Тема: «Возникновение государства и правовые устои Древнего Египта и Вавилона». 7 страница

В результате действия вышеуказанных факторов исключительное положение римской общины было подорвано, а вместе с ним упало значение римских республиканских институтов и прежде всего народного собрания. Непрекращающаяся политическая борьба привела к наступлению эпохи личной власти, эпохи военных диктатур, которые являлись промежуточным этапом на пути к установлению монархии.

Первой военной диктатурой нового образца была диктатура Суллы, вождя оптиматов, учрежденная в 83 г. до н. э. Он был избран центуриатными комициями на должность диктатора «для написания законов и устройства государства». Его власть была неограниченной и бессрочной. Отречение Суллы (79 г. до н. э.) возвратило Риму республиканскую конституцию, но ненадолго.

^с-^пользуя имеющиеся источники, охарактеризуйте су ) р' реформ Тиберия (133 г. до н. э.) и Гая (121 г. до' А ^кхов, укажите причины их неудачи. -| ^1с^И реформы, имевшие целью возрождение свободна ^ ^-италийского крестьянства, открыли эпоху граждад ^(^йн, завершившуюся победой нобилитета и паденн ^\оА)й республики. Немалую роль в этом сыграла т. ^у^ическая война (I в. до н. э.), в результате которой I* Р»^ '<ден бьш пойти на предоставление римского гражд^ ад^^сему населению Италии. Исключительное положе^ Р^'^)й общины было подорвано, а вместе с тем оказал^ ^-^ано значение римских республиканских институте] ^\^всего - народного собрания. Наступила эпоха личг ^Од 1 эпоха диктатур. Первым среди диктаторов был п< ^йа^Ц Сулла (82-79 гг. до н. э.), который, опираясь

^Йд н. э.).Следующим диктатором стал Гай Юлий Цезарь (100-44 гг. до н. э.). Избранный в 59 г. до н. э. консулом Рима,. ^^'(сч он поставил под свой контроль сенат, отклонил вето народных трибунов и и '^А-^о" и в 46 г. до н. э. бьшыл провозглашен диктатором на 10-летний;

срок^^а^ий срок, в 44 г. - пожизненно. Особенностью э-1 ^^'Урытой диктатуры было то, что она соединяла в одних руках "^-^оне только консульскую и трибунскую власти, но также ценз! -'"^^с.орскую (с. 46 г.) и высшую жреческую власти. По своему 1 н0^ ^юположению в армии Цезарь имел титулимператора, т. е. паовелителя, лица,

^е' лица' обладавшего высшей властью, приобретав1| ^^оший новое, антиреспубликанское содержание. Созданная г' ^^при Цезаре форма правления - принципат - получает свое дальнейшее,

^ ,^ развитие при его преемнике Октавиане Августе (рес^ ^. 27 г. до н. э. - 12 г. н. э.). ^^^у^

В закаключение определите причины падения Риме:ской республики.

^тАики. На наш взгляд, среди них можно выделить с ^^р:следующее:

1) ^У^о Развитие рабовладения и частной собственности нах<^на землю привело к резкой имущественной и социальной дз ^^•йт^иаифференциации в обществе. Огромные различия состояний]

находились^д^шсь в противоречии с институтами, возникшими и созревшими в гос^т) ^дими в эпоху относительного равенства. пол^^

2) Умножение класса пролетариев, живущих подач ^^^-^ками государства и готовых следовать за тем полководцем ^'или политическимвеским деятелем, который сулит наибольший материальный ма-^ успех.

3) Римские республиканские учреждения сложились как о)рганы управления городом; выполнять те же функции в д-отношеянии огромной державы, в которую превратился Рим, дайони не могли. Эту задачу выполнила Римская империя.

4) Монархический элемент прослеживается и в старой, >республиканской «конституции» Рима, он проявился в полно­юй мере, когда возникли благоприятные условия.

5) Изменение характера римской армии, о чем говори-

лоюсь выше.

