Зависимость оформления от содержания

Все элементы газетной формы определяются содержанием публикаций, их актуальностью, общественной, политической значимостью, тематической направленностью. Это обусловливает систематизацию, группировку материалов газеты, их объединение по какому-то признаку – тематическому, временному, жанровому и т.п. (группировка – один из главных методов организации разрозненных материалов номера в единое целое: облегчает восприятие номера, усиливает воздействие материалов). Все элементы газетной формы, мешающие выявлению содержания публикаций, пониманию их значения и роли, быстрой ориентации читателя в материалах номера, должны устраняться из газеты.

Как и любая область деятельности, верстка имеет свои правила, знание которых наряду со знанием прикладных программ является залогом хороших результатов работы. Эти правила формировались веками, в них учтены культурные традиции, а также особенности зрительного восприятия печатного текста человеком. Поэтому отступление от правил оправданно только в том случае, если это придает работе новизну и оригинальность. Вместе с тем, если бы все дизайнеры и верстальщики пользовались одинаковыми приемами, то печатная продукция выглядела бы скучно и однообразно.

С внедрением компьютерных технологий в издательское дело набор средств оформления печатной продукции значительно увеличился, они стали более легкими в применении и доступными многим. Поэтому для того, чтобы стать хорошим специалистом, теперь мало изучить все возможности программ. Вы должны умело ими пользоваться, знать меру, подходить к работе творчески и, конечно, опираться на выработанные правила, которые помогут вам выполнить работу на должном уровне.

Уместность

Объединение в группы, связанные по смыслу и коммуникативным функциям элементов. Плохих приемов дизайна не существует, бывает лишь неудачное их применение. Необходимо понимать, что документы различных типов должны быть и оформлены по-разному. Например, страница с официальной информацией должна выглядеть иначе, чем рекламный проспект. В финансовом отчете вряд ли целесообразно использовать все многообразие шрифтов. А вот если небольшой рекламный блок не оформить заметным графическим элементом, то, скорее всего, его не заметят.

Учтите, что основным критерием качества оформления является то, насколько четко, ясно и удобно печатная продукция доносит до читателя смысл заключенной в ней информации.

Соблюдение пропорций

Внешний вид работы во многом зависит от пропорциональности ее элементов, т е от того, насколько гармонично сочетаются основной текст, заголовки и иллюстрации как между собой, так и с форматом издания. «Хорошие» пропорции выражаются соотношениями 2:3, 3:5, 4:6, 8:10 и т.п.

Очень важно правильно выбрать соотношение между размерами шрифтов заголовков и основного текста Размер заголовка с одной стороны определяется его значимостью, а с другой — расстоянием до соседних элементов (иллюстраций, рамок, текстовых блоков) Маленький заголовок на большом свободном пространстве теряется, а крупный заголовок, находящийся близко к тексту, вызывает ощущение скученности

Обычно для шрифта заголовка выбирают кегль в полтора раза больший, чем для основного текста, и на один уровень большей насыщенности Например, если основной текст набран обычным шрифтом 9-го кегля, то для заголовка вполне подойдет шрифт 14-го кегля с полужирным начертанием.

Что касается иллюстраций, то вы обязательно должны позаботиться об их coразмерности Если речь идет, например, об изображениях людей, то следует обеспечить одинаковый масштаб и размеры А вот при выборе размеров для схем необходимо первую очередь руководствоваться их сложностью

Кроме того, следует учитывать, что если на полосе размещено несколько изображений, то более крупное из них привлекает больше внимания и воспринимается более важное

Очень удобным средством оформления абзацев являются линейки Толщину линеек необходимо выбирать с учетом размера шрифта абзаца Слишком толстые линейки "подавляют" текст и ухудшают его читабельность, а слишком тонкие — теряются на фоне текста и не выполняют отведенную им функцию элемента выделения Расстояние между линейками и текстом должно быть не меньше поло- вины кегля применяемого шрифта, иначе они будут малозаметны, а удобочитаемость отчеркнутого ими текста снизится

И конечно же, на размеры и пропорции иллюстраций значительное влияние оказывает формат полосы.

Направленность

Исследования показывают, что среднестатистический читатель тратит примерно одинаковое количество времени на чтение любого выпуска любой газеты. Типографский дизайн должен быть таким, чтобы ограниченное время читателя, так же как и его энергия и внимание были направлены на получение информации. Любой оформительский прием, отвлекающий читателя или нарушающий нормальный ритм чтения, приводит к потере времени и энергии. Решение (по крайней мере, частичное) этой проблемы - в функциональном типографском дизайне.

Здесь потребуются определения. В данном контексте типографский дизайн - это основа использования типографских элементов. Макетирование, т.е. расположение текста и иллюстраций на странице, - это применение набора определенных правил для каждой конкретной ситуации - на странице рекламных объявлений, на информационной полосе, внутри раздела и в издании в целом. Основное требование функционального типографского дизайна: каждый используемый элемент должен эффективно работать.

Степень их важности можно проверить, ответив на два вопроса. “Выполняет ли этот элемент необходимо-полезную работу?” Если ответ положительный - элемент функционален. Второй вопрос: “Можно ли выполнить ту же работу быстрее, легче или с меньшими затратами?” Здесь дизайнеру следует рассмотреть все возможные варианты выбора. Часто решение таково, что используемые элементы достаточно хороши.

