Технология лоббистской деятельности
Большинство исследователей лоббизма считает наиболее важными для понимания лоббизма как политического явления такие его элементы, как субъекты, объекты, формы и методы деятельности. Существование множества разнообразных субъектов лоббизма вызывает необходимость их классификации, создания типологии. Выделить какие-то группы лоббистов достаточно сложно, так как на практике обычно отсутствует взаимная координация их действий по отношению к государству.
-----259-----
Все же можно провести разграничение между субъектами лоббизма по виду интереса и по степени их организованности. Конечно, ни одна типология не может быть совершенной, но данные типы классификации в целом нашли признание у политологов. Классификация субъектов лоббизма, за основу которой взята степень их организованности, была наиболее популярна в 70-е годы XX в. Согласно этой классификации, существуют следующие группы лоббистов:
- 1) анемические, или ad hoc, группы — стихийные и недолговременные объединения для решения какой-то задачи, редко имеющие формальную структуру и распадающиеся после достижения целей (К типу ad hoc групп принадлежат гражданские инициативы и движения, формой действия которых обычно являются демонстрации и митинги. Они имеют как преимущества, так и недостатки по сравнению с постоянными организациями. Преимущество состоит в том, что они как временные образования избегают затрат ресурсов на содержание бюрократического аппарата — имеющиеся ресурсы направляются исключительно на достижение цели. Недостаток заключается в том, что цель обычно одна, и после ее достижения никто не занимается доведением дела до конца и устранением нежелательных последствий.);
- 2) неассоциативные группы— неформальные, непостоянные и недобровольные формирования на основе родства, религии и т. д., часто не имеющие четкой организационной структуры;
- 3) институциональные группы — неформальные организации, например представительства республик или областей, административные учреждения;
- 4) ассоциативные группы — группы, обладающие высоким уровнем специализации и организации, добровольные организации, специализирующиеся на артикуляции интересов, например профсоюзы, объединения предпринимателей, этнические ассоциации, группы борцов за гражданские права.
Главное достоинство данной классификации состоит в том, что в зависимости от степени организованности лоббиста можно предположить, какие методы воздействия будут избраны. Однако к России такая классификация трудноприменима, так как здесь уровень организованности группы часто не является показателем ее весомости, реальной роли в политике. Далеко не все группы интересов имеют собственную ассоциацию, а используют иные стратегии достижения интересов. Даже если такая ассоциация создана, функция представительства интересов может быть не главной в ее деятельности. Иногда союзы предпринимателей выступали лишь формой деятельности групп интересов, занимая
-----260-----
нишу в политической системе, чтобы она не оказалась в руках конкурирующей группы. Представляемые ими интересы таким способом пытались реализовать стратегию презентации себя в различных институциональных системах переходного общества. Если группа сочтет, что не союз или ассоциация, а политическая партия позволяет решить поставленные цели, то будет создана партия, хотя формально партия выражает интересы более широких социальных групп. В случае применения вышеназванной классификации довольно влиятельные группы вообще будут ускользать из поля зрения ученых.
Поэтому некоторые российские политологи выделяют следующие группы субъектов лоббизма: отраслевые (монополистические или олигархические отраслевые кланы), региональные (неограниченные структурно альянсы политических и экономических акторов на определённой территории) и клиентелистские межличностные «связки» (некоторые авторы считают их региональными группами, образованными по принципу землячества). Эти группы считаются главными акторами политического процесса в России, причем организованные отраслевые интересы занимают особенно привилегированное положение (Зудин, 1996).
Топливно-энергетический комплекс, несомненно наиболее мощный лоббист, чьи интересы формально представляет одно министерство, все же, по мнению российского исследователя Я. Паппе, не является безоговорочно консолидированным. Экономист выделяет четыре больших группы внутри ТЭК: газовую, нефтяную, угольную и энергетическую, которые имеют свои предпочтения, в том числе и в политической сфере. Их лоббизм не ограничивается экономическими интересами, а направлен на изменение политической организации общества. Лоббисты отрасли воздействуют на политические структуры и видоизменяют их таким образом, как это экономически необходимо отрасли (Паппе, 1995). Это пример так называемого политического лоббизма.
Особенный интерес российских исследователей вызывает элиты-стскип принцип классификации, что вполне объяснимо в условиях элитарного осуществления политики в РФ. В России наряду с привычными для западных обществ групп предпринимателей, бюрократов, потребителей, экологистов существуют различные группы, а вернее группировки, в среде политических деятелей. Их возможности и реальное влияние на политику не меньше, чем у крупных групп интересов. (Возможно, что эти группировки являются верхушкой более многочисленных групп интересов, сложившихся в обществе). Теоретики элитизма рассматривают политическую элиту как доминирующую общественную группу, в руках которой сконцентрированы значительные властные ресурсы, оп-
-----261-----
ределяющие степень участия этой группы в принятии политических решений.