6) К политической власти были присоединены крупней-цшие рабовладельцы провинций, что способствовало консоли-(дации рабовладельческого класса в единый господствующий ксласс. Тем самым создавалась более прочная социальная база ноювого политического строя Рима, который при всех своих птеременах продержался столь же долго, что и республика -окжоло 500 лет.

7) В условиях резко обострившихся антагонизмов между >рабами и свободными, бедными и богатыми, полноправными Iи неполноправными монархический режим, опирающийся 1на сильную армию и разветвленный государственный аппа-)рат, оказался той исторически неизбежной формой государ-;ственной власти в Риме, с помощью которой господствую-цщий класс стал способен удерживать свое господство.

4. Как уже отмечалось, период монархии в Риме делится нача. два этапа: принципат и доминат. После того, как сенат вручил Октавиану верховную власть над Римом и провинци-[ями (да еще и преподнес ему почетный титул Августа), здесь уостановился государственный строй, называемый принципа"том. 1гом. От «принцепс сенатус» - первого сенатора, которым еще в предшествующие времена называли первого в списке сенаторов (обычно старейшего из бывших цензоров), первым высказывавшего свое мнение. Для Августа «принцепс» озна­чал «первого гражданина римского государства», а в соответ­ствии с неписаной римской конституцией - пост императо-эра.

Говоря об общественном строе Римской империи в пе­риод принципата, необходимо отметить изменения, проис-пшедшие в различных слоях населения. .

Верхушку рабовладельческого класса составили два со­словия. Первым и самым почетным считалось сословиенобилей-эилей, о котором говорилось выше. Его экономическую ос­тнову составили огромные земельные владения, обрабатыва-емые массой рабов и зависимых крестьян. Политическим оплотом нобилитета сделался сенат; высокопоставленные жрецы и высшие магистраты составились из представителей высшего сословия. Они же управляли и 18 провинциями, выкачивая их богатства.

При императоре Августе нобилитет превратился в сенаторское сословие, пополнявшееся из сановников, выдвинувшихся на государственной службе. Из сословия всадников, финансовой знати империи, выходили ответственные чиновники и офицеры. Управление городами находилось в руках декурионов, составленных большей частью из бывших магистратов. То были, как правило, средние землевладельцы.

На самой низшей точке социального положения находились по-прежнему рабы, чей труд становился все более невыгодным и не отвечал интересам экономического развития. Недаром прогресс техники как бы остановился в Риме. Понимая все это, рабовладельцы – хозяева стали все более широко предоставлять рабам пекулии, т.е. земельные участки, за который хозяину следовало платить определенной долей продукта (обычно половиной урожая). Все остальное оставалось работнику, и он старался.

Одновременно совершается и другой немаловажный процесс: превращение свободного крестьянина в арендатора-издольщика, именуемого колоном. Развитие колоната было прямым результатом постоянного насильственного грабежа крестьянской земли, прямо связанного с ростом сенаторских и всаднических латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из-за границы – прямого следствия уменьшения военной мощи империи, с одной стороны, и усиления оказываемого ей сопротивления, с другой.

Удовлетворяя требования землевладельцев, закон 332 г. положил начало прикреплению арендаторов к земле. Оно было пожизненным и потомственным.

Так, еще в рабовладельческом Риме зарождаются феодальные порядки, феодальные производственные отношения. В этом сложном процессе раб поднимается в своем социальном статусе, свободный крестьянин опускается. К концу империи запрещается самовольное убийство раба, разобщение его семьи, вводится облегченный порядок отпущения на волю.

Ремесленники, организованные по «коллегиям», т.е. сообществам, должны были «навсегда оставаться в своем состоянии», что

юстоянии», что означало для них насильственное потом­ственное прикрепление к своим профессиям. Другими слова­ями, здесь дело шло к средневековым цехам для мастеровых [людей.

