Понятие и виды форм государственного (политического) режима
Форма государственного режима представляет собой совокупность способов и методов осуществления власти государством. Государственный режим – важнейшая часть политического режима, существующего в обществе. Современная теория государства различает два основных типа политических режимов: демократический и антидемократический, который в свою очередь подразделяется на тоталитарный и авторитарный.
Политический режим демократического типа имеет своей социально - экономической предпосылкой существование суверенных индивидуальных субъектов, являющихся собственниками экономических условий своей жизни и строящих отношения друг с другом на основе обмена и договора.
Политическими предпосылками этого режима являются:
1) отсутствие единой, обязательной для всех государственной
официальной идеологии, которая однозначно определяет цель общественно - исторического развития, а иногда и политические средства ее достижения;
2) наличие свободно формируемых внегосударственных политических партий, отражающих социальную дифференциацию гражданского общества;
3) ограничение политической роли партий участием в выборах, на которых они выступают с разработанной избирательной программой, отражающей интересы представляемой партией социальной группы гражданского общества;
4) функционирование политической системы, предполагающей борьбу, конкуренцию политических партий, соглашение между ними, образование коалиций политических сил, которые стремятся к парламентскому большинству и получению решающей роли в государственном управлении; предполагается, что возникающая таким образом политическая борьба есть отражение социально - экономической конкуренции внутри гражданского общества;
5) существование не определяющего государственную политику и потому не несущего за нее ответственность меньшинства, в функцию которого входит оппозиционная политическая деятельность, разработка альтернативных программ общественного развития, позитивная критика государственного руководства, идеологическая и кадровая подготовка его смены;
6) наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов, протестов и т.д. и т.п.), при помощи которых суверенные объекты гражданского общества осуществляют свою самодеятельность в сфере политической жизни. Реализация этих предпосылок делает политический режим демократическим. Главное в политическом режиме - порядок и условия формирования государственной власти. Условия демократии обеспечивают в этом процессе решающую роль народа. Демократический режим делает возможной последовательно определяющую связь населения с партиями, партий через периодически проводящиеся выборы с представительной властью, представительной власти с властью исполнительной. Такой порядок считается главным достоинством демократического политического режима, т.к. обеспечивает систематическую смену правителей мирным, ненасильственным путем.
Политический режим тоталитарного типа таким преимуществом не обладает. Для него характерно насильственное навязывание населению общественных порядков, чьи модели разработаны на основе единой идеологии. Господство этих порядков достигается посредством монопольного тоталитарного контроля над политикой, экономикой, культурой и бытом. Идеологическое и организационное единство обеспечивается политическим господством Партии, возглавляемой вождем.
Она подчиняет себе государство. В ее руках находятся средства массовой информации, печать. В методах управления преобладает политическое и физическое насилие, полицейский и жандармский террор.
Подобные свойства, казалось бы, исключают возможность ненасильственной смены тоталитарной власти. Однако, как показал опыт Чехословакии, Венгрии, во многом Польши и, быть может, СССР, тоталитарный политический режим способен к самоизменениям с постепенным и относительно мирным переходом к авторитарному, а затем, по-видимому, и к демократическому. Во всяком случае такого рода переход успешно осуществлен в Испании, Греции, Чили, отказавшихся от фашистских режимов и выбравших демократический путь развития.
Политический режим авторитарного типа - третий его вид, зафиксированный современной теорией государства. Он является промежуточным между тоталитарным и демократическим режимами, переходным от одного к другому. При этом переход может осуществляться как в сторону демократии, так и в сторону тоталитаризма.
Переходный, промежуточный характер авторитарного режима определяет «размытость», нечеткость многих его свойств. В нем можно наблюдать черты и тоталитаризма, и демократии. Главная его особенность состоит в том, что государственная власть не имеет тоталитарного характера и не достигает полного контроля над всеми сферами экономической, политической и культурной жизни. В нем нет единой государственной обязательной для всех идеологии, которая заменяется идеологическими конструкциями типа теории национального интереса, идеями патриотизма и т.п. Управление осуществляется не столь жесткими, как при тоталитарном режиме, средствами. Массовый террор отсутствует.
Авторитарные политические режимы появляются на авансцене истории тогда, когда власти намерены приступить к коренным реформам общественного строя и осуществить «революцию сверху» (например, переход в Испании от фашистского строя к демократическому в последний период правления Франко, начатая в СССР в 1985 г. перестройка происходили в условиях авторитарных режимов).
Следует иметь в виду, что классификация политических режимов в теории государства рассматривает именно их типы, которых в чистом виде в реальной истории не существует.
Политический режим как элемент формы государства обусловливает и остальные характеристики государственного устройства, в первую очередь, влияя на форму правления.
