Некоторые особенности правоприменительной деятельности органов внутренних дел.

Связь правоприменительной деятельности органов внутренних дел с нормами права и, следовательно, с указанными выше формами реализации, проявляется во внешней и внутренней сфере правоприменения[180]. Внутренняя сфера включает в себя «решение организационно штатных вопросов, руководство сотрудниками, структурными подразделениями внутри самого органа и управление нижестоящими по подчиненности органами»[181]. Внешняя – «обеспечение выполнения возложенных на орган задач и функций, составляющих содержание управленческой, исполнительно-распорядительной деятельности»[182].

Внешняя сфера правоприменения органов внутренних дел связана с обеспечением личной безопасности граждан, предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений, раскрытием преступлений, охраной общественного порядка и обеспечением общественной безопасности, исполнением наказания и др.[183]. В этой области органы внутренних дел вступают в различные правоотношения (общие и конкретные, административные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные и др.) и их правоприменительная деятельность осуществляется в форме соблюдения, исполнения и использования.

Так в форме соблюдения запрета, сотрудниками органов внутренних дел, реализуется нормы статьи 42 Уголовного кодекса Российской Федерации (принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 24 мая 1996 г. и вступившего в силу с 1 января 1997 г.) устанавливающие ответственность за незаконное отдание приказа, который в результате его исполнения причинил вред охраняемым уголовным законом интересам (ч.1. ст.42), а так же за умышленное исполнение заведомо преступного приказа или распоряжения (ч.2. ст. 42.).

Необходимо отметить, что закрепление вышеуказанного правоположения в уголовном законе произошло не случайно, оно имеет свое теоретическое обоснование и исходит из доктрины «умных штыков».

Так, по мнению В.П. Зимина, «опыт реализации этой доктрины в нормотворческой и правоприменительной деятельности представляет непосредственно практический интерес, особенно в условиях формирования институтов демократического, правового государства, в т. ч. его правоохранительных органов»[184]. Мы склоняемся к мысли, что данная концепция имеет философско-правовую (аксиологическую), этическую и юридическую природу, которая основана на нормах международного права.

Доктрина «умных штыков» является составной частью модели правового государства. Согласно этой доктрине правоприменитель является не бездумным исполнителем приказа, либо распоряжения начальника, а творческой личностью способной дать не только юридическую оценку поступившего приказа, но и оценить его с этической и доктринально-правовой точки зрения. Такая оценка является необходимым условием гарантии реализации субъективных юридических прав и юридических обязанностей граждан. Это тем более важно, если приказ или распоряжение представляет реальную угрозу для прав и свобод человека и гражданина, т.е. является преступным.

Конституция Российской Федерации закрепляет приоритет международного права. Поэтому, давая юридическую оценку поступившего приказа, сотрудник органов внутренних дел обязан знать международное законодательство, регламентирующее основание отказа от выполнения преступного приказа. Так согласно Декларации о полиции, принятой 8 мая 1979 года резолюцией 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы: Сотрудник полиции должен воздерживаться от исполнения какого-либо приказа, который, как он осознает или должен осознавать, является незаконным (раздел А, ст. 4). При этом против него не может быть возбуждено уголовное или дисциплинарное преследование (ст. 7). Сотрудник полиции также обязан воспротивиться выполнению любого приказа или указания, предусматривающего нарушение абсолютного запрета на проведение произвольного или унижающего достоинство обращения или наказания (ст. 3).

Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН был принят «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка».[185] Он закрепляет обязанность таких лиц уважать закон и данный Кодекс и, используя все свои возможности, предотвращать и пресекать любые нарушения таковых. Должностные лица, имеющие полагать, что нарушение настоящего Кодекса имело место или будет иметь место, должны сообщать о случившемся вышестоящим инстанциям и, в случаи необходимости, другим соответствующим инстанциям или органам, обладающим полномочиями по надзору или правовому контролю (ст. 8.). В этом Кодексе, также отражен частный случай применения доктрины «умных штыков»: «ни одно должностное лицо по поддержанию правопорядка не может ссылаться на распоряжения вышестоящих лиц или такие исключительные обстоятельства, как состояние войны или угроза национальной безопасности, внутренняя политическая нестабильность или любое другое чрезвычайное положение для оправдания пыток или других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания»[186]. Этическая, нравственная сторона доктрины «умных штыков» может быть в концентрированном виде выражена так: нельзя безнаказанно купить себе жизнь или благополучие ценою жизни и здоровья других людей.

И действительно, деятельность сотрудника органов внутренних дел по неисполнению преступного приказа очень часто сопряжена с неприятностями по службе, которые могут выражаться в различных служебных взысканиях, вплоть до уголовного преследования «непокорного». Поэтому некоторым сотрудникам, чтобы избежать неприятностей по службе, зачастую приходится идти на сделку с собственной совестью и нарушать требование закона о невыполнении преступного приказа. По всей видимости, такая ситуация связана, еще и с плохой правовой защищенностью этих лиц от последствий не выполнения такого приказа.

Реализация доктрины «умных штыков» также связана с уровнем правосознания сотрудника. Она связана не только с хорошим знанием законодательства, но и пониманием того, что право не есть «застывшая» норма, что право представляет собой воплощение формально закрепленного триединства - свободы, юридического равенства и справедливости.

Таким образом, к признакам правоприменеия можно отнести следующие:

- это деятельность властных органов;

- это деятельность должностных лиц наделённых властными, распорядительными функциями;

- правоприменение реализуется в конкретных правоотношениях;

- это управленческая организующая деятельность;

- творческая, мыслительная, оценочная деятельность, основанная на профессиональном и доктринальном правосознании;

- политическая деятельность;

- сложная деятельность осуществляемая в сочетании с иными формами реализации права;

- реализуется в установленном законом процессуальном порядке;

- итогом правоприменительной деятельности является вынесение правоприменительного акта.

Формы правоприменительной деятельности:

- оперативно-исполнительная;

- правоохранительная.

Наши рекомендации