Глава 17. государственная служба как социальный институт современного российского общества

Сегодня государственная служба Российской Федерации, впрочем, как и вся ее государственность, переживает этап становления. Это ста­новление во многом происходит стихийно, методом проб и ошибок, что с неизбежностью ведет к большим издержкам — материальным и нрав­ственным. В то же время государственная служба — необходимый эле­мент современного общественного устройства, поэтому задача состоит в минимизации издержек и повышении эффективности использования имеющихся ресурсов, самый главный из которых — время. Кредит до­верия, отпущенный государству населением на приведение в порядок своих дел, не бесконечен. Чем быстрее государственная система обретет устойчивость, определенность и действительно начнет работать как ма­шина, тем раньше граждане ощутят отдачу проводимых реформ.
Вместе с тем не надо забывать, что государственные служащие са­ми являются достаточно многочисленной социальной группой. В сово­купности работники федеральных и региональных органов власти со­ставляют сегодня более 1 миллиона человек. Поэтому определенность их социального статуса, престижность работы в государственных орга­нах также выступают немаловажным фактором стабильного и устойчи­вого развития общества.

Как и в любом другом случае, издержки этого неизбежного пере­ходного периода можно снизить только путем смены метода проб и ошибок научным методом. Еще О.Конт в своем Законе «Трех стадий» указывал на то, что метафизический этап развития человечества полон войн, разрушений и напрасно пролитой крови, но сменяющий его пози­тивный этап— это господство гармонии и общественного согласия, основанного на научных принципах позитивной социальной физики. Так и у нас, чтобы ускорить процесс становления современной государст­венной службы и избежать лишних затрат и потерь, нужно обеспечить научное, в первую очередь социологическое, сопровождение этого про-
-----500-----

цесса. Именно социологический подход, сочетающий в себе черты ком­плексности, целостности, системности, позволяет ответить на вопрос о месте и роли государственной службы в современном обществе и наме­тить реальные пути достижения ею своего оптимального состояния. Об­суждению этих проблем и будет посвящена данная глава.
Ответ на вопрос о месте общественного явления и его роли в соци­альных процессах может быть дан прежде всего в рамках структурно-функционального анализа. Он позволяет адекватно оценить влияние социального феномена на общественное развитие в целом, а также обо­значить его болевые точки (дисфункции). Правда, ответ о методах лече­ния этих дисфункций часто выходит за рамки фукционального подхода, поскольку требует ярко выраженной ценностной позиции (в конечном счете — политической), что переводит разговор в русло критической, или радикальнойдеории. Но в наши задачи и не входит обсуждение ме­тодов улучшения ситуации, поскольку это требует специальных глубо­ких эмпирических исследований государственной службы, которых се­годня просто пока нет. Поэтому, говоря языком консультантов по управлению, ограничимся стадией общей диагностики ситуации.

Связанность с государством переводит государственную службу в разряд почти вечных социальных феноменов, что ведет к необходимо­сти рассматривать ее как устойчивое, повторяющееся общественное яв­ление, удовлетворяющее безличные общественные потребности, снова и снова воспроизводящееся на каждом новом витке развития, т.е. государ­ственная служба должна быть обществом институционализирована.
Признание государственной службы социальным институтом опре­деляет методологию анализа. Успешная институционализация требует выполнения ряда вполне определенных условий. Невыполнение их оз­начает неуспешность либо самой институционализации, либо функцио­нирования в качестве социального института. Таким образом, чтобы государственная служба успешно выполняла свои цели и задачи в обще­стве, она должна стать развитым социальным институтом этого общест­ва, т.е. имеющим все необходимые реквизиты деятельности.

Отсюда логика рассмотрения проблемы: понятие социального ин­ститута, анализ институциональной структуры общества, общее и осо­бенное, характеризующее госслужбу как социальный институт, анализ функционирования госслужбы в российском обществе и, наконец, пози­ционирование социологических исследований как способа контроля процесса формирования и развития государственной службы, как сред­ства социоинженерной деятельности в этой сфере.
-----501-----

Наши рекомендации