Место государства в политической системе общества
Под политической системой общества понимается система взаимодействия государственных и негосударственных (партий, профсоюзов и иных организаций и движений) социальных институтов по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти. Именно власть и отношения по её поводу являются системообразующими факторами политической системы. Можно выделить следующие элементы политической системы:
а) политические организации: партии, движения, государственные органы, средства массовой информации;
б) политические отношения между ними;
в) политические нормы, регулирующие эти отношения;
г) политическое сознание людей и социальных групп.
Государство занимает центральное место в политической системе общества. При этом роль государства двояка. С одной стороны, государство как инструмент осуществления власти является объектом политической борьбы. С другой стороны, государство, регулируя отношения между другими институтами, осуществляющими политические функции, выступает в роли основного субъекта политической системы.
В зависимости от характера взаимоотношений между государством и иными элементами политической системы, способа осуществления государственной власти, т.е. политического режима, можно выделить демократический и недемократический виды политических систем.
Демократические политические системы складываются на рыночной товарно-денежной основе экономической жизни общества, на практике и идеологии свободного предпринимательства. Политические системы в такой среде характеризуются ролью государства как организатора условий для рыночной, в том числе социально ориентированной, экономики. Государство обеспечивает права и свободы граждан, их безопасность, их собственность. Законные интересы индивида имеют приоритет над правами коллектива, частная собственность охраняется государством. Государство имеет целью организовать социальную защищенность малоимущих слоев, более справедливое распределение доходов, налогов, выражая не только и не столько классовые, сколько общезначимые интересы.
Для демократических политических систем характерной чертой является идеологический плюрализм, где информационные права граждан, свобода слова становятся важным фактором политической жизни. Партии в такой системе стремятся к завоеванию власти путем участия в избирательных кампаниях, в выборах на демократической основе. Взаимоотношения государства, партий, профсоюзов и иных организаций обеспечиваются конституционным регулированием. Судебная власть, правовые установления приобретают определяющее значение. Правовые формы становятся главным инструментом достижения политических целей.
Основой недемократических политических систем является распределительная экономика, где в роли основного (а подчас и единственного) распределителя выступает государство. Государственная власть тоталитарно вмешивается во все сферы жизни общества. Всякое инакомыслие подавляется, формируется государственная идеология, религия, культура. В таких системах у власти, как правило, находится одна господствующая партия, все другие общественные организации, если они существуют, выступают проводниками государственной политики. Позитивное право здесь характеризуется огромным количеством запрещающих норм и жестокостью санкций, либо формально закрепляет демократические ценности, на самом деле являясь лишь прикрытием для государственного произвола.
Все негосударственные организации, осуществляющие политические функции можно разделить на две большие группы:
собственно политические организации, ставящие своей целью завоевание, удержание и использование государственной власти;
организации, участвующие в политической жизни постольку, поскольку это связано с их основными целями и задачами (профсоюзы, экологические, религиозные организации и т.д.)
Основной формой политической организации является партия. Появление таких общественных организаций, как партии, является объективным процессом, который позволяет выявлять общие интересы различных групп, формулировать их, преобразовывать в правовые требования, добиваться их осуществления. Государство – это как раз тот социальный институт, где партийные интересы, цели, идеалы могут выступать как общественные интересы, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмами их реализации. Поэтому государство и выступает важнейшим и очень ценным объектом политической борьбы, определяет участие партий в завоевании государственной власти.
Различают парламентские партии, ставящие целью завоевание власти демократическим путем, участием в парламентской деятельности, и партии, которые ставят задачей насильственные преобразования общественного строя, насильственный захват власти.
Для демократических правовых систем характерна многопартийность, при этом одна из партий в определённый период может являться правящей. В недемократических политических системах существует, как правило, только одна партия. В этом случае происходит сращивание партийного и государственного аппарата, руководитель партии превращается в фактического главу государства, важнейшие решения принимаются в партийных структурах и лишь оформляются государственными институтами.
Наряду с политическими партиями надо выделять и политические движения как элементы политической системы. Это менее формализованные общественные образования, различные фронты, союзы, соборы, другие организации. Политические движения, как правило, не имеют членства, структура их размыта. Часто политические и иные общественные движения не имеют и формальных региональных отделений, от их имени выступают лишь руководящие органы (организационные комитеты, президиумы и т. п.).
Ко второй группе политических организаций относятся прежде всего профсоюзы. На разных этапах государственности профсоюзы то вступали в отношения сотрудничества, даже партнерства с государством, то выступали по отношению к государству противоборствующим, разрушительным элементом.
Различают независимые, свободные профсоюзы и профсоюзы официальные, поддерживаемые государством, которое в некоторых политических системах даже передавало официальным профсоюзам законотворческие функции в сфере трудовых отношений (например, такими функциями обладал Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов – ВЦСПС – в бывшем Союзе ССР).
Немаловажным элементом политической системы являются и религиозные организации. В демократических системах они отделены от государства. Этот принцип закрепляется конституционно, государство формально не вмешивается в дела церкви, а церковь, имея перед собой благородную цель нравственно-религиозного, духовного воспитания, а весьма часто и возрождения общества, не вмешивается в государственную жизнь, в политику. В таком взаимоотношении реализуется принцип свободы совести вероисповедания, секуляризации политики и автономии религии. Для недемократических политических систем характерно либо преследование и запрещение религиозных организаций, навязывание тотального государственного контроля в духовной сфере жизни общества, либо, наоборот, полное подчинение государства и общества одной господствующей религии и церкви.