По другой классификации существуют другие антидемократические режимы, имеющие следующие признаки:
- Во-первых, главное, что определяет характер государственной власти, это соотношение государства и личности. Если государство в лице его различных органов подавляет личность, ущемляет его права, препятствует ее свободному развитию, то такой режим называется антидемократическим.
- Во-вторых, характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни.
- В-третьих, свойственно огосударствление всех общественных организаций ( профсоюзов, молодежных, спортивных и т.д. ).
- В-четвертых, личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в Конституции.
- В-пятых, реально существует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни.
- В-шестых, характерный признак - всеохватывающая милитаризация общественной жизни, наличие огромного военно - бюрократического аппарата, военно – промышленного комплекса, довлеющего над мирной экономикой.
- В-седьмых, антидемократический режим игнорирует интересы национальных государственных образований, особенно национальных меньшинств.
- В-восьмых, антидемократическое государство во всех разновидностях не учитывает особенностей религиозных убеждений населения. Отрицает полностью религиозное мировоззрение или отдает предпочтение одной из религий.
Деспотический режим (от греческого despotic – неограниченная власть). Этот режим характерен для абсолютной монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотизм возник в древности и характеризовался крайним произволом в правлении, полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствия правовых и моральных начал в управлении.
При деспотии осуществляется жесткое подавление любой самостоятельности, недовольства, возмущения и даже несогласия подданных.
Тиранический режим также основан на единоличном правлении. Однако в отличии от деспотии, власть тирана устанавливается насильно, захватническим путем, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота. Она лишена правовых и нравственных начал, построена на произволе, подчас терроре о геноциде.
Авторитарный режим. Использование насилия становится характерным для авторитарного режима. Вот почему государство не может существовать без опоры на полицейский и военный аппараты. Суд в таком государстве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные органы принуждения людей. Оппозиции при авторитаризме не допускается. В политической жизни могут участвовать и несколько партий, но все партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются. Оппозиционеры, как организации, так и граждане жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и незаконные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться конституционными правами и свободами, даже если они и провозглашаются формально, т.к. отсутствует механизм их реализации. Она лишена гарантий своей безопасности и взаимоотношений с властью.
Авторитарная власть признает, что доверие народа – великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в массах по отношению к себе, используя демагогию и превращение населения в простой объект манипуляций.
Либерально - демократический, как разновидность демократического обусловливается, прежде всего, потребностями товарно-денежной, рыночной организации экономики. Рынок требует равноправных, свободных, независимых партнеров. В либерально-демократическом обществе провозглашаются свобода слова, мнений, форм собственности, дается простор частной инициативе.
Права и свободы не только закрепляются в конституции, но и становятся осуществимыми. Таким образом, экономическую основу либерализма составляет частная собственность.
При либерализме власть формируется путем выборов, исход их зависит и от финансового положения партий. Либеральный режим может существовать только на демократической основе, он вырастает из собственно демократического режима. Собственно демократический режим (demarcate- народовластие ) - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством.
Конкретно режим демократического государства выражается в следующем:
Во-первых, такой режим предоставляет свободу личности в сфере экономической деятельности, которая составляет материальную основу благополучия.
Во-вторых, реальная гарантированность личных прав и свобод гражданина, его возможность выражать собственное мнение.
В-третьих, создает эффективные механизмы прямого воздействия населения страны на характер государственной власти.
В-четвертых, личность защищена от произвола, беззакония, т.к. ее права находятся под постоянной защитой органов правосудия.
В-пятых, демократическая республика является следствием реального разделения властей, как в унитарных, так и в федеративных государствах.
В-шестых, демократическая власть в одинаковой мере учитывает интересы меньшинства и большинства, индивидуальные и национальные особенности населения.
В-седьмых, демократические методы государственного властвования позволяют преодолевать возникающие социальные противоречия, обеспечивая компромисс между органами государственными органами и гражданами.
В-восьмых, основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм.
В-девятых, демократический государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества, поэтому он обеспечивает стабильный правопорядок, низкий уровень преступности.
Таким образом, форма государства может быть понята только в единстве трех составляющих элементов: форма правления, форма государственного устройства и форма государственного режима. Изменения происходящие в современном цивилизованном мире, безусловно, потребуют корректировки.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое форма правления?
2. Какие могут быть государства по формам правления?
3. Какова сущность и виды монархии?
4. Какие формы государственного устройства вы знаете?
5. Что такое конфедерация, каковы ее черты?
6. Проведите классификацию видов политического режима. Охарактеризуйте их.
7. Какие основные черты политического режима отличают современную Россию?