Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе

За годы независимого развития Украины Верховная Рада приняла рад законов, которые имеют самое непосредственное отношение к социальной политике. Рассмотрим некоторые из них. Закон Украины "О приватизации имущества государственных предприятий" регулирует правовые, экономические и организационные основы приватизации предприятий общегосударственной, республиканской (Республика Крым) и коммунальной собственности в целях создания многоукладной, социально ориентированной рыночной экономики Украины.

В разделе IV "Социальные вопросы приватизации" этого Закона соответствую-щими статьями регламентируется безвозмездная передача государственного имущества каждому гражданину Украины на сумму полученного приватизационного имущественного сертификата; предусматриваются льготы работникам предприятий, имущество которых приватизируется, на приобретение акций приватизируемых предприятий; определяются социальные гарантии работникам приватизационного предприятия. В то же время Закон предусматривает, что приватизация государственного имущества может осуществляться и путем продажи на аукционе (то есть тому, кто больше

заплатит), по конкурсу (то есть тому, кто предложит наиболее интересные проекты дальнейшей деятельности предприятия), путем выкупа имущества государственного пред-приятия, сданного в аренду, и другими путями. Средства, полученные от продажи госу-дарственного имущества, направляются: 1) на погашение внутреннего государственного долга Украины, 2) на кредитование технического перевооружения приватизированных предприятий, 3) на развитие предпринимательства и создание новых рабочих мест. (631)

Социальные права граждан Украины защищает и Закон "Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности", поскольку монопольное положение предприятия дает возможность устанавливать монопольные цены на соответствующие товары, что нарушает социальные права потребителей.

Улучшению обеспеченности населения страны должно способствовать также выполнение Закона "О внесении изменений и дополнений в земельный кодекс Украины". В нем отмечается, что задачей земельного законодательства является регулирование земельных отношений в целях создания условий для рационального использования и охраны земель, равноправного развития всех форм собственности на землю и хозяйствования, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды, охраны прав граждан, предприятий, учреждений и организаций на землю.

Земельное законодательство признает равноправными государственную, коллектив-ную и частную формы собственности. В коллективную собственность земли передаются бесплатно. Это относится и к передаче земельных участков в собственность граждан для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в пределах средней земельной доли, веде-ния личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания дома и хозяйственных построек (приусадебный участок), садоводства, дачного и гаражного строительства.

Важное значение имеет и осуществление национальной и региональных программ профессиональной реабилитации и занятости инвалидов с целью включения их в актив-ную жизнь, внедрение системы действенного контроля за созданием на предприятиях всех форм собственности безопасных и здоровых условий труда.

Как эффективное средство социальной защиты должна быть разработана система обязательств государственного социального страхования, максимально приближенная к европейским стандартам.

В Законе "О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине" отмечается, что финансирование мероприятий по социальному становлению и развитию молодежи осуществляется за счет средств государственного и местного бюджета, Фонда социальной адаптации молодежи, государственных и других моло(632) дежных фондов. Предусматриваются также определенные льготы молодежи в трудоустройстве и обеспече-нии жильем, льготы на проезд железнодорожным, воздушным, водным, автомобильным и городским транспортом.

Приоритетным направлением социальной политики будет максимальная ориентация стратегии экономического роста на обеспечение продуктивной занятости, сокращение скрытой безработицы. Деятельность органов власти будет нацелена на поддержку самозанятости населения, семейного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, развитие общественных работ, создание гарантий трудоустройства молодежи. В этой связи осуществляемая социальная политика должна быть, вопервых, адекватна состоянию экономики; во-вторых, содействовать выходу из кризиса и, в-третьих, обеспечивать удовлетворение минимально необходимых стандартов жизненного уровня населения.

В то же время социальная политика будет направлена на сохранение и воспроизводство трудового потенциала народа, утверждение необходимой мотивации продуцирующего труда, предотвращение массовой безработицы и прогрессирующего распада социальной сферы - здравоохранения, образования, культуры и других отраслей сферы социальной инфраструктуры.

Предполагается поэтапное осуществление структурной реформы заработной платы, цель которой - переход от действующей модели, сориентированной на низкую цену рабочей силы и высокую долю безплатних услуг, к новой модели, предусматривающей высокую цену рабочей силы и платное удовлетворение соответствующих услуг. Минимум заработной платы должен быть не ниже официально установленной черты мало обеспеченности.

В связи с либерализацией оплаты жилья возмещаются расходы на эти цели с учетом материального расслоения населения. Оплата жилья не должна превышать 20% среднемесячного дохода семьи.

Существенным моментом социальной политики является ее децентрализация - она все в большей мере должна переноситься на региональный уровень, для ее обеспечения будут введены местные коммунальные налоги.

В соответствии с Конституцией Украины каждому гражданину должны обеспечива-ться такие социальные права: право на труд (если человек - безработный, то (633) гаранти-руется социальная защита в соответствии с законом); заработная плата не должна быть ниже установленного минимума; право на безопасные условия труда; запрещение прину-дительного труда; право на забастовки (но не допускаются забастовки, если их проведе-ние угрожает здоровью других людей, запрещаются забастовки госслужащих - судей, государственного нотариата, органов госадминистрации, местного и регионального со-циального управления); право на социальное обеспечение в старости - пенсии должны быть не ниже установленного государством прожиточного минимума; право на образо-вание - государством гарантируется доступность и бесплатность обязательного образова-ния, уровень которого определен законом; право на жилье, на отдых, на охрану физического и психического здоровья, на экологически безопасную жизнь.

Итак, в Украине разработано немало законодательных актов, относящихся к сфере социальной политики, однако реальное состояние социальной защиты населения не может удовлетворять граждан страны: пенсии - мизерны, стипендии - сугубо символичны, на минимальную, и даже среднюю заработную плату невозможно прожить. Все это - следствие, с одной стороны, кризисного состояния экономики, а с другой – недостаточно-го внимания властей к социальным нуждам населения, слабого контроля государства за воплощением в жизнь принимаемых законов.

Глава XXIII ЭТНОПОЛИТИКА

В политической жизни многих стран все большее значение приобретает национальный вопрос. Эту сферу политики принято называть "этнополитикой" или "этнонациональной политикой", определяя ее как взаимодействие этносов (родоплеменные образования, народы, нации, национальные группы) и государства. Все вопросы о сущности, характере, формах жизнедеятельности этносов, их взаимосвязи с властными структурами изучает этнополитологая - составная часть политологии. В демократических государствах Запада

этнополитология - самостоятельная и авторитетная наука и учебная дисциплина. В бывшем Советском Союзе (634) этнополитологии, как и политологии, вообще не существовало. Вместо них как раздел общественных наук выделялась "марксистско-ленинская теория наций", целью которой было указать пути ликвидации классов и наций для построения бесклассового, безнаціонального коммунистического общества.

Овладение основами этнонациональной политики дает гражданам Украины возможность более активно включиться в общественно-политическую жизнь, увеличивать свой личный вклад в национально-государственное строительство.

Наши рекомендации