Формы и методы осуществления государственных функций

Решая какую-либо задачу, государство прежде всего устанавливает общий порядок поведения участников регулируемых отношений, т.е. создает нормы права – общеобязательные, формально определенные правила поведения. Эта форма осуществления функций государства называется правотворческой, так же, как и деятельность компетентных органов государства по подготовке и принятию нормативно-правовых актов, содержащих нормы права, т.е. являющихся их источниками в юридическом смысле. Особое значение при этом имеет деятельность высших органов государственной власти (парламента) по изданию законов, т.е. нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и верховенством в системе нормативно-правовых актов.

Затем осуществление функций государства перемещается в область правоприменения, реализуемого в оперативно-исполнительной и правоохранительной нормах.

Оперативно-исполнительная – это властная деятельность исполнительно-распорядительных органов государства, связанная с рассмотрением повседневных вопросов государственного управления и осуществляемая путем принятия в пределах права, правовых документов, имеющих индивидуальный характер и содержащих решения по конкретным делам. В этой форме упорядочиваются отношения между различными субъектами права: гражданами, органами, государствами, общественными организациями и др. При этом устанавливаются их взаимные права и обязанности в экономической, социальной и иных сферах жизни общества.

Правоохранительная форма осуществления функций государства предполагает властную деятельность специально созданных государственных органов (органы внутренних дел, прокуратура, суд, арбитраж) по охране норм права от нарушений и применению предусмотренных правовыми нормами мер государственного воздействия к правонарушителям. В процессе этой деятельности принимаются правоохранительные акты применения права (приговоры и решения судов, протесты прокуроров и др.), служащие цели восстановления нарушенного права и реализации юридической ответственности в отношении нарушителей велений государства.

В этой форме наиболее существенно проявляется государственное принуждение, которое применяется к тем, кто добровольно не выполняет требование правовых норм.

Помимо рассмотренных правовых форм осуществления функций государства выделяются неправовые (организационные) формы, которые в отличие от правовых не влекут юридических последствий. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и др.

Думается, наиболее предпочтительным для государства является добровольное и сознательное соблюдение участниками регулируемых правом общественных отношений, требований правовых норм и индивидуальных правовых предписаний. Такое поведение основывается на убеждении в справедливости и полезности государственных велений и поэтому имеет наибольшую значимость.

Однако метод убеждения может основным методом осуществления функций государства только в том случае, если оно опирается на широкую социальную базу. Это происходит тогда, когда политика государства соответствует интересам большинства общества и, кроме того, понятна населению. Поэтому так необходима широкая разъяснительная работа, имеющая целью убеждения масс в справедливости и целесообразности мероприятий, проводимых государством, и привлечение их к активному участию в осуществлении функций государства.

Для некоторых функций характерно сочетание государственных и общественных начал. Общественные организации и объединения помогают государству выявлять интересы и волю различных социальных групп, имеющихся в обществе, создавать реальные возможности участия их в управлении делами общества.

Следует указать, что в решении вопросов о функционировании государства могут быть и новые направления. Высказываются, что функции государства не являются всегда застывшими и неизменными.

В зависимости от конкретно-исторических условий меняются и методы осуществления функций государства. Обратимся к правовой функции государства и непосредственно к правоохранительной деятельности.

Правоохранительная деятельность включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, привлечению к юридической ответственности, охране прав и свобод граждан и т.д. правовое регулирование проявляется не только в установлении прав и обязанностей. Нередко бытует представление, что достаточно издать нормативный акт и цель по упорядочению общественных отношений будет достигнута. Однако правовое регулирование предполагает не только движение в одном направлении (от государства к субъектам права), но и обратную связь. Поэтому при отсутствии добровольной (сознательной) реализации норм права возможно применение государственным органом принуждения. В процессе саморегулирования гражданами своего поведения на страже эффективного использования, исполнения задуманных ими решений стоит их собственный интерес. Если интерес оказывается недостижимым, то решение субъектом отменяется, договорные связи расторгаются, а в случае причинения ему ущерба возможно обращение за защитой в соответствующие государственные органы. Иными словами, правовое регулирование есть, прежде всего, юридическое воздействие. Оно дополняется воздействием, которое охватывает другие, помимо юридических норм, каналы влияния права на общественные отношения.

К ним можно отнести:

- ориентационное воздействие, т.е. выработка у членов общества таких направлений в их поведении, которые не идут в разряд с ходом развития общественной жизни;

- привентивное воздействие, связанное с необходимостью человека воздерживаться от совершения деяний, причиняющих вред обществу, государству, личности, поскольку в противном случае наступят для него неблагоприятные последствия;

- психологическое воздействие, которое, с одной стороны, подавляет агрессивное поведение личности, а с другой – дает ей уверенность в защите ее интересов со стороны государства.

Но следует отметить, что кроме правовых форм и методов реализации функций государства, в России существуют, к сожалению, антиправовые формы осуществления функций государства. Например, расстрел мирной демонстрации рабочих в Новочеркасске, в годы перестройки в Риге ОМОН расправлялся с демонстрантами. Но вопреки заверениям высоких милицейских чинов, что ОМОН не будет избивать невинных людей, применение силы остается реальностью в милицейской практике и в наше время. Социальная роль милиции, органов безопасности, внутренних войск, государственных инспекций не может быть правильно понята вне ее полномочий прибегать в случае крайней необходимости к физическому принуждению. Это говорит о нарушении прав человека, и, следовательно, антиправовые методы должны регулироваться и подвергаться контролю.

По этой причине основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые VIII Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, требуют от государств – членов ООН законодательного нормирования «силовой» полицейской деятельности и доведения соответствующих правовых норм до сведения населения.

Генеральной функцией государства является реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования. К их числу относятся:

- социально-культурные условия;

- экономические условия;

- политические условия.

Вся функциональная деятельность государства направлена на достижение цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, правовой и социальной защищенности личности.

Таким образом, функции государства – это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государственного управления обществом. Функции государства – это цельная, взаимосвязанная деятельность всей системы государственных органов, при непременном взаимодействии и сотрудничестве с другими государствами.

Государственно-организованное общество в современных условиях может прогрессивно развиваться лишь при координации функциональной деятельности образующих его государств.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое функции государства?

2. По каким основаниям можно классифицировать функции государства?

3. Как взаимосвязаны функции государства и его сущность?

4. Что представляют собой внутренние и внешние функции государства?

5. Что представляют собой постоянные и временные, основные и неосновные функции государства?

7. Как соотносятся функции государства и его тип?

8. Какие формы и методы осуществления функций государства вам известны?

9. Что такое «эволюция функций государства»?

Глава 6. Формы государства

Наши рекомендации