Социальная природа и ценность права.
В теоретико-правовой науке сложилось два основных подхода к определению социальной природы права.
1. Корпоративный (классовый) подход связывает социальную природу права с выражением воли лиц, стоящих у власти и навязыванием этой воли остальным слоям (классам) общества, в том числе посредством принуждения, насилия, подавления.
При таком подходе корпоративные (классовые) интересы превалируют над общесоциальными (общечеловеческими). Данный подход к трактовке социальной природы права характерен для марксистской науки, рассматривающей право как социально-классовый регулятор общественных отношений.
2.Общесоциальный подход рассматривает право как средство достижения социального согласия и компромисса, как средство обеспечения определенного порядка общественных отношений.
Право существует в неоднородном обществе, которое состоит из различных групп, слоев, классов, сословий и других социальных образований, интересы которых зачастую вступают в противоречие друг с другом. Для того, чтобы сохранить целостность, стабильность такого общества необходимо своевременно разрешать данные противоречия или хотя бы не допускать их обострения. Для достижения данной цели и создается право.
Данные подходы к определению социальной природы права весьма условны, поскольку любому типу права присущи черты как корпоративности, так и общесоциальности. В связи с этим, логично предположить наличие дуализма социальной природы права.
Понятие «ценность» в общесоциологическом смысле характеризует способность того или иного явления объективной действительности удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития.
Следовательно, понятие «ценность права» раскрывает его положительную роль для общества, отдельной личности.
Ценность права – это его способность служить средством удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов личности и общества в целом.
В юридической науке проблему ценности права детально разработал проф. С.С. Алексеев. Он обосновал тезис о том, что право – это не только необходимость, но и социальное благо, социальная ценность.
По мнению С.С. Алексеева, право обладает:
- социальной ценностью;
- инструментальной ценностью;
- собственной ценностью.
Социальная ценность права проявляется в том, что при помощи права: обеспечивается устойчивый порядок общественных отношений, который действует в рамках всего общества, постоянно (непрерывно во времени). Кроме того, право, благодаря своей формальной определенности, позволяет четко определить границы правомерного и неправомерного поведения.
Инструментальная ценность выражается в том, что право является мощным регулятивным инструментом, посредством которого решаются разнообразные задачи, стоящие перед обществом в целом, отдельными социальными общностями, индивидами. Право устанавливает систему типовых стандартов поведения, благодаря чему выступает главным средством обеспечения организованности общественной жизни.
Собственная ценность права состоит в том, что право представляет собой глубинный элемент цивилизации, культуры, который выражает важнейшие социальные ценности общества – свободу, справедливость, равенство и т.д.
Понятие и признаки права
Право представляет собой сложное, многогранное явление, формирующееся под воздействием различных объективных и субъективных факторов. Поэтому сформулировать универсальное определение права как социально-политического явления весьма сложно, и к настоящему времени нет дефиниции, которая была бы общепризнанной.
Любое определение права неполно, относительно, так как не может охватить всего многообразия его различных проявлений.
Вместе с тем, для того, чтобы начать исследовать этот сложный социальный феномен, необходимо от чего-то оттолкнуться.
В учебных целях следует сформулировать «учебное» определение права.
Право– система общезначимых, формально-определенных правил поведения, непосредственно связанных с государством, регулирующих наиболее важные общественные отношения.
Признаки права:
1. Системность-означает, что право представляет собой не хаотичное множество элементов (правовых норм), а строго упорядоченное образование – систему, состоящую из взаимосвязанных отраслей, подотраслей, правовых институтов.
2. Общезначимость - заключается в том, что право – неперсонифицировано. Оно обращено ко всем, кто попадает в предусмотренные им условия. Это может быть общество в целом, либо определенная категория людей (пенсионеры, военнослужащие, студенты и т.д.). Но в любом случае – это не конкретный адресат – Иванов, Петров, Сидоров.
При этом, не следует смешивать понятия «общезначимость» и «общеобязательность». Общезначимое не всегда является обязательным. Так, правовые предписания могут выражаться в форме предоставления права (возможности) на определенное действие, например, голосовать. Это предписание не является обязательным, но при этом имеет значение для всех, кто в соответствии с законом может участвовать в выборах.
