Общая характеристика происхождения государства и права

Изучение процесса происхождения государства и права имеет не только познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и права, их особенности и черты, дает возможность проанализировать причины и условия их возникновения и развития. Позволяет четче определять все свойственные им функции - основные направления их деятельности, точнее установить их место и роль в жизни общества и политической системы.
В научной среде никогда не было раньше и в настоящее время нет не только единства, но даже общности взглядов в отношении процесса происхождения государства и права. При рассмотрении данного вопроса никто, как правило, не подвергал сомнению такие, например, общеизвестные исторические факты, что первыми государственно-правовыми системами в Древней Греции, Египте, Риме и других странах были рабовладельческие государство и право. Никто не оспаривает того факта, что на территории России, Польши, Германии и ряда других стран никогда не было рабства. Исторически первыми здесь возникали не рабовладельческие, а феодальные государство и право. Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения государства и права. Однако этого нельзя сказать о тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения государства и права.

Современная историческая наука утверждает, что государство и право впервые возникает 5-6 тысяч лет назад, а первичной формой организации общества была родовая община в которой отсутствовали профессиональные субъекты управления. Глава рода, вождь, совет старейшин, войны осуществляли управление не на профессиональной основе, не получая за это вознаграждение их статус в концентрированном виде выражался в принципе - они были первыми среди равных. Основным социальным регулятором был обычай. Обычай – это правило поведения передающееся из поколения в поколение в устной форме, закрепленное в сознании людей, сложившееся в обществе в результате многократного повторения одних и тех же действий, регулирующее наиболее важные общественные отношения. Экономика первобытного общества была не производящей и основывалась только на том, что давала природа. В теории государства и права имеет место два основных направления характеризующих особенности возникновения государства и права – это Азиатский (восточный) способ происхождения государства и Европейский (западный) способ.

Азиатский (восточный) способ происхождения государства характеризуется следующими основными признаками.

1. В азиатском государстве возникает и развивается институт государственной собственности на средство производства. Этому способствуют две причины. Прежде всего, сложные климатические условия, выраженные в засушливом климате, неблагоприятном географическом положении, которые не способствовали выживанию членов рода, племени. И необходимость ведения долговременных оборонительных или наступательных войн. Все эти факторы требовали концентрации материальных ресурсов в одних руках в целях выживания этноса, его сохранения и дальнейшего развития. Материальные ресурсы, как правило, распределялись централизовано, по средство административного распределения среди правящей элиты.

2. Формируется правящая элита, социальный статус которой зависит от воли монарха, который может наделить собственностью, а может и отобрать её у неугодного провинившегося перед монархом. В таком обществе, существует не развитая социальная структура, поскольку субъекты такого общества не могут, самостоятельно руководствуясь собственными способностями накапливать капитал, тем самым поднимаясь по социальной лестнице и умножая различны социальные страты.

3. Относительно однородная социальная структура такого общества лишена острых классовых противоречий и потому не нуждается в праве. Для эффективного регулирования общественных отношений достаточно норм обычаев, традиций, ритуальных, обрядовых и религиозных установлений. Социальные противоречия преодолевались с помощью воли чиновника, административного управления, административного воздействия, а зачастую и посредством произвола чиновника.

4. Как правило, восточные государства были деспотиями. Азиатскими государствами были Вавилон, древний Китай, древняя Индия, становление русского государства в период объединения земель вокруг Московского княжества, да и современная Россия до сих пор сохраняет признаки азиатского (восточного) государства. Например: чинопочитание, угодничество, взяточничество, правовой нигилизм не только граждан, но и государственных и муниципальных служащих, протекционизм, коррупция).

Европейский (западный) способ происхождения государства характеризуется следующими признаками:

1. Здесь, напротив, формируется и развивается институт частной собственности на средство производства. Этому способствовали относительно благоприятные климатические и геополитические условия.

2. Развитие института частной собственности, приводило к тому, что люди могли свободно, самостоятельно и независимо реализовать свою частную инициативу связанную с накоплением капитала, что в свою очередь приводило к социальной дифференциации и острым классовым противоречиям.

3. Рост частного капитала, экономическая активность, гражданский оборот требовали создание более совершенных и сложных по своему содержанию и структуре правовых и государственных институтов. Обычаи, религиозные нормы уже исключали возможность удовлетворение частнособственнических интересов. Так в Европейских государствах возникает право как институт государственно-правового регулирования обеспечивающий баланс интересов между обществом, личностью и государством. Ярким тому примером служит римское право. Оказавшее и оказывающее огромное влияние на правовые системы многих стран в том числе и России. Так институт необходимой обороны и крайней необходимости возникшей в римском праве нашел свое закрепление в уголовном праве России.

4. Выше перечисленные факторы явились благоприятными условиями формирования и развития правовых и политических идей, концепций, государственно-правовых моделей (например: модель правового государства, гражданского общества) оказавших влияние на генезис правовых и политических систем европейских государств.

Наши рекомендации