При типологии субъектов лоббизма наиболее приемлемой представляется классификация по виду интереса, предлагаемая С. Перегудо-вым и И. Семененко. Авторы выделяют четыре основных группы лоббистов: «политизированную», социальную, экономическую, региональную (Перегудов, Семененко, 1996, 28-42).
«Политизированные» группы — это прежде всего группировки бизнеса и его политических представителей, которые добиваются политического влияния через участие в выборах и прямо вовлечены в политическую борьбу.
Социальные лоббисты отстаивают интересы социальных групп. К ним относятся профсоюзы, женские, экологические, молодежные организации.
Социальные интересы часто используются в лоббистских целях корпораций и отраслевых комплексов (ВПК, АПК и т.п.), составляющих группу экономических лоббистов. К этим лоббистам принадлежат также финансово-промышленные группы (ФПГ).
Последнюю группу составляют региональные лоббисты от обеих столиц, регионов, в которых базируются жизненно важные для экономики страны предприятия и службы (нефтегазовые и транспортные) или находятся зоны потенциально острых конфликтов (например, шахтерский Кузбасс), а также представители некоторых республик и автономий, все более становящихся суверенными. Ряд крупных групп в обществе не вошли в представленную типологию, поэтому мы насчитываем несколько больше групп субъектов лоббистской деятельности.
В России некоторые (достаточно большие) группы населения зависят от государственного бюджета (бюрократия, армия и т. п.), и они довольно успешно лоббируют свои интересы, причем это не обязательно связано, например, у армии с интересами экономического лоббиста ВПК, у бюрократии с интересами частного бизнеса. Нельзя их отнести и к социальным лоббистам, так как это, скорее, профессиональные объединения.
Мы условно назвали эту группу «бюджетной». Другая группа — экологические организации, женские, молодежные, предпринимательские объединения и т. п., лоббистская деятельность которых напрямую связана с гражданскими инициативами, с наличием гражданского общества, названа нами «гражданской». Существуют также группы иностранных лоббистов.
-----262-----
Проблема иностранного лоббизма пока не так остра в Государственной думе, так как в российской экономике еще не велик удельный вес иностранных компаний. Но примеры, когда турецких строителей, производивших ремонт Государственной думы, предполагалось освободить в России от всяких налогов, как известно, существуют. С притоком инвестиций и постепенным вхождением России в мировое сообщество, одним из главных субъектом лоббизма, несомненно, можно будет назвать группу лоббистов иностранных интересов. Возможность использовать лоббизм для отстаивания своих интересов существует у всех групп в обществе, но прежде всего у тех, которые обладают, как уже отмечалось, достаточными для этого ресурсами.
Предложенные классификации представляют, скорее, академический интерес. Реальный лоббизм осуществляют непосредственные субъекты лоббистской деятельности: отдельные лоббисты и лоббист-ские фирмы, союзы и ассоциации, отделы корпораций по связям с органами законодательной и исполнительной власти и государственные структуры.
Объекты воздействия
Круг объектов лоббизма зависит от типа политической системы и сложившейся в стране практики управления. В авторитарных государствах, где парламент или отсутствует, или выполняет номинальные функции, лоббисты направляют свои усилия на сотрудничество с фактическими законотворцами, т.е чаще всего с правительством. И наоборот, там, где исполнительная власть имеет ограниченные полномочия в сфере законотворчества, лоббирование осуществляется в большинстве своем на парламентском уровне. Лоббистская деятельность в российском парламенте не является наиболее эффективной и представляет собой лишь верхушку айсберга. Основная же часть айсберга - это лоббирование исполнительных органов власти, которое пока скрыто от глаз наблюдателей. Причины наибольшего внимания лоббистов к исполнительным органам власти скрываются в незначительной роли Федерального Собрания в политической системе по сравнению с ролью правительства и Президента.
Администрация Президента имеет сильную и разветвленную региональную структуру, с которой в стране может сравниться лишь структура правительства РФ. Кроме этого, президентская вертикаль имеет возможность в наибольшей степени влиять на силовые министерства и другие ветви государственной власти. По Конституции РФ пол-
-----263-----
номочия Президента настолько широки, что он, как глава государства, находится как бы над всеми ветвями власти, хотя по опыту зарубежных государств Президент входит в систему исполнительной власти. Объективное желание новой политической элиты выйти из-под контроля старой породило противоречие союзного и российского руководства, которое завершилось складыванием и дальнейшим усилением института президентства в РФ. Победив союзное руководство, эта сила значительно консолидировалась и оказалась способной преодолеть сопротивление даже в собственной среде (подавление Верховного Совета РФ). Неудивительно, что ей удалось вскоре привести в соответствие свою фактическую власть с правовыми нормами, которые стали отражать реальную ситуацию. Анализ текста Конституции показывает, что Президент России как глава государства стоит вне контроля парламента, его решения (указы и распоряжения) не подлежат утверждению законодательными органами и сразу вступают в силу, что лишает возможности, в случае надобности, опротестовать их еще до вступления в силу через Конституционный суд. При Президенте РФ создан мощный административный аппарат, что предоставляет лоббистам широкое поле деятельности.
