Общая характеристика и структура категории «форма государства».
В отечественной учебной литературе по теории государства и права форма государства обычно рассматривается как совокупность трёх элементов – формы правления, формы государственного устройства и формы политического режима. Этот, так называемый, элементный подход, нашёл прямое или косвенное отражение в подавляющем большинстве учебников и курсов лекций. Вместе с тем, различные авторы отмечают, помимо наличия указанных трёх элементов, и другие системные характеристики формы государства, позволяющие, на их взгляд, рассматривать форму государства как единое системное понятие.
Чаще всего применительно к форме государства говорится о «способе организации политической власти» (М.И.Абдулаев, В.М.Корельский, Р.А.Ромашов и др.) и «организационно-функциональной структуре государства» (В.А.Четвернин, Ю.А.Дмитриев, М.И.Абдулаев и др.). Иногда говорят о «характере объединения людей в государство» (В.А.Четвернин, Р.А.Ромашов), «совокупности признаков, характеризующих государство как страну» (Р.А.Ромашов).
Для характеристики формы государства необходимо исходить из существования системы парных категорий «форма-содержание». Если содержание государства определяет внутреннюю характеристику государства – функции государства, механизм государства, политическую систему, то форма государства, соответственно, демонстрирует внешние характеристики государства. Для анализа такого рода внешних характеристик важно учитывать, что государство как социальная организация власти выступает как необходимый элемент властеотношений.
Прежде всего, следует говорить о внутривластных отношениях. Здесь во взаимодействие вступают институты, входящие в систему высших органов государственной власти. Именно характер таких отношений позволяет определить ключевой субъект власти – носитель наибольшего объёма политико-правовых и технологически-правовых возможностей обеспечения реализации собственной воли при принятии нормативных правовых и политических решений. Это зависит от многообразия факторов – строения высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия); порядка их образования и прекращения полномочий; степени участия населения в их формировании; наличия у одной из ветвей власти правопресекающих или компетенционно преодолевающих полномочий в отношении другой ветви; реальности разделения властей и системы сдержек и противовесов.
В системе межвластных отношений государство представлено двумя группами субъектов – центральной властью и региональной властью. Характер такого рода отношений предопределяется следующими факторами: степенью концентрации власти у высших органов государственной власти государства; степенью самостоятельности регионального органа государственной власти в принятии решений; принципами разрешения конфликтов компетенции центральных и региональных органов государственной власти; принципами преодоления коллизий в нормативном правовом регулировании общегосударственного и регионального уровней; степенью обособленности региональной системы источников права; характером представительства интересов региона в центральных органах государственной власти.
В рамках внешневластного взаимодействия государство реализует свои интересы, вступая в отношения с личностью и обществом. Внешневластная характеристика государства позволяет определить качественный характер баланса политико-правовых интересов в рамках властного взаимодействия государства с обществом и личностью. Это возможно при условии исследования следующих факторов: характера источника власти в государстве; степени идеологического плюрализма; наличия или отсутствия гражданского общества; степени участия общества в формировании и осуществлении государственной власти; оснований ограничения прав и свобод человека; степени политической и экономической свободы личности; соотношения прав, свобод, законных интересов человека и политико-правовых возможностей государства; степени гарантированности прав и свобод человека.
Форму государства следует рассматривать в системной связи с особенностями властеотношений с участием государства. Это предопределяет необходимость понимания формы государства как системного единства трёх вариантов участия государства в отношениях, связанных с реализацией публичной власти: внутривластных, межвластных и внешневластных. При этом исследование внутривластных отношений позволяет раскрыть форму правления, межвластных – форму государственного устройства, внешневластных – форму политического режима.
Таким образом, форма государственного устройства – это система внешних характеристик государства, демонстрирующая особенности внутривластных (форма правления), межвластных (форма государственного устройства) и внешневластных (форма политического режима) отношений с участием государства и его государственно-властных институтов. Соответственно, формами государства являются форма правления, форма государственного устройства и форма политического режима.