Виды источников (форм) права.

Правовой обычай исторически был первым источником права, регулировавшим отношения в период становления государства. Вообще под обычаем понимается правило поведения, сложившееся на основе постоянного и единообразного повторения одних и тех же действии, вошедших в привычку, передающихся из поколение в поколение в устной форме и регулирующие фактические общественные отношений. Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства. Дошедшие до нас крупные законодательные памятники прошлого (Законы Ману, Русская правда) - это сборники правовых обычаев.

Правовой обычай - это обычай, применение которого обеспечивается санкцией государства, или закреплением обычая в нормативном правовом акте. Его следует отличать от обычая, представляющего собой моральную норму, религиозное правило, нравы. Санкционирование обычая может осуществляться путем восприятия его судебной, административной практикой и правотворчеством (обычаи делового оборота, право гражданина на имя).

Государство к различным обычаям относится по разному: одни запрещает, другие одобряет и развивает.

Судебный (административный) прецедент –решение судебных и административных органов, по конкретному юридическому делу ставшее образцом, аналогом для решения подобных, схожих дел в будущем. При прецедентной форме права судебные (а иногда и административные) органы фактически обладают властью создавать новые правовые нормы.

Результатом правоприменительной деятельности нередко является выработка правоположений, для которых характерна известная степень обобщенности и обязательности. Правоположения - концентрированное выражение юридической практики. В силу этого они в состоянии компенсировать естественное отставание норм права от динамики общественных отношений, могут устранять противоречия между относительным «консерватизмом» права и изменчивостью общественной жизни. В конечном счете разумное использование правоположений обеспечивает стабильность правопорядка, укрепляет законность, придает устойчивость проводимой государством политике.

Договор нормативного содержания – это соглашение двух и более субъектов международного права направленное в рамках национальных правовых систем, посредством правотворчества, придать соглашениям конкретизирующее, юридическое содержание. Статья 2 Венской конвенции о праве международных договоров содержит нормативное определение этого источника: «Договор означает международное соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования[109]». Необходимо отметить, что гражданские, трудовые и коллективные договоры не являются источником права, поскольку они заключаются в рамках основных источников права - гражданского, трудового кодекса.

Коллективный договор, в юридической литературе, традиционно признаётся источником (формой) права, однако это суждение основано на идеологических предпосылках, когда рабочий класс, трудящиеся признавались движущей прогрессивной социальной силой. Именно трудящимся отдавалось предпочтение в правотворчестве. Коллективный договор заключается в рамках трудового кодекса – основного источника права, если и создаёт новые нормы, то они распространяются на ограниченный коллективным договором круг субъектов, не приобретают свойства всеобщности. Это свойство нормы коллективного договора могут приобрести посредством их легализации правотворцем в нормативных актах или судебных прецедентах.

Нормы коллективного договора в узком смысле могут быть признаны только в качестве источника трудового права но не источника (формы) права вообще, точно также как обычай имеющий правовое значение приобретает форму т.е. становится источником (формой) только после санкционирования его государством, не важно в нормативном правовом акте или судебном прецеденте.

Следующий источник (форма) права - нормативный правовой акт – акт правотворчества, письменный документ, принятый в особом порядке, уполномоченными органами государственной власти и управления, должностными лицами и регулирующий важные общественные отношения.

Наши рекомендации