительные органы, осуществляя свою компетенцию, прибегают как к толко­ванию-уяснению, так и к толкованию-разъяснению. Свои требования к другим субъектам права они предъявляют на основании толкования-уяснения норм права. Но по­скольку им же принадлежит право самим решать вопрос об обоснованности своих требований к другим субъектам или требований последних к ним, то акты, совершаемые этими органами, одновременно являются актами толкова­ния-разъяснения.

По широте толкование норм права может быть нор­мативным и казуальным. Нормативное толкование — это толкование нормы права, имеющее значение для всех случаев применения данной нормы. Необходимость нор­мативного толкования вызывается неясностью текста нор­мы и, как следствие этого, неправильным пониманием ее смысла. Следовательно, нормативное толкование яв­ляется средством уточнения содержания нормы права,.

Казуальное толкование — это толкование нормы права но конкретному случаю, т. е. установление прав и обя­занностей субъектов права в рамках конкретного право­отношения. Оба этих вида толкования могут иметь как официальный, так и неофициальный характер. Примером официального казуального толкования норм права может служить любое судебное решение, в котором устанав­ливаются права и обязанности сторон, или приговор, в котором обосновывается вид и мера наказания или, наоборот, снимается обвинение. Казуальным толкованием норм права являются также акты исполнительно-рас­порядительных органов по применению или исполнению норм права.

По объему толкование норм права может быть бук­вальным, ограниченным или распространительным. Бук­вальное толкование имеет место всегда, когда текст нормы нрава точно выражает волю законодателя, и ее возни­кает никаких затруднений в понимании содержания нормы.

Однако встречаются случаи, когда буквальное (обычно обиходное) понимание тех или иных терминов, включен­ных в текст нормы права, может привести к более ши­рокому или, наоборот, более узкому истолкованию нормы права, чем то содержание, которое имел в виду законо­датель. Поэтому орган, дающий толкование нормы права, установив в тех или иных случаях с помощью соответ­ствующих приемов и средств толкования несоответствие текстуальной формы выражения нормы ее истинному содержанию, прибегает к ее ограничительному или рас­пространительному толкованию. Ограничительное толко­вание используется в тех случаях, когда буквальное по­нимание текста нормы шире истинного содержания нормы, а распространительное — в тех случаях, когда буквальный смысл текста уже содержания нормы. Следует иметь в виду, что практически ограничительное или распро­странительное толкование норм права означает более узкое или широкое истолкование отдельных терминов или выражений статей нормативных актов.

Наши рекомендации