Рассматривая государственный строй Рима в период [империи, нужно отметить, что принципат еще сохраняет йвидимость республиканской формы правления и почти все учреждения республики,.- Собираются народные собрания, заседает сенат. По-прежнему избираются консулы, преторы [и народные трибуны. Но все это уже не более, чёем прикры-•тие постреспубликанского государственного строя.

Император - принцепс соединяет в своих руках полно­мочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна. В зависимости от рода деал он выступает то в одном, то в другом качестве. Народ­ные собрания, главный орган власти старой республики, приходят в полный упадок, и Цицерон пишет по этому поводу, что игры гладиаторов привлекают римских граждан в боль­шей степени, чем собрания комиций.

Император Август отнял у собраний судебную власть -[ важнейшую из их былых компетенцийи. Вместе с тем они лишаются и своего исконного права избирать на должности магистратов: при преемнике Августа Тиверии они были пе­реданы в ведение сената. Последний, наполнившийся про­винциальной знатью, всем обязанной принцепсу, сделался послушным орудием в его руках, В конце концов возникает и утверждается неписаное правило, согласно которому «все, что решил принцепс, имеет силу закона». Выборы же самого принцепса, принадлежавшие сенату, сделались чистой фор­мальностью,. Во многих случаях дело решалось армией, ко­торая стала постоянной и наемной.

Таким образом, принципат представляет собой переход­ный период от республики к монархии, причем последняя ухе вполне* оформилась и лишь прикрывается республикан­скими «одеждами». Окончательно режим ничем не ограни­ченной монархии устанавливается в Риме с 284 г. Он полу­чил названиедомншггината (от «доминус» - господин). Старые республиканские учреждения исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, руководимых сановниками, находящимися в подчинении неограниченного главы империи -императора.

Особого упоминания заслуживают два ведомства: госу-

дарственный совет при императоре (обсуждение основ|ных вопросов политики, подготовка законопроектов) и финаЦнсовое вое ведомство. Военным ведомством командуют назначен ные императором и только ему подчиненные генералы.'

Чиновники получают особую организацию: им присгваи вается форма одежды, их наделяют привилегиями, по окон чании службы им назначают пенсии и др.

Далее следует остановиться на характеристике реф^орм Диоклетиана и Константина, выяснить их сущность и значение. Суть того, что сделал Диоклетиан, сделавшись ю императором в 284 г., может быть сведена к следующему:

1) для наилучшего управления огромной империей верховная власть была разделена между четырьмя соправит елями. Двое из них, носившие титулавгустов, занимали пер1 венствующее положение, управляя каждый своей половин!ой империи - Западной и Восточной. Они избирали себе сог Вправиителей, которым присваивался титулцезарей. Создава.лась «тетрархия» - правление четырех императоров, считавипшихся членами единой «императорской семьи»;

2) военная реформа, в ходе которой армия, увеличенн]ая на одну треть, была разделена по роду службы: одна часть? ее размещалась на границах империи, охраняя их, другаяе - в том месте, где в ней нуждались;

3) административная реформа привела к разукрупнению провинций (до 120) и одновременно с тем к их объединению! во вновь созданные области(диоцезы), которых было 12.| Италия в числе других земель империи теперь уже окон^ чательно лишалась своего особого значения и положения (х<^отя Рим еще продолжал некоторое время оставаться столицей

империи).

4) разносторонняя экономическая политика, даю1щая первый пример активного административного вмешательства в сферу экономики. Он ввел единый прямой налог --по^ земельно-подушный, взыскиваемый в натуре, полноценнуюа золотую монету, ходящую наряду с серебряной и меднсой. Затем, пытаясь остановить рост цен на товары и услуги,! Диоклетиан издал в 301 г. эдикт, установивший максимал ьные цены на продаваемые товары. Были также установле!ны максимальные размеры заработной платы - батраку, парик махеру, учителю, адвокату, архитектору и др.