Самостоятельным подразделением является Служба помощников Президента РФ, в состав которой входят специалисты в различных сферах общественных отношений. Функции и возможности помощников настолько широки, что это позволяет аналитикам оценивать их роль в принятии решений как одну из самых сильных. Широкие полномочия Руководителя Администрации Президента, который не только формирует аппарат, но и контролирует представителей Президента в субъектах Федерации, делают его одной из наиболее влиятельных фигур.
Причины предпочтения, оказываемого исполнительной власти в качестве главного объекта лоббистской деятельности, не ограничиваются традиционно широким объемом ее полномочий и связями, оставшимися после распада советской системы управления экономикой. В исполнительных органах ниже уровень ротации персонала, идеологически и психологически государственные чиновники зачастую ближе к руководителям предприятий и фирм. Напротив, процесс принятия решений в парламенте непонятен для лоббистов: «зачастую вопросы решаются на стыке нескольких комитетов, комитеты действуют разрозненно, депутаты практически неуловимы» (Центр политических технологий, 1997, 63). Поэтому важнейшей точкой доступа современного лоббиста являются не кабинеты парламента, а отделы министерств. Кризис законодательной ветви власти, выразившейся в роспуске Верховного Совета РФ в 1993 г., существенно подорвал политический статус парламента.
Выступая противовесом вертикали исполнительной власти, парламент часто не соглашается с предложениями правительства и предлагает собственные пути решения проблем, что делает его объектом внимания лоббистов, специализирующихся на стадии подготовки законопроектов. В федеративных государствах важное значение имеет оказание влияния на высшую палату парламента. В Российской Федерации Совет Федерации традиционно являлся центром лоббирования региональных интересов. С возрастанием уровня децентрализации государственной власти, проведением выборов глав областных администраций (губернаторов) растет и уровень автономности регионов от федерального правительства. Это находит свое отражение в деятельности Совета Федерации (по положению о Совете Федерации в него входят главы областных администраций и законодательных собраний). Если раньше добрая половина членов Совета Федерации были прямыми сторонниками Президента РФ, который назначал глав областных администраций, то теперь члены высшей палаты парламента более независимы и даже оппозиционны. Совет Федерации не следует прямым указаниям из Администрации Президента, а становится реальным автором решений, что делает его важным объектом лоббирования. Независимость позиции возможна и по причине достаточно высокой организационной стабильности верхней палаты. В отличие от Государственной думы Президент не может досрочно прекратить полномочия Совета Федерации и потому вынужден корректировать свою политику с учетом высказанных требований.
В этих условиях Совет Федерации имеет реальную возможность проводить собственную политику, не рискуя при этом инициировать свою ликвидацию. Хотя по Конституции высшая палата парламента не несет на себе всю тяжесть законодательной работы, все же ее право на вето и возможность внесения поправок позволяют лоббистам апеллировать к ней в случае неудачи в Государственной думе. Политические партии— третий по значению канал влияния организованных интересов наряду с парламентом и правительством. Часто переоценивается способность союзов воздействовать на партии, манипулируя голосами избирателей членов союза. При контактах с партией предпочтительней долгосрочная стратегия. Это личные контакты и финансовая поддержка. Изучение структурных элементов лоббизма должно подкрепляться технологическим знанием механизмов их деятельности
Под технологией лоббизма понимается совокупность средств, форм, методов и процессов воздействия заинтересованных групп на органы власти, окружающую среду и друг на друга. Судить о том, плох лоббизм или хорош, можно по тому, какие методы используются преимущественно в лоббистской деятельности. Спектр применяемых методов зависит от объекта воздействия, однако большинство методов универсальны.
Можно выделить две группы наиболее популярных и эффективных методов, используемых заинтересованными группами по всему миру. Особенностью первой группы методов, которые можно назвать опосредованными, является вовлечение лоббистом в процесс воздействия потенциала общества. Это происходит путем:
- • формирования положительного общественного мнения к лоббируемой позиции или негативного к контринтересу с помощью СМИ (публикация материалов в качестве оплаченной рекламы, пропагандистские кампании);
- • мобилизации членов представляемой ими группы (обычно с помощью руководства корпоративных организаций) на определенные действия: написать письма, позвонить, отправить электронные сообщения депутату законодательного органа или государственным служащим, создав тем самым у них (депутата) впечатление массовой поддержки ожидаемого решения;
- • выразить недовольство действиями должностных лиц и заявить о нежелании поддерживать их или их партию на очередных выборах;
- • организовать митинги и демонстрации;
- • провести политические забастовки и акции протеста.
