Понятие правосознания. Его признаки, структура, виды и функции

Ни одно явление, в том числе и мораль, не оказывает воздействие на право, если предварительно не отражается в правосознании. Правосознание - это фильтр, через который проходят факторы, влияющие на право и поведение людей. Правосознание – это совокупность эмоций, чувств, переживаний, настроений, представлений, взглядов, идей правовых теорий, правовых конструкций, правовых моделей выражающих отношение индивида к действующему и желаемому праву. Правосознание является одной из форм общественного сознания, т.е. оно осуществляет своё бытие наряду с политическим, моральным, экономическим, научным и т.д. сознанием. Правосознание подчиняется тем же законам, что и общественное сознание в целом и определяется в конечном итоге как материальными условиями жизни, так и духовными факторами. В тоже время правосознание обладает относительной самостоятельностью. Это выражается, во-первых, в том, что правосознание может отражать не только данное состояние общественных отношений, но и тенденции их развития. Опережающее отражения общественных отношений зависят от степени познания объективных закономерностей. Иногда правосознание отстаёт от уровня развития общественного бытия. Это зависит от множества объективных и субъективных факторов. Во-вторых, правосознание может вступать во взаимодействие с иными формами общественного сознания, каждое из которых по-своему оценивает одно и тоже явление. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного сознания определяют цели, стандарты поведения, в соответствии с которыми субъекты должны сообразовывать свои поступки. Особенно тесное взаимодействие прослеживается между правовым сознанием и нравственным. Нравственные ориентиры, представления о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов, во многих случаях лежат в основе их формирования. В-третьих, правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколения могут передаваться идеи, взгляды, представления о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов присущих иным историческим эпохам. Примером этого может служить рецепция римского права в Западной Европе. В-четвёртых, правосознание оказывает обратное воздействие на общественные отношеия, выступает как активная сила, способная определять процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их.

Признаки правосознания, составляющие его сущность.

1. Правосознание - это одна из форм общественного сознания, существующая наряду и в тесной взаимосвязи с политическим, экономическим и другими видами сознания.

2. Правосознание имеет особый предмет отражения – право, правовые явления, правовые процессы то есть правовую действительность:

3. Правосознание имеет специфические средства отражения действительности: особый язык, включающий специальные юридические понятия, например: оферта, акцепт, сингулярное правопреемство, право.

Структура правосознания.

Внутри любого правосознания выделяются следующие структурные элементы, которые отражают глубину осознания правовых явлений:

Правовая идеология - это систематизированные правовые идеи, убеждения, правовые теории, доктринально правовые суждения, понятия, вырабатываемые в процессе практической деятельности и теоретического осмысления правовых явлений, выражающие своё отношение к действующему и желаемому праву.

Правовая психология - это чувства, эмоции, настроения, желания, переживания, привычки по поводу действующего либо желаемого права. В отличие от правовой идеологии правовая психология складывается стихийно, в виде настроений, чувств, переживаний, в которых отражено отношение к действующему праву (возмущение по поводу беззакония, чувство справедливости, страх перед наказанием за совершённое правонарушение). Существование правовой психологии связано с присущей человеческой психике способностью эмоционально реагировать на внешние правовые явления. Правовые чувства, эмоции в значительной мере, формируются под влиянием общения с другими людьми. Находясь в социальной группе человек исповедует правовые взгляды характерные для этой группы. Поэтому определение социально-ценностных ориентиров соответствующих групп имеет важное значение при выявлении уровня правосознания индивидов их ценностных, нравственно-этических ориентиров. В правовой психологи, несмотря на её неустойчивый, колебательный характер, существуют относительно стойкие компоненты. Первые из них реализуются через соблюдение обычаев, традиций и того, что вошло в привычку людей. Вторые являются более подвижными компонентами – настроения. Они всегда активны, одобряют или, напротив отрицают что-либо. Но, настроения поддаются управлению, поскольку они поддаются различным воздействиям. Важным звеном правовой психологии выступает самооценка личности, то есть умение критически оценить своё поведение с точки зрения его соответствия действующим нормам права. Самооценка может выражаться в виде чувства удовлетворения своими поступками или, напротив, отрицательного отношения к ним. В некоторых случаях самооценка выражается в таком эмоциональном явлении, как стыд. Стыд это внутреннее осознание неприемлемости данного поступка для других людей. Стыд подавляет активность людей в сфере нарушения закона. Поэтому обращаясь к этому чувству человека, можно в той или иной мере, регулировать его поведение в целом. Чувство стыда – одно из проявление совести человека. Между тем высшей формой проявления совести является «переживание, которое побуждает к нравственно-справедливому поведению»[105]. Человек, которому присущи подобные переживания, не нуждаются во внешнем социальном контроле. Состояние совести, на её высшем уровне развития позволяет предупредить любые отклонения поведения от правовых норм.



Наши рекомендации