Другими своими реформами Диоклетиан усиливал власть землевладельца над крестьянством уже одним тем,» что на

немнем лежала ответственность за поступление налогов от кресть­ян. Землевладелец же получил право посылать по своему выбору определенное число зависимых людей в император­скую армию.

Начатое Диоклетианом дело продолжал император Кон­стантин (ок. 285-337 гг.). Эдиктом 313 г. он разрешил хрис-гтианам свободное исповедание своей религии, тем самым полтоложив начало превращению христианства в мировую рели­гию. Каноническое право своим Божественно-нравственным авторитетом начинает влиять на государственное нормотворчество.

При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов и ремесленников. Непосредственное при-;своение прибавочного продукта сделалось основной формой

эксплуатации. Столица римской империи была перенесена в Византиий,

названный затем Константинополем (май 330 г.). Окончательное разделение империи на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Константинополе, произошло в 395 г.

Как уже отмечалось, в 476 г. глава германских наемников Одоакр свергает римского императора Ромула-Августула и занимает его место. Этому событию предшествовал фактический распад всей западной части империи. И Галлия, и Испания, и Британия оказались во власти германцев. Отпала и Африка.

В заключение постарайтесь определить причины падения Римской империи и историческую ценность античных государств - Афин и Рима.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

Тема: «Римское право в период республики, и во время монархии»

ПЛАН

1. Источники права и их характеристика.

2. Правовое положение различных групп населения.

3. Разработка права собственности.

4. Обязательственное право.

5. Брачно-семейное и наследственное право.

6. Уголовное право.

7. Суд и судопроизводство.

Основные понятия: пандектная система, эдикты, цивильное (квиритское) право, преторское право, право народов. статусы, эвикция, манципация, сервитут, бонитарная собственность, нексум, прекарий, суперфиций, ипотека, эмфитевзис, деликты, казус, агнаты, когнаты, конкубинат, эмансипация, легисакционный процесс, формулярный процесс, интенция, эксцепция, кондемнация, экстраординарный (когниционный) процесс, инквизиционный процесс, децемвиры, центумвиры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая история государства и права... С. 70-85.

2. История государства и права зарубежных стран (Рабовладельческое и феодальное государство и право)... - С. 168-204.

3. История государства и права зарубежных стран.... - С. 151-186.

4. Омельченко О.А. Указ. соч. – С.174-221.

5. Федоров К. Г., Лисневский Э.В. Указ. соч. – С.227-258.

6. Черниловский 3. М. Указ. соч. - С. 78-99.

7. Косарев А. И. Римское право. - М.: Юрид. лит., 1986. -160 с.

8. Новицкий И. Б. Основы Римского гражданского права: Учеб. пособие. 3-е изд. - М.: Юрид. лит., 1972. - 296 с.

9. Подопригора А. А. Основы Римского гражданского права. – Киев, Выща шк., 1990. – 283 с.

10. Савельев В. А. Право собственности в римской классической юриспруденции// Сов. государство и право. -1987: № 12. - С. 121-126.

11. Черниловский 3. М. Лекции по римскому частному праву. – М.: Юрид. лит., 1991. - 207 с.

1. Вначале следует дать общую характеристику римского права, отметив его главные особенности, в том числе:

- В массе конкретных отношений, возникавших между товаропроизводителями, римские юристы сумели выделить самые общие, абстрактные формы. Поэтому и те правовые нормы, которые служили урегулированию этих отношений, получили общее, абстрактное выражение.

- Тончайшая разработка разного рода правовых институтов.

- Детализация правил должного поведения.

- Ясность аргументации, точность формулировок.

- Высокая юридическая техника.

Сказанное выше в особенной степени относится к праву собственности, институту договора, к наследственному праву.

