Региональное управление в унитарных государствах
Широкое распространение регионального уровня управления во многих, прежде всего западноевропейских унитарных государствах шло начиная с 50-х годов XX в. Здесь регионы являются своего рода новичками в управленческой иерархии, как бы вставленными между центром и местным самоуправлением. Именно в этот период термин «региональное управление», или «региональные власти», стал использоваться для обозначения управления на уровне больших территорий, внутри которых, в свою очередь, также имеется система местного самоуправления
-----291-----
Среди основных мотивов создания региональных политико-административных единиц обычно называются следующие:
- • необходимость диффузии (размывания) власти с целью блокирования возможности установления новых диктатур;
- • раскол монолитной и неэффективной национальной бюрократии;
- • устранение излишней политической концентрации на национальном уровне (по мнению академика Н, Моисеева, регион представляет собой достаточно однородную административно-территориальную единицу, где превалируют в меньшей степени общеполитические и общеэкономические аспекты и в большей степени— конкретные проблемы организации, функционирования хозяйственной и социальной сферы);
- • стимулирование процессов регионального планирования, которые бы пришли на смену провалившимся общенациональным;
- • ответ на давление со стороны базирующихся в регионах культурных и лингвистических движений, требующих автономии.
Особенно широкое развитие региональный уровень управления получил с начала 80-х годов во Франции, Италии, Испании и Португалии, Португальская конституция 1976 г. обеспечила создание региональных правительств, которые наряду с другими функциями должны были готовить и осуществлять региональные планы, координировать и поддерживать работу местных органов управления, а также руководить общественными службами. Два «автономных региона» функционируют на Азорских островах и Мадейре, континентальные же регионы не были созданы вплоть до 1989 г. Однако существуют 5 региональных координирующих комитетов, прокладывающих путь к регионализации и осуществляющих определенные временные полномочия, с населением 324 тысячи (Альгарве) и 3 410 тысяч (Север).
Азорские острова и Мадейра получили статус автономных регионов. На повестке дня — создание административных регионов в континентальной части страны, что, естественно, является весьма сложной задачей, поскольку требует согласования их границ и сфер компетенции. В отличие от Португалии, региональные власти Испании, представленные 17 «автономными коммунами», численность населения в которых варьируется от 260 тысяч в Ла Рио до 6 573 тысяч в Андалузии, при средней численности 3 331 тысяча, уже стали реальностью. При этом сложилось весьма причудливое переплетение местных, центральных и региональных органов власти
-----292-----
- 1. Центральное правительство имеет собственный административный аппарат и «периферийные» администрации в каждой провинции и департаменте.
- 2. Региональное правительство имеет собственную администрацию и территориальные службы в своих провинциях и департаментах.
- 3. Местное управление: на этом уровне мэр может сохранять свою прежнюю администрацию или делегировать часть полномочий децентрализованным единицам в зависимости от размера муниципалитета и характера его деятельности.
- 4. Провинциальное управление, ранее находившееся под контролем назначаемого центром губернатора, теперь имеет свой собственный выборный совет и избираемого советом президента. Главная функция провинциальной администрации — оказание помощи муниципалитетам.
В некоторых регионах, таких, как Каталония, имеются также ассоциации муниципалитетов и региональных правительств, объединяющие свои экономические возможности для обеспечения услуг. В строгом смысле они не имеют политической власти, а являются формой административного управления, целиком предназначенной для организации и предоставления услуг.
В целом можно сказать, что в Испании процесс регионализации носит более радикальный (за исключением Бельгии) характер по сравнению с другими странами.
В Италии региональный уровень был заложен в послевоенную конституцию в качестве главного средства демократизации и децентрализации власти. Однако большинство регионов было создано лишь в 70-е годы. Только в 1977 г. они получили широкие полномочия от государства. Всего в настоящее время существует 20 регионов, численность населения в которых варьируется от примерно 111 500 в Валле д'Аоста до 8 500 тысяч в Ломбардии, при среднем уровне в 2 865 тысяч.
Французские регионы получили тот же самый конституционный статус, что и местные органы власти, на выборах в конституционные ассамблеи в 1986 г. Существует 22 основных региона (включая Корсику, обладающую особыми правами) и заморские территории. Не считая Корсики, основные регионы насчитывают от 1 084 тысяч до 10 073 тысяч населения. Они имеют тот же конституционный статус, что и другие уровни субнациональных избираемых органов управления.
Поскольку региональные органы власти первоначально создавались для децентрализации государственных функций и для планирования и поддержки местного развития, виды деятельности, которые они могут
-----293-----
вести самостоятельно, ограничены теми, которые подпадают под принцип «субсидарности». Существует большое различие в их конституционных структурах. В Италии и Испании выборные органы издают законы для своих территорий по всем вопросам внутренней политики. Во Франции они выполняют в основном административные функции, обеспечивая включение регионов в национальную систему планирования и заключая соглашения с государством об обеспечении выполнения согласованных программ. Французские регионы особенно активны в сфере защиты окружающей среды, сохранения исторического и культурного наследия, финансирования основного дорожного строительства и реконструкции, регионального планирования, высшего, среднего, специального, профессионального образования, региональных музеев, крупных природных парков и, может быть, в первую очередь — стимулирования экономического развития.
Итальянские регионы и испанские автономии также занимаются аналогичной деятельностью. В Испании, например, они ведают системой железных и автомобильных дорог, образованием на всех уровнях в условиях, когда центральные власти имеют право контролировать обеспечение адекватности даваемого уровня образования. Региональные органы осуществляют своего рода надзор за деятельностью местных органов власти на их территории, законодательно регулируют ее, однако, в отличие от субъектов федерации, — только в рамках, очерченных центральными властями.
В связи с переносом основных мероприятий реформы на региональный уровень особое значение приобретает отладка системы, регулирующей направление развития и функции местной экономики. При этом главным является определение водораздела между функциями федеральных и региональных органов управления. Необходимо дать последним возможность самостоятельно решать локальные проблемы. Региональные органы должны взять на себя ту часть предприятий, которые обеспечивают выполнение социальных функций.
Объективное положение органов государственного управления регионального уровня достаточно сложно и порой противоречиво. Являясь органами государственного управления, они в большей или меньшей степени находятся под постоянным контролем со стороны центра, испытывая необходимость в согласовании и координации своей позиции с ним. Такая зависимость от центра характерна даже для устоявшихся федераций. Значительно сильнее эта зависимость, естественно, прослеживается в «регионализированных» унитарных государствах.
-----294-----
Вместе с тем региональные органы управления вынуждены считаться с мнением органов власти местного уровня. Несмотря на то, что, как уже отмечалось, последние (особенно в федеративных государствах) находятся в определенной (иногда весьма существенной) зависимости от регионов, объективно интересы и тех, и других, их положение в системе государственного управления нередко весьма близки. Не случайно многие специалисты относят региональный уровень управления в унитарных государствах к местному управлению.
Задачи региональных органов управления (интересы регионов) связаны в первую очередь не с развитием экономики как таковой, а с заботой о человеке, сферой его жизнедеятельности. Именно это обстоятельство определяет основные функции региональных органов управления: акцент их воздействия смещается на решение задач управления собст-пенностью, трудовыми ресурсами, формирования системы направленного предпринимательства.