Указ Президента РФ от 31 декабря 2005 г. „

Закон Саратовской области от 2 февраля 2005 г. № 15-ЗСО
«О государственной гражданской службе Саратовской области».

Закон Саратовской области от 30 марта 2007 г. № 51-ЗСО
«О государственных должностях Саратовской области».

Ответственность служащих за должностные проступки

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и КоАП РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ 10 ноября 2007 г. № 1495.

Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885.

Приказ Федеральной налоговой службы РФ от 18 мая 2007 г. № ММ-3-15-/315 «Об утверждении Инструкции об организации проведения служебной проверки».

Приказ Генеральной Прокуратуры Российской Федерации от 18 апреля 2008 г. № 70 «О проведении проверок (служебных расследований) в отношении прокурорских работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации».

Тема 12

Формы управленческой деятельности

субъектов исполнительной власти

ФОРМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

– система внутренне взаимосвязанных способов осуществления функций управления, определенное внешнее выражение конкретных управленческих действий как части управленческой деятельности.

ВИДЫ ФОРМ

ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

– по характеру и содержанию различают:

организационно-технические – разработка и реализация различных технических правил, нормативов и технических регламентов функционирования машин, механизмов, сооружений;

организационно-экономические – разработка и реализация экономических норм и нормативов использования материально-вещественных ресурсов и других экономических регламентов;

организационно-социальные – выработка и реализация организационных регламентов и нормативов социального взаимодействия в обществе и государстве (минимальный размер оплаты труда, минимальный уровень пенсионного обеспечения, минимальный и максимальный уровни административных штрафов и т. д.).

Внимание! Все вышеперечисленные три вида форм, как правило, получают юридическое закрепление в правовых актах управления, являющихся основной формой реализации компетенции субъектов исполнительной власти (см.: Правовые акты государственного управления);

общественно-организационныемероприятия (кон­­фе­­ренции, круглые столы, презентации и т. д.) являются распространенными неправовыми и неформальными формами управленческой деятельности;

административно-организационные мероприятия (совещания, слушания, заседания различных комиссий и т. д.) также распространены, но это официальные формы управленческой деятельности;

организационно-технические действия(табельный учет явки на работу, учет движения товарно-материальных ценностей, а также ведение различного рода учета движения докумен­тации с помощью технических средств, архивное хранение документов, письменные и графические работы, обслуживающие те или иные управленческие функции, прием и отправление служебной корреспонденции и т. д. и т. п.);

рассмотрениепротестов прокурора или частных определений и представлений судебно-следственных органов о служебных нарушениях, злоупотреблениях и других упущениях в работе органов исполнительной власти и их должностных лиц рассматривается в качестве особой специфической формы служебной управленческой деятельности соответствующих органов и должностных лиц исполнительной власти.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ДОГОВОР

– двустороннийакт, основанный на согласном волеизъявлении сторон.

Отличие от гражданско-правового договора: а) имеет организационное содержание; б) стороны не равны в своих правах и обязанностях; в) не обеспечен судебной защитой с применением имущественных санкций; г) средство обеспечения обязательств сторон могут выступать меры дисциплинарного, политического, материально-финансового характера; д) цель – достижение общественно-значимых результатов; е) нормативной базой служат нормы административного, а не гражданского права).

ПРАВОВЫЕ АКТЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

– этоправовые управленческие действия, которые: 1) исходят от государственных органов исполнительной власти (органов государственного управления), их структурных подразделений и служащих, занятых организационной управленческой деятельностью от имени и по поручению государства; 2) представляют собой государственно-волевые действия, порождающие волей действующего субъекта новые правовые состояния, новые (прекращают или изменяют старые) права и обязанности, исполнение которых гарантируется, обеспечивается и защищается всеми имеющимися в распоряжении государства силами и средствами, в т.ч. и возможностью применения мер государственного принуждения; 3) основания, условия и порядок осуществления правовых управленческих действий регулируются законом другими юридическими предписаниями, а сама эта организационная деятельность органов исполнительной власти и их служащих имеет три разновидности: административное нормотворчество, административное распорядительство и административное исполнительство.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ НОРМОТВОРЧЕСТВО

– одна из правовых форм организационной юридической деятельности, заключающаяся в принятии и издании различными звеньями государственного аппарата исполнительной власти нормативных правовых актов управления.

НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

– односторонние властные волевые действия аппарата исполнительной государственной власти, совершаемые в процессе и в результате выполнения управленческих функций и направленные на установление юридических норм-правил поведения, распространяющихся на неопределенно широкий круг субъектов и рассчитанных на многократное применение.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВО

– правовая форма управленческих действий, включающая в себя принятие аппаратом исполнительной власти индивидуальных (ненормативных, административных) правовых актов управления.

НЕНОРМАТИВНЫЕ (индивидуальные)

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ АКТЫ УПРАВЛЕНИЯ

– односторонние властные волевые действия органов исполнительной власти, их структурных подразделений и должностных лиц, совершаемые ими в процессе выполнения управленческих функций и направленные на изменение или прекращение конкретных правоотношений субъектов, указанных в самом этом акте. Они рассчитаны на однократное применение и распространяются на строго определенный в самом акте поименно указанный круг субъектов. Главное отличие индивидуальных (ненормативных) актов управления от нормативных в том, что они не содержат правовых норм, не изменяют и не отменяют уже существующие нормы, а являются актами применения действующих норм права к конкретным фактам, событиям, случаям.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

– особая специфическая форма управленческой деятельности, заключающаяся в исполнении законов, а также нормативных и индивидуальных (ненормативных) актов управления путем совершения тех или иных юридически значимых административных действий, не являющихся индивидуальными правовыми актами управления.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ

К ПРАВОВЫМ АКТАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ

– условно разделяются на:

требования к подготовке и изданию регулируются специальными указами Президента РФ, частично урегулированы в Регламенте Правительства РФ и постановлениях Правительства РФ, утвердивших Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;

требования к действию правовых актов управления во времени и пространстве и вступлению их в законную силу отражены в действующем законодательстве, которое четко определяет временные рамки вступления правовых актов управления в законную силу и временные рубежи действия их в пространстве;

требования к содержанию правовых актов управления условно можно разделить на три группы: 1) социально-политические (ясность цели принятия правового акта управления и допустимость ее социально-политической сущностью государства, отраженной и закрепленной в нормах действующей Конституции РФ, а также национальных доктринах, концепциях и федеральных целевых программах; 2) организационно-правовые (законность, принятие всех правовых актов уполномоченными на то органами и должностными лицами, по вопросам и в пределах их компетенции, в установленном порядке, без какого-либо нарушения прав, свобод и законных интересов граждан и организаций); 3) организационно-технические (используются только установленная форма и требуемые реквизиты, четкость структуры нормативно-правового акта, обеспечивающая логическое развитие темы правового регулирования, опрятный внешний вид, официально-деловой стиль, грамотность изложения и т.д.).

Нормативные акты по теме:

Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».

Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ».

Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».

Постановление Правительства РФ от 28 июля 2005 г. № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части».

Указ Президента РФ от 2 мая 1996 г. № 638 «О порядке подготовки проектов указов, распоряжений Президента Российской Федерации».

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Тема 13

Методы управления (реализации компетенции)

субъектов исполнительной власти

МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ

– подход, способ решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти.

ВИДЫ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ

– классифицируют по:

масштабу применения – на всеобщие (применяются во всех областях, отраслях и сферах государственного управления, например, методы убеждения и принуждения) и частные (применяемые для решения отдельных управленческих задач);

характеру и направленности организующего взаимодействия – на правовые и неправовые методы взаимоотношений управляющих субъектов с управляемыми объектами (например, методы идеологического воздействия, методы психологического воздействия; методы экономического воздействия; методы организационно-властного (административного) воздействия);

применяемым средствам воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц – на методы убеждения, стимулирования и принуждения, которые являются всеобщими методами осуществления любых управленческих функций во всех отраслях и сферах реализации исполнительной власти на всех ее уровнях.

Нормативные акты по теме:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставке продукции для федеральных государственных нужд».

Тема 14

Административное принуждение

и административная ответственность

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ

– специфический метод охраны и защиты действующего в стране конституционного правопорядка. По основаниям применения административное принуждение делится на принуждение в форме привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения и объективное принуждение при отсутствии правонарушения, применяемое в силу общественной и государственной необходимости либо в общественно полезных и объективно необходимых контрольно-профилактических целях.

