Религиозные и традиционные правовые системы
Религиозное право – одна из основных исторических форм права, при которой в качестве первоисточника рассматривается не светская государственная власть, а воля божества, выраженная в священных писаниях или преданиях. В формальном смысле источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, их толкование богословской доктриной, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, в которых закрепляются и систематизируются религиозно-правовые нормы.
Характерной особенностью религиозного права является его персональный, а не территориальный характер. Предписания религиозного права в большинстве случаев распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия. К религиозному праву относятся: церковное право, каноническое право, мусульманское право, индусское правоиудейское право.
Церковное право – право, по которому управляется православная церковь. В эпоху феодализма к церковному праву относили и ряд вопросов государственного, административного, семейного, наследственного, уголовного, уголовно-процессуального, финансового права. В Русском государстве до 18 в. целые группы населения, напр. нищие, вдовы, «церковные люди», находились под юрисдикцией церкви и подчинялись ее правовым нормам. В результате секуляризации (освобождение от церковного влияния) и особенно после буржуазных революций церковное право сильно суживается, сводится до норм, регулирующих внутреннюю жизнь церкви. До Октябрьской революции 1917 г. церковное право входило в систему права Российской империи и преподавалось во всех учебных заведениях России.
В католических странах церковное право носит название канонического права. Каноническое право – совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, т.е. правилах, установленных католической церковью.
В средние века каноническим правом регулировались многие общественные отношения. Например, наследственное право содержало норму о выделении законной доли Христа. Один из канонов гласил: «тот, кто имеет сына, указывает Христа как второго, кто двух, – как третьего, у кого 10 сыновней, – как одиннадцатого». Церковь осуществляла широкий контроль над брачным правом. Суровые меры наказания предусматривать за сексуальные отношения вне брака. В области уголовного и уголовно-процессуального права в практику был внедрен особый вид рассмотрения уголовных дел – инквизиция (от лат. «расследование»). Первоначально инквизиционный процесс был более прогрессивным: для доказательства виновности ответчика перестали применяться показания свидетелей под присягой, было установлено также, чтобы церковь не участвовала в ордалиях – испытания, которые применялись для определения виновности или невиновности в судебном процессе раннего Средневековья («суд божий»). К ордалиям относились испытания огнем, водой, железом, судебные поединки и т. Однако, уже в середине 13 века инквизиторский процесс сильно изменился. Он применялся при всех преступлениях, которые могла означать угрозу церкви. Пытки превратились в обычное процессуальное средство.
Наибольшее развитие каноническое право получило в средневековой Западной Европе. После победы буржуазных революций роль канонического права значительно снизилась, а в тех странах, в которых церковь отделена от государства – потеряло значение действующего права. «Кодекс канонического права 1917 г., изданный папой Бенедиктом 5, регулирует только внутрицерковные дела. Вместе с тем каноническое право по-прежнему оказывает сильное влияние на действующее право многих государств Западной Европы. (Запрещение разводов, абортов и т.д.). Каноническое право не является законченной системой права, оно всегда было лишь дополнением к римскому или иному светскому праву. Даже в Ватикане всегда существовало гражданское право, независимо от канонического права. В то же время необходимо отметить, что христианство оказало огромное влияние на все европейское право. В последние годы появилось много работ, посвященных данной проблематике. В 2002 году на русском языке вышла работа Рафаела Папаяна «Христианские корни современного права». Автор книги не священнослужитель и не богослов, а профессиональный юрист, член Конституционного Суда Армении. Рассматривая вопросы государственного, гражданского, семейного, административного права, автор стремится найти их библейские корни, дать им христианское прочтение. По его мнению, такие нормы современного права, как право на жизнь, свода личности, свобода мысли, слова и убеждения, право на семью, право на труд, право на собственность, разделение властей и другие, берут свое начало в Священном Писании.
С одной стороны, такая точка зрения вполне обоснована тем, что христианство – это часть духовной культуры всех европейских народов, которая включает в себя и отдельные вопросы права.
С другой стороны, христианство распространилась в обществе, которое находилось на высоком уровне цивилизации и где существовало развитое право, которое пользовалось большим уважением и признанием. Следовательно, корни современного права находятся гораздо глубже. Римское право, которое сформировалось до появления христианства, долгое время применялось во многих европейских государствах, его нормы сохранили свое значение в современном гражданском праве. В трудах языческих философов Аристотеля, Платона и многих других можно найти истоки многих современных политико-правовых концепций. Кроме того, христианство провозгласило новые моральные догмы, но его не интересовала организация общества. «Мое царство, – сказал Христос, – иной мир». А в Евангелии сказано: «Отдайте кесарю кесарево». Церковь не только считала бесполезным создание христианского права, но и не считала себя правомочной на это. Современная церковь не протестует против ее отделения от государства, в результате мирские дела разрешаются при помощи норм позитивного права, т.е. права, установленного государством.