3. Формальная определенность-проявляется в том, что правовые предписания выражаются в определенных государством формах: правовых обычаях, правовых прецедентах, нормативно-правовых договорах, нормативно-правовых актах и т.д.
Форма показывает, в каком виде право существует и функционирует в реальной жизни. Именно при помощи придания формы праву, оно становится общедоступным.
4. Связь с государством – выражается в том, что государство, с одной стороны придает праву официальный, общезначимый характер, закрепляя его в своих источниках; с другой стороны – обеспечивает его реализацию, в том числе мерами государственного принуждения.
При этом не следует думать, что роль государства в обеспечении права сводится исключительно к принудительным мерам. Обеспечение, прежде всего, связано с созданием условий, при наличии которых достигается наибольшая эффективность правового воздействия.
5. Регулирует наиболее важные для социума общественные отношения. Кроме права, как уже отмечалось, в обществе существует множество иных социальных регуляторов (мораль, обычаи, традиции и т.д.). Предметом правового регулирования становятся лишь те общественные отношения, которые в определенное время в определенном социуме приобретают особую социальную значимость и с которыми не справляются иные социальные регуляторы.
Типология правопонимания.
Право – сложный социальный феномен. Поэтому поиск ответов на вопрос, что такое право, в чем его сущность, ведется многие века. И, поскольку развивается человеческое общество, изменяются условия жизни людей, постольку меняются и их представления о праве.
Учения о праве демонстрируют огромное разнообразие подходов к его пониманию. И, все же, можно констатировать, что все представления о праве опираются на общую основу: право для людей всегда выступало как определенный порядок в обществе. Но за этой общей основой начинались различия.
Право, как правовая действительность, правовая материя, выступает в трех проявлениях, в трех формах: во-первых, в форме правосознания, идей, представлений о праве; во-вторых, в форме правовых норм; в-третьих, в форме общественных отношений, порождающих правовые нормы и, в свою очередь, испытывающих воздействие этих норм.
Эта триединая сущность права практически присутствует во всех научных представлениях о нем. Но вот роль и значение каждого из трех правовых начал оказываются различными в различных правовых школах. Каждая из них формирует свой образ права.
Определенный образ права, характеризуемый совокупностью наиболее общих теоретических признаков права и наиболее общих признаков практического (ценностного) к нему отношения характеризует понятие «тип правопонимания».
Принадлежность к тому или иному типу правопонимания имеет определяющее значение для конкретного учения о праве. Именно тип правопонимания определяет парадигму (смысловую модель, принцип и образец) юридического познания, собственно научно-правовое содержание, предмет и метод соответствующего учения о праве.
Юристы, как утверждал И. Кант, двести лет спорят о том, что такое право. И эти споры продолжаются по сей день. Поэтому, и сегодня не существует единого подхода к пониманию права.
С определенной долей условности все современные типы правопонимания можно подразделить на две группы:
1. Традиционные типы правопонимания (естественно-правовая концепция, юридический позитивизм, социологический подход);
2. Нетрадиционные (интегративные) типы правопонимания (либертарно-юридический; коммуникативный подход; диалогическая концепция и реалистический позитивизм).
Именно эти направления в своей совокупности позволяют выявить все основные аспекты такого сложного и многогранного социального феномена, каким является право.
Достаточно условно традиционные типы правопонимания можно дифференцировать на три группы, в зависимости от того, что является для них исходным в подходе к праву и что соответственно влияет на понимание права, на критерии и требования, предъявляемые к праву.
У одной из этих групп исходными служат известные философские формулы - «идеи правят миром» и «человек есть мера всех вещей». Для относящихся сюда школ право есть (или должно быть) отражением разумных, правильных (в понимании авторов) идей, интересов и представлений человека. Это так называемые природные концепции, которые обычно объединяют под названием «естественное право».
Длявторой группы исходным является государство. Право для этих школ - продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый порядок отношений в обществе. Это так называемые позитивистские концепции, которые понимают действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть.
Третья группа школ отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Для них более важным является «право в жизни», нежели «право в книгах». Это так называемые социологические концепции (социология права). Их представители уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям. Право – не только система норм, которые могут исходить как от государства, так и от некоего высшего авторитета, а прежде всего – правоотношения.