Можно выделить несколько обстоятельств, которые способствовали развитию римского права, тому, что оно получает классический, завершенный характер. Прежде всего, сказался высокий уровень товарных отношений, достигнутый Римом в периоды поздней республики и принципата. Не меньшее значение имели масштабы империи, что породило потребность примирения различных правовых систем, исторически возникших и существовавших в завоеванных странах, прежде всего в Греции, Египте и др. Римские юристы имели возможность использовать правовой опыт этих стран. Сыграла свою роль и длительность существования Рима, возможность создать правовые традиции и передать их «по наследству». Кроме того, праву, юриспруденции уделялось здесь огромное внимание. Имени и мнению выдающихся юристов, таких как Папиниана, Павла, Ульпиана, Гая, Модестина, воздавались почет и уважение.

Что касается периодизации истории римского права, то имеется несколько точек зрения по данному вопросу. Наиболее распространенной является та, которая выделяет два основных периода:

- древнейший период (VI в. до н. э. – середина III в. до н. э.), период формирования и развитияцивильного, или квиритского (гражданского) права;

- классический период (середина III в. до н. э. - Ш в. э.), расцвет римского права, развитие преторского права и права народов.

Иногда выделяется и третий - постклассический - период (IV-VI вв. н. э.), когда развитие права шло в основном в Восточной Римской империи, что проявилось, в частности, в создании единого Свода законов Юстиниана.

Рассматривая квиритское (от слова «квирит» - гражданин) право, необходимо отметить, что оно характеризуется следующими чертами:

- связью права с религией; это выражалось в применении ритуальных обрядов, а также в произношении определенных слов и фраз во время этих действий;

- формализмом, что нашло свое выражение, например, в обрядеманципапии, о которой речь пойдет ниже;

- казуальностью (от слова «казус» - случай) правовых норм, что вело к невысокой степени обобщения;

- распространением только на римских граждан.

Классическое, или преторское право, в отличие от квиритского, носило светский характер, было свободно от формализма, лаконично, опиралось на широкий круг разнообразных источников; его основу составляло рациональное мировоззрение, а не религия, а его нормы распространялись на всех жителей Рима.

Структура римского права может излагаться по-разному, в данном случае будет использоваться пандектная система ( впервые была применена в средневековой Германии), включающая:

- источники права;

- правовое положение различных групп населения;

- право собственности;

- обязательственное право;

- брачно-семейное и наследственное право;

- уголовное право;

- суд и судопроизводство.

Далее следует охарактеризовать основные источники римского права, древнейшим из которых были правовые обычаи. В 451-450 гг. до н. э. комиссия из 12 патрициев (децемвиров) разработала т. н. Законы XII таблиц (были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах), которые в своей основе являлись записью обычного права. Их отличительной чертой был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела.

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но совсем не касались государственного права.

Другими источниками древнейшего периода служили решения народных собраний и сената. Народное собрание могло также принимать законы, которые предварительно обсуждались в сенате. Принятый закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка. Толкование законов до конца IV в. до н. э. оставалось привилегией жрецов-понтификов.

Начиная с IV-III в. до н. э., Законы XII Таблиц стали корректироваться новым источников права – преторскими эдиктами, т.е. документами, которыми преторы заявляли о своем вступлении в должность. В них они развивали новые идеи, отражавшие изменения в обществе. На базе преторских эдиктов постепенно вырастают две новые и самостоятельные правовые системы: преторское право и «право народов».

Помимо преторских эдиктов, источниками нового римского права сделались распоряжения императоров, постановления сената, консультации юристов.

Преторы, сменявшие друг друга ежегодно, немного видоизменяли эдикт предшественника, внося новые положения и отменяя устаревшие. Но т. к. основная часть сохранялась, преторское право, наряду с гибкостью и приспособляемостью, характеризовалось определенной преемственностью и стабильностью. Особую роль сыграли эдикты претора перегринов, должность которого появилась в 242 г. до н. э. Так с течением времени появляется «право народов» (юс гентиум), свободное от древнеримских традиций, отличающееся большей гибкостью и впитывавшее в себя правовые нормы из права и товарных отношений других стран.

