Реализация идей правового государства в законодательстве современных государств

Разнообразие философско-правовых подходов к проблеме сущности правового государства свидетельствует о том, что нет единых и одних и тех же идей правового государства, одинаковых для всех народов и времен. Все правовые идеи в сознании и идеологии каждого отдельного народа получают своеобразную окраску и свой собственный юридический оттенок. И это находит отражение в законодательстве каждой страны.

Для понимания сущности правового государства с юридико-практической точки зрения решающее значение имеют те правовые формы, которые придают ему общая концепция конституции страны, ее отдельные нормы, а также нормы обычных законов.

Конституции различных стран с точки зрения закрепления в них принципов правового государства можно разбить на две группы. К первой относятся конституции и конституционные акты, которые вообще не содержат термина «правовое государство». Вместе с тем в них закреплены отдельные принципы правовой государственности: разделение властей, гарантированность прав человека и гражданина и другие (Великобритания, Франции, США). Ко второй группе можно отнести конституции, которые закрепили положения о том, что данное государство является правовым (Германия, большинство стран СНГ). В них в разных формах содержится положения о правовой государственности. Вместе с тем провозглашение правовой государственности не есть конституционная констатация уже достигнутого и завершенного процесса, многие страны СНГ весьма далеки от построения основ правового государства.

Общим для всех конституций является то, что понятие «правовое государство» в них не раскрывается и требует доктринального толкования. Как отмечает современный немецкий юрист Е.Шмидт-Асман, теоретическое содержание понятия правового государства не может быть выражено в однозначной и простой дефиниции. Оно складывается из различных качественных и структурных элементов, для понимания которых конституционный текст представляет существенный, но недостаточно понятный материал. Для постижения правовой государственности кроме конституционно-правовых определений важны нормы обычного законодательства.[16]

Таким образом, юридико-практическое содержание понятия правового государства может быть раскрыто через отдельные нормы конституционного законодательства и через анализ других норм позитивного права.

Принцип верховенства права представляет собой в большей степени философско-правовые воззрения, чем практическую юридическую категорию. В конституциях многих стран он не нашел своего отражения и юридического закрепления. В некоторых конституциях речь идет о том, что исполнительная власть и правосудие связаны законом и правом. При этом смысл термина «право» не раскрывается в тексте основного закона. К числу немногих государств, где в конституционном законодательстве закреплен принцип верховенства права относится Республика Бе-




ларусь. В статье 7 Конституции Беларуси сказано: «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права». Данная формулировка отличается от нормы, которая содержалась в Конституции Республики Беларусь в редакции 1994 года, где говорилось «Государство, все его органы и должностные лица связаны правом, действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии с ней законов». По существу в этой формулировке объединялись принципы верховенства права и закона.

Принцип верховенства законов, как правило, не используется в современном конституционном законодательстве, даже в тех странах, где парламент является единственным законодательным органом (Япония, Украина). В большинстве конституций развитых государств закреплена высшая юридическая сила конституции, которой должны соответствовать все иные акты законодательства, в том числе законы.

Принцип разделения властей по-разному закрепляется в законодательных актах. В одних странах он содержится в основном законе, в других вытекает из общего смысла всей конституции. Например, в Конституции США, хотя и не упоминается данный принцип существует самое жесткое разделение властей: все полномочия законодательной власти принадлежат Конгрессу, исполнительную власть осуществляет Президент, судебную власть – Верховный суд и те низшие суды, которые учреждаются Конгрессом. В Конституции Германии говорится о том, что государственная власть исходит от народа и осуществляется через специальные органы законодательства, исполнительной власти и правосудия.

В Конституции Республики Беларусь сказано: «Государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Вместе с тем в Беларуси не существует строгого разграничения законодательных и исполнительных функций. Президент Республики Беларусь обладает определенными полномочиями в области законодательства и исполнения законов.

Ответственность государства перед личностью сравнительно недавно стали признавать одним из принципов правового государства. Поэтому он не нашел свое отражения во многих старых конституциях и не содержится в ряде новейших конституций. В некоторых странах закреплен принцип ответственности государства за деятельность государственных служащих. Так, в статье 34 Конституции ФРГ сказано: «Если кто-либо при исполнении вверенной ему публичной должности нарушит свои служебные обязанности по отношению к третьему лицу, то в принципе ответственность несет государство или корпорация, на службе у которой он состоит».

В Конституции Республики Беларусь закреплена взаимная ответственность государства и личности: «Государство ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности. Гражданин ответственен перед государством за неукоснительное исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией».

Наиболее полно в законодательстве многих стран закреплены нормы правового государства о правах человека и гражданина. Более того, конституции некоторых государств предусматривают жесткий порядок ограничения прав человека и гражданина. Даже те страны, для идеологии которых не характерен персоноцентризм, содержат специальные разделы о правах человека. В Конституции Японии 1977 права и свободы граждан рассматриваются, как им присущие, которые не могут нарушаться даже парламентом путем издания соответствующего закона. Такой подход к правам и свободам заимствован из правовой доктрины США и очень похож на концепцию естественных прав человека. Из смысла статьи 13 Конституции – «Все люди должны уважаться как личности» – очевиден индивидуалистический подход к проблеме прав и свобод. Всего в конституции более 30 статей, т.е. почти треть основного закона, регламентирует правовое положение личности, причем 10 из них посвящены личной безопасности граждан.

Контрольные вопросы к теме №4

1. Где и когда зародилась идея правового государства?

2. Кто является автором термина «правовое государство»?

3. Что означает принцип господства права?

4. Различаются ли конституционные принципы верховенство закона и господство права?

5. Раскройте содержание социальных, политических и юридических аспекты теории разделения властей?

6. В чем заключается принцип ответственности государства перед личностью?

7. Какие принципы правового государства закреплены в Конституции Республики Беларусь?


Наши рекомендации