Гл. Пророческое истолкование Даниилом сновидения Навуходоносора
Сновидение Навуходоносора было откровением о четырех, сменяющих друг друга, языческих монархиях, история которых заключается наступлением вечного Царства Божия.
Стт. 1-12. Во второй год своего царствования (604 г.) Навуходоносор видел страшный сон и в страхе забыл его содержание. Желая восстановить его в памяти и узнать его смысл, он созвал всех вавилонских мудрецов и потребовал, чтобы они напомнили и истолковали ему забытый им сон. Но они не могли выполнить это требование, несмотря на смертный приговор царя, полагавшего, что мудрецы умышленно уклоняются от объяснения сна, чтобы избежать сообщения печальных предсказаний.
Стт. 13-18. Вместе с мудрецами должен был погибнуть и Даниил и его три друга, но Даниил упросил царя дать ему время для разъяснения сна и вместе о друзьями обратились с молитвой к Богу.
Стт. 19-23. Даниил получает откровение о содержании и значении сна царя и прославляет милость Всемогущего Бога, дающего мудрость и силу молящимся Ему.
Стт. 24-28. Даниил обратился к начальнику царских телохранителей Ариоху с просьбой приостановить исполнение царского приказания и сообщить царю о возможности истолкования сна. Самому царю он сказал, что только с божественной помощью возможно выполнить его требование, ибо только Сам Бог может открыть ему тайну.
Стт. 28-35. Даниил сообщил царю, что сновидение его было как бы ответом на занимавший его перед отходом ко сну вопрос: "Что будет после сего?", т.е. после царствования. Далее, относя все откровение силе Божией, Даниил восстанавливает в памяти Навуходоносора его сновидение, содержание которого таково: "Царь видел огромного и страшного видом истукана, у которого голова золотая, руки и грудь серебряные, живот и бедра медные, ноги железные, а ступни частью железные, а частью глиняные. Затем, царь видел, как от горы сам собою оторвался камень, ударил в ноги истукана и разбил их, причем все части истукана: золото, серебро, медь, железо, глина - превратились в прах, который разнесло ветром без остатка; самый же камень превратился в гору и, наполнил собой землю (то сновидение четырехсоставного истукана позднее было дополнено, подобным по значению, видением Даниилу четырех зверей (7 гл.).
Стт. 36-45. Значение сна Навуходоносора, по объяснению пророка, было следующим: 1. Золотая голова истукана означает Вавилонское царство (подобно 1-му зверю 7-и главы - крылатому льву; 7, 4). 2. Серебряная часть истукана (подобно медведю - 7, 5) означает последующее царство, а именно Мидо-персидское, основанное Киром и уступавшее Вавилонскому по блеску и богатству, как серебро уступает золоту. 3. Медная часть истукана означает третье царство. По мнению толковников, Македонское царство, уступая в блеска предыдущим, превосходило их силой как медь прочнее золота и серебра (образ 7 гл. - барс). 4. Железные и глиняные части истукана (7, 7 - безымянное животное) означают четвертое царство, которое по крепости и всесокрушающей силе будет подобно железу. Здесь толковники расходятся, одни указывают на сиро-египетское владычество, наступившее вслед за македонским, другие - римское государство, сильное своими железными легионами, но слабым местом которого было рабовладельчество и разлагавшееся язычество. 5. Камень, оторвавшийся от горы и превратившийся в прах истукан, означает то духовно—нравственное царство, которое "воздвигнет Бог небесный и которое вовеки не разрушится, "оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно" (44). Это Мессианское царство или церковь Христова.
Слова "сокрушит и разрушит все царства" следует понимать в смысле установления на земле нового нравственного порядка, постоянно проникающего в сознание человечества и направляющего его к евангельским истинам.
Царство, рассыпавшееся в прах - предшествовавшие языческие царства, откроется вначале малым и незначительным, подобно камню, оторвавшемуся от скалы; потом будет постепенно возрастать и расширяться, пока не станет горой, наполнившей всю землю. Такова в действительности история Церкви Христовой от первоначальной проповеди до распространения по всему миру.
Камень, обозначая Новозаветную Церковь, в то же время является символом Божественного Основателя ее и Главы -Господа Иисуса Христа, Который в других местах Священного Писания называется камнем.
"Вот, Я, - говорит Господь, - полагаю в основание на Сионе камень, камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится" (Ис. 28, 16).
"Камень, который отвергли строители, соделался главою угла" (Пс. 117, 22. ср. Мф. 21, 42; Деян. 4, 11; Еф. 2, 20; 1 Кор. 10, 4).
В том, что камень отделился от горы сам собою, без содействия рук человеческих, по толкованию Церкви, предъизображает тайну неискусобрачного рождения Сына Божия от Пресвятой Девы Марии по наитию Святого Духа. Во многих песнопениях Церковь называет Божию Матерь "горою", например: "Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся, Христос, совокупивый растоящаяся естества..." (9-я песнь воскресного канона, 4 глас).
Удар камня в истукана, превративший его в пепел, который был рассеян ветром, символизирует победу Христа и Его Церкви над диаволом и язычеством, а увеличение камня до размеров горы - является образом последующей славы Христа и распространения Церкви Его во всем мире.
Видение самого пророка Даниила четырех животных (7 гл.) предьизображало те же языческие монархии, от которых была отторгнута власть и передана Сыну Человеческому Ветхим днями (7, 13-14).
"Ветхий днями" (сл. "Ветхий денми") - название Бога, указывающее на Его вечность, белые одежды символизируют Его святость, престол и огненное пламя - Его суд, а раскрытые книги -всеведение. Название "Сын человеческий" Сам Христос многократно прилагал к Себа (Мк. 13, 26). Так как "Сын Человеческий" отличается от "Ветхого денми", то под "Ветхим денми" православные экзегеты понимают Бога Отца, Который, на основании этого описания, в церковной живописи изображается в виде старца.