Во время империи преторы формально сохранили право на издание эдиктов, но на практике просто копировали эдикт предшественника. Во II в. н. э. для упорядочения преторского права был официально одобрен эдикт Юлиана (известного римского юриста) в качестве «вечного эдикта». После этого эдикты стали выступать в качестве закона.

Как уже отмечалось, важнейшим источником права в империи становятся императорские законы(конституции),которые делились на следующие виды:

- эдикты - общие распоряжения;

- рескрипты - ответы или советы императора отдельным лицам или магистратам, запрашивавшим консультацию по правовым вопросам;

- декреты - решения, вынесенные императором в судебных делах, на основе которых сложилась самостоятельная императорская юриспруденция;

- мандаты - инструкции для правителей провинций, которые в ряде случаев содержали нормы гражданского или уголовного права, которое применялось и к перегринам.

В постклассический период оживленная кодификационная работа велась в Византии. Здесь в конце III в. были составлены частные сборники - Кодекс Грегориана и Кодекс Гермогениана, а в 438 г. появилась кодификация конституций (Кодекс Феодосия). Наконец, в VI в. по указанию императора Юстиниана проводилась огромная кодификационная работа, результатом которой стал единый Свод законов Юстиниана. Более подробная его характеристика будет дана в соответствующем разделе, посвященном Восточной Римской империи.

2. Раскрывая вопрос о правовом положении различных групп населения Рима, отметим, что достаточно подробное изложение данной проблемы содержится в предыдущем тексте. Используя его, а также рекомендованную литературу, следует осветить второй вопрос плана. Здесь же приведем лишь некоторые важные моменты.

Как уже отмечалось, краеугольным камнем неписаной римской конституции считалось правило: люди не равны друг другу; рабы - не люди, а вещи. Исходя из этого, раб не мог быть субъектом права, но лишь его объектом. Однако и среди свободных людей не все пользовались правоспособностыо. Для этого они должны обладать тремя статусами, т.е. условиями правоспособности:

- статусом свободы, о чем уже говорилось выше;

- статусом гражданства, которое приобреталось, как уже говорилось, рождением от полноправных отца и матери (как правило);

- статусом семейным: только отец семейства, глава семьи считался полноправным римским гражданином. Пока сын находился под его властью (т. е. в составе семьи отца), он не имел права распоряжения имуществом.

Далее следует подробно остановиться на характеристике правового положения перегринов, вольноотпущенников, рабов и на тех изменениях, которые происходили в этом положении на различных этапах развития Рима.

3. Римское право, как отмечалось выше, отличается подробной и тщательной разработкой права собственности, поэтому на данном вопросе нужно остановиться подробнее. Прежде всего, было дано определение права собственности как права какого-либо лица на полное и исключительное господство над вещью в виде владения, использования и распоряжения ею.

Важной чертой римского права собственности было разделение вещей на два типа - рес манципи (манципируемые) и рес нек манципи (неманципируемые). К первому типу относилась земля (в Италии), рабочий скот, рабы, здания и сооружения; ко второму – все остальные вещи.

затем Константинополем (май 330 г.). Оконча­тельное разделение империи на две части - Западную, со столицей в Риме, и Восточную, со столицей в Константино­поле, произошло в 395 г.

1 Как уже отмечалось, в 476 г. глава германских наемников Одоакр свергает римского императора Ромула-Августула и банимает его место. Этому событию предшествовал факти­ческий распад всей западной части империи. И Галлия, и 1спания, и Британия оказались во власти германцев. Отпала

[ Африка.

В заключение постарайтесь определить причины падения Римской империи и историческую ценность античных госу­дарств - Афин и Рима.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

Тема: «Римское право в период республики , и во время монархии»

ПЛАН

1. Источники права и их характеристика.

2. Правовое положение различных групп населения.

3. Разработка права собственности.

4. Обязательственное право. ,

5. Брачно-семейное и наследственное право.