ВИДЫ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

– по своему содержанию и цели применения все меры, предусмотренные действующим законодательством, можно разделить на следующие виды: а) административно-предупредительные меры, применяемые для общественных и государственных нужд в силу сложившихся особых условий и обстоятельств (реквизиция, карантин, обсервация, установление режима запретных зон и закрытых территорий и т.п.); б) административные меры контрольно-предупредительного характера (обязательная регистрация оружия, транспортных средств, меры разрешительной системы, лицензирование различных видов деятельности, квотирование экспорта и импорта и т. п.); в) меры административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (прекращение работ, приостановление деятельности предприятий и организаций, применение физической силы сотрудниками МВД, ФСБ и других силовых структур, оцепление, доставление, личный досмотр и т. д.); г) административно-восстановительные меры (возмещение материального ущерба, снос самовольно возведенных зданий и т. п.); д) меры административных наказаний, применяемые за совершение административных правонарушений.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

– противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

– установленные государством меры ответственности за уже совершенные административные правонарушения, которые применяются в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами и не могут иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица. В настоящее время в ст. 3.2. КоАП РФ дается исчерпывающий перечень конкретных видов административных наказаний, которые могут применяться к совершившим те или иные административные правонарушения физическим и юридическим лицам: предупреждение; административный штраф; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права, предоставленного физическому лицу; административный арест; административное выдворение иностранного гражданина или лица без гражданства; дисквалификация; административное приостановление деятельности.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

– предусмотренная законодательством правовая ответственность за совершенное административное правонарушение, связанная с применением административных наказаний (санкций).

УСТАНОВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

– издание предусматривающих административную ответственность законов. Формой установления выступают только федеральные и субъектов РФ законы, в которых сформулированы составы конкретных административных правонарушений и установлены административные санкции за их нарушения.

ПРИМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

– привлечение виновных в совершении административных правонарушений физических и юридических лиц к административной ответственности, применение к ним предусмотренных законом административных наказаний судьями, государственными органами и их должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях.

СТРУКТУРА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

– включает в себя следующие элементы: основание административной ответственности (юридическое, фактическое, процессуальное); правовые условия привлечения к административной ответственности, а также условия, исключающие ее; субъекты административной ответственности; санкции (административные наказания), которые всегда и везде выступают абсолютным элементом той или иной разновидности правовой ответственности.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

– предусмотренность ее за конкретные правонарушения в действующем законодательстве.

ФАКТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

– конкретное в полном составе его элементов административное правонарушение, совершенное соответствующим субъектом.

ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ОСНОВАНИЕ

АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

– составленный уполномоченным на то должностным лицом органов государственной исполнительной власти протокол об административном правонарушении, совершенном данным субъектом.

УСЛОВИЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ

К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

(ИЛИ ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЕЕ)

– наличие или отсутствие следующих обстоятельств: умышленной или неосторожной вины; возраста, по достижении которого наступает административная ответственность; соблюдение давностных сроков привлечения к административной ответственности; состояние крайней необходимости; невменяемость правонарушителя, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, а по некоторым правонарушениям и причинная связь между противоправным действием и наступившими последствиями.

СОСТАВ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОСТУПКА

– совокупность признаков, при наличии которых соответствующее деяние считается административным правонарушением. Состав любого административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения.

ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

– те общественные отношения, на которые посягает соответствующее деяние (действие или бездействие). В науке административного права принято различать родовые, видовые и непосредственные объекты административных правонарушений, каждый из которых соотносится с предыдущим как часть с целым.

ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

– система признаков, характеризующих содержательную сторону соответствующего деяния: направленность действия (бездействия), его вредоносные последствия и причинную связь между ними (в материальных составах), время, способ, орудия, средства, обстановку совершения административного правонарушения.

СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА

АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

– элемент, который характеризует вину правонарушителя, а иногда также мотив и цель деяния. Вина может быть умышленной и неосторожной.

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ

– физические или юридические лица, его совершившие. Элементом состава административного проступка является не сам правонарушитель, а характеризующие его административную правосубъектность признаки (возрастные, должностные, профессиональные и др.). Понятие субъекта административного правонарушения не равнозначно понятию субъекта административной ответственности.

СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

– совершившие административное правонарушение физические лица, привлекаемые за это к административной ответственности. В науке административного права среди физических лиц принято различать общие(граждане Российской Федерации, лица без гражданства и иностранцы, административная ответственность в отношении вменяемых лиц наступает с 16-летнего возраста),особые (особенные) (несовершеннолетние от 16 до 18 лет, военнослужащие, должностные лица)и специальные (продавцы, водители, капитаны морских и речных судов и др., а также юридические лица) субъектыадминистративной ответственности.

ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

– один из институтов административно-про­цессуального права, который включает в себя административно-процессуальные нормы, регулирующие порядок (процесс) применения мер административного принуждения к субъектам, совершившим административные правонарушения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ). Дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению за небольшими исключениями (охраняемая законом тайна, защита чести и достоинства граждан, обеспечение их безопасности). Решение о закрытом рассмотрении дела выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело, в виде определения. Статья 24.5 КоАП РФ дает исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события, состава административного правонарушения, действия в состоянии крайней необходимости, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, смерть правонарушителя и некоторые другие (всего восемь обстоятельств).

Вся процедура производства по делам об административной ответственности включает в себя четыре стадии, которым в КоАП РФ специально посвящены отдельные главы: возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28); рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29); пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30); исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (разд. 5, гл. 31 и 32). Основу содержательной характеристики каждой из этих стадий составляют три главных элемента: основания и условия выполнения каждой стадии; субъекты и участники проведения данной стадии; конкретное содержание, указывающее, что конкретно должно быть выполнено на каждой данной стадии, из каких решений и действий она складывается.

СТАДИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

– характеризуется наличием следующих поводов: 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные о наличии события административного правонарушения; 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные о наличии события административного правонарушения.

Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 27.1 КоАП РФ; 2) составления протокола об административном правонарушении или вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 3) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования; 4) оформления предупреждения или с момента наложения (взимания) административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления протокола (ст. 28.6 КоАП РФ). Ряд дел об административных правонарушениях определенной категории возбуждается постановлением прокурора (ст. 28.4 КоАП РФ).

СТАДИЯ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА

ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

– стадия, на которой судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении, выясняют следующие вопросы: относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие предусмотренные законодательством протоколы, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

На этапе рассмотрения дела по существу устанавливаются фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, дается объективная правовая оценка действиям лиц, в отношении которых ведется производство по делу, определяются законные, обоснованные и справедливые меры административного наказания, которые должны быть применены к физическим и юридическим лицам.

По результатам рассмотрения выносится постановление (о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении) либо определение (о передаче дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченному назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с федеральным законодательством, а также о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его судьи, органа, должностного лица).

СТАДИЯ ПЕРЕСМОТРА ПОСТАНОВЛЕНИЯ И РЕШЕНИЙ

ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

– наступает в случае обжалования постановления по делу об административном правонарушении наказанным правонарушителем, потерпевшим, законными представителями физического или юридического лица, защитниками и представителями: 1) вынесенного судьей – в вышестоящий суд; 2) вынесенного коллегиальным органом – в районный суд по месту нахождения коллегиального органа; 3) вынесенного должностным лицом – в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. По результатам рассмотрения выносится решение.

Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях по жалобам и протестам прокурора регламентировано статьями гл. 30 КоАП РФ.

СТАДИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ

ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

– специально регламентируется отдельным пятым разделом КоАП РФ, который включает в себя не только общие положения (гл. 31, ст. 31.1–31.11 КоАП РФ), но и нормы о порядке исполнения всех отдельных видов административных наказаний (гл. 32, ст. 32.1–32.11 КоАП РФ). Постановление по делу об административном правонарушении с момента его вступления в законную силу обязательно для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями, юридическими лицами. При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного ареста, лишения специального права или в виде административного штрафа (за исключением штрафа на месте административного правонарушения) невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшее постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца, а с учетом материального положения оштрафованного лица уплата административного штрафа может быть рассрочена на срок до трех месяцев.

Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение года со дня его вступления в законную силу.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ

– определенная законом (нормами права) совокупность правомочий субъектов реализовывать в названных формах различные виды мер административного принуждения.

АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ПРАВО

– устанавливает отношения, которые возникают в процессе применения мер административного принуждения уполномоченными на то органами и должностными лицами к субъектам, нарушающим законодательство.

Наши рекомендации