Если элементы не выполняют необходимо-полезной работы -они не функциональны. Самое плохое - это дисфункциональность. Элемент, который не может привлечь читательского внимания, попусту отвлекает его, он лишний, и от него лучше избавиться.

Как определить, функционален элемент или нет? Сначала нужно проанализировать, как воспринимает его читатель. Здесь работает первый принцип передачи информации: “Передача информации - это двусторонний процесс, и он возникает только тогда, когда сказанное услышано, напечатанное прочитано и оба поняты”. Мы не можем заставить потребителя информации слушать или читать.

На любой напечатанной странице область, с которой начинается чтение, находится в верхнем левом углу. Это начальная оптическая зона (НОЗ). Натренированный глаз начинает читать страницу именно с этого места и должен быть привлечен чем-либо ярким, захватывающим внимание. В правом нижнем углу глаз заканчивает чтение страницы, и там находится конечная зона (КЗ). Такая последовательность чтения обусловлена линейным расположением букв алфавита. Для семитских алфавитов (иврит, арабский) НОЗ находится в верхнем правом, а КЗ - в нижнем левом углах страницы.

Диагональ чтения НОЗ - КЗ часто называют линией силы тяжести чтения. Сила тяжести чтения так же сильна и постоянна, как физическая сила тяжести. Глаз читателя не должен следовать вдоль линии силы тяжести как бы прогуливаясь - его необходимо отвлекать в сторону от этой линии различными оптическими “магнитами”, продуманно расположенными на странице, чтобы привлечь внимание читателя к каждому ее участку. Незадействованные правый верхний и левый нижний углы страницы особо нуждаются в “приманках”.

Глаз неохотно движется против направления диагонали чтения, поэтому не следует привлекать внимание читателя, как только он переворачивает страницу, чем-то интересным в ее центре - ему будет трудно возвращаться “против течения” к пропущенным в начале страницы элементам, и они, скорее всего, останутся непрочитанными.

Когда глаз дочитывает строку, ему приходится двигаться против направления силы тяжести к левому краю страницы, где начинается следующая строка. Глазу необходима постоянная ось ориентации (ОО) при этом обратном “пустом” пробеге. Глаз всегда возвращается к ОО, вне зависимости от того, где начинается следующая строка. Обычно глаз возвращается к тому месту, где начиналась первая строка. Если строки расположены ступенчато, то есть начало каждой последующей строки сдвинуто вправо, глаз возвращается к началу предыдущей, ищет последующую и только потом читает ее. Это не отнимает много времени и усилий, но тем не менее утомляет читателя.

Если начало следующей строки расположено левее оси ориентации, это тоже утомляет читателя. Поэтому аксиома дизайнера гласит: “Все строки должны быть выровнены слева”.

Типичный читатель читает не так, как мы. Мы - профессиональные читатели. Поэтому редактор газеты - не лучший подопытный кролик для проверки на нем типографских приемов.

Чтение включает в себя два быстро чередующихся процесса. Процесс “сканирования” - основное движение глаз, когда они “обшаривают” общий вид страницы, решая, стоит ли читать напечатанные на ней материалы. В самом процессе чтения глаз двигается вперед-назад, бегая по строчкам и направляясь вниз, к концу очередной колонки.

Как бы ни старался дизайнер, он не может гарантировать стопроцентное прочтение материалов. Не в состоянии он и загубить материал, сделав его полностью непригодным для чтения. Поэтому редактору стоит сыграть на определенных разумных соотношениях, помня о том, что любые погрешности могут повлиять на читаемость -при малозаметном дизайне читатель пропустит большую часть материалов, при чересчур броском - будет утомлен.

Потеря читательского внимания неизбежна. Мы теряем читателей в промежутке между заголовком и первым абзацем. Мы теряем читателей в конце каждого абзаца, каждого материала, каждой колонки, каждой страницы. Имея такие большие потери, неподвластные нашему контролю, не стоит умножать их еще и неэффективным типографским дизайном.

Функциональность - это нечто большее, нежели просто отсутствие дисфункциональности. Она заключается еще и в непрерывном совершенствовании всего функционального в типографском дизайне.

Итак,

При оформлении макета необходимо принимать во внимание, что в процессе чтения человек перемещает взгляд от левого верхнего угла страницы к правому нижнему. Чтобы после просмотра материала информация была воспринята в нужной логической последовательности, она должна располагаться с учетом особенности движения взгляда.

Если компоновка материала выполнена правильно, то читатель автоматически двигается по документу в нужном автору направлении. В противном случае для связывания информации в логическую цепочку ему приходится просматривать разные части страницы.

Единство стиля

Стилистическая целостность создается единообразием оформления. Единство стиля держится на деталях. Задача дизайнера – поиск компромисса между стилистическим единством и многообразием элементов оформления (не скучный внешний вид при внутренней однородности).

Контрастность

Если страница публикации изобилует однообразно оформленным материалов это существенно затрудняет его восприятие При просмотре на расстоянии глаз возникает монотонное серое поле, и желание прочесть материал исчезает Если повысить контрастность страницы, уравновесив информационные блоки участками пустого пространства, то страница сразу "оживет". Яркие, запоминающиеся публикации, правило, всегда строятся на контрастах Слабоконтрастное оформление обычно используется в официальных документах (различных отчетах, сводках, бюллетенях т п ), где строгое оформление подчеркивает серьезность документа.

Наши рекомендации