6. Уголовное право.

7. Суд и судопроизводство.

Основные понятия: пандекгная система, эдикты, цивилъ-

ное (квиритское) право, преторское право, право наро^ статусы, эвикция, манципация, сервитут, бонитарная собс! ность, нексум, прекарий, суперфиций, ипотека, эмфите] деликты, казус, агнаты, когнаты, конкубинат, эмансипа легисакционный процесс, формулярный процесс, интен! эксцепция, кондемнация, экстраординарный (когниционн процесс, инквизиционный процесс, децемвиры, центумв$

ЛИТЕРАТУРА

1. Всеобщая история государства и права... С. 70-85.

2. История государства и права зарубежных стран (Рабовладельчесг феодальное государство и право)... - С. 168-204.

3. История государства и права зарубежных стран.... - С. 112-136.

4. Федоров К. Г. Указ. соч. - С. 51-57.

5. Хрестоматия по всеобщей истории государства и права... -С. 4б-|

6. Черниговский 3. М. Указ. соч. - С. 78-99.

7. Косарев А. И. Римское право. - М.: Юрид. лит., 1986. -160 с.

8. Новицкий И. Б. Основы Римского гражданского права: Учеб. носе 3-е изд. - М.: Юрид. лит., 1972. - 296 с.

9. Подопригора А. А. Основы Римского гражданского права. Выщашк., 1990. - 283 с.

10. Савельев В. А. Право собственности в римской классической пруденпии// Сов. государство и право. -1987: № 12. - С. 121-126.

11. Черниловский 3. М. Лекции по римскому частному праву. Юрид. лит., 1991. - 207 с.

1. Вначале следует дать общую характеристику римс] права, отметив его главные особенности, в том числе:

- В массе конкретных отношений, возникавших мез товаропроизводителями, римские юристы сумели выдел самые общие, абстрактные формы. Поэтому и те право] нормы,, которые служили урегулированию этих отноше] получили общее, абстрактное выражение.

- Тончайшая разработка разного рода правовых шк

тов.

- Детализация правил должного поведения.

- Ясность аргументации, точность формулировок.

- Высокая юридическая техника. -..,-Сказанное выше в особенной степени относится к щ» собственности, институту договора, к наследственному п]

ву.

эбствовали развитию римского права, тому, что оно полу-1ет классический, завершенный характер. Прежде всего казался высокий уровень товарных отношений, достигну-_дй Римом в периоды поздней республики и принципата. Не Ееиыпее значение имели масштабы империи, что породило гребностъ примирения различных правовых систем, исто-чески возникших и существовавших в завоеванных стра-^ прежде всего в Греции, Египте и др. Римские юристы ,1ели возможность использовать правовой опыт этих стран. ыграла свою роль и длительность существования Рима, эзможность создать правовые традиции и передать их «по аследству». Кроме того, праву, юриспруденции уделялось (есъ огромное внимание. Имени и мнению выдающихся ристов, таких как Папиниана, Павла, Улыгаана, Гая, Мо-гстина, воздавались почет и уважение.

Что касается периодизации истории римского права, то деется несколько точек зрения по данному вопросу. Наи->лее распространенной является та, которая выделяет два дневных периода:

- древнейший период (VI в. до н. э. - середина ГО в. до э.), период формирования и развитияцивильного, или иритского (гражданского) права;

- классический период (середина Щ в. до н. э. - Ш в. э.), расцвет римского права, развитие преторского права права народов.

Иногда выделяется и третий - постклассический - период У-У1 вв. н. э.), когда развитие права шло в основном в эсточной Римской империи, что проявилось, в частности, создании единого Свода законов Юстиниана. Рассматривая квиритское (от слова «квирит» - гражда-я) право,* необходимо отметить, что оно характеризуется дующими чертами:

- связью права с религией; это выражалось в применении уальных обрядов, а также в произношении определенных эв и фраз во время этих действий;

Наши рекомендации