К опосредованным методам причисляют также привлечение друзей лоббируемого или авторитетных людей к воздействию на него.
В отличие от опосредованных методов, вторая группа методов осуществляется при помощи прямого давления лоббиста на должностное лицо и называется, соответственно, методами прямого давления. К прямым методам лоббирования относятся:
- участие лоббиста в открытых партийных мероприятиях, в деятельности парламента, правительства, которое чаще всего осуществляется в форме выступления на слушаниях в парламенте;
- участие в разработке законопроектов и других нормативных актов;
- оказание экспертных услуг;
- манипулирование эксклюзивной информацией (ее предоставление или утаивание);
- непосредственные контакты с депутатами и государственными служащими, которые строятся на дружеских отношениях или рациональном убеждении;
- финансовые пожертвования: от законного финансирования избирательных кампаний до нелегальных случаев коррупции и подкупа;
- предоставление в качестве платы за услугу высокооплачиваемой работы и др.
В случае особой сложности ситуации, когда усилия лоббистов максимальны, а принятие необходимого решения все же маловероятно, используется комбинация обеих стратегий: публичного воздействия и прямого давления. В основном же используются прямые методы воздействия, так как опосредованные методы с участием общественности требуют больших затрат средств, времени и сил. Кроме того, выступления общественности основываются на создании конфликта, однако любая конфликтная ситуация носит неустойчивый характер, и каждой из сторон становится нелегко вести дело к желаемому результату. Поэтому лоббисты предпочитают действовать с помощью процесса формулиро-нания законопроекта, закулисных переговоров и компромиссов, независимо от того в достаточной ли степени политическая ситуация допускает такую возможность.
Трезво мыслящие политические стратеги пытаются сузить поле конфликта, предпочитая вести переговоры методом приватных встреч. Для современной России существует еще одно ограничение, которое не позволяет лоббисту активно использовать общественный потенциал -->то неразвитость институтов гражданского общества и системы представительства интересов. Прямое давление особенно успешно применяется, если у адресатов воздействия схожие с заинтересованной группой ценностные представления, интересы и общая социализация. Особенно верно это утверждение для депутатов членов партий. Будучи зависимы от партийных идеологических норм, они вынуждены патронировать «руппы определенной направленности.
Столь широко используемый западными лоббистами метод воздействия с помощью общественного мнения через средства массовой информации в последнее время все активнее применяется и в России. Средства массовой информации представляют из себя всепроникающий источник сведений, который не только формирует общественное мнение, но и напрямую воздействует на политиков. Не случайно поэтому,
-----267-----
как бы подчеркивая важность СМИ в политической системе, они получили наименование четвертая власть. В зависимости от того, кому принадлежит то или иное издание или телерадиостанция, заметно лоббирование соответствующих позиций. Кроме лоббирования экономических интересов, особенно это проявляется в политических пристрастиях.
В этом ключе СМИ наряду с лоббированием того или иного экономического проекта, например создания высокоскоростной магистрали С.-Петербург — Москва (одного из самых громких лоббистских проектов в нашей стране), могут отстаивать также политическую позицию своих владельцев. В России средства массовой информации стали не просто инструментом давления, но и средством в .политической борьбе, орудием политического лоббизма. Анализ практики использования СМИ позволяет сделать вывод, что основными организаторами лоббистских компаний в СМИ выступают их фактические владельцы — держатели контрольных пакетов акций, которыми в России являются обычно не редакции газет, а крупные корпорации и фирмы.
Хотя многие газеты объявляют себя независимыми, так как их учредителями являются трудовые коллективы редакций или издательств, все же реальными владельцами являются бизнес-структуры. Именно они финансируют редакцию и часто проводят собственную редакционную линию. Главная опасность фактической монополии на средства массовой информации со стороны крупных бизнесменов в том, что большинство общественных организаций не имеет возможности представить свое мнение на страницах газет и на телевидении для оказания воздействия на государственные органы.
К методам опосредованного воздействия относится также воздействие на депутата с помощью писем, телефонных звонков, электронных сообщений. В США это является очень развитой формой опосредованного лоббизма. Причем эффективность воздействия подобного рода кампаний в целом расценивается как достаточно высокая. Лоббисты призывают избирателей оказать давление на депутатов от своего округа, которые входят в соответствующий комитет, даже посредством направления делегаций в столицу. Эмпирические исследования показывают, что многочисленные группы интересов чаще используют письма, а мелкие группы — индивидуальные беседы по телефону. Причем желательно, чтобы телефонным собеседником был известный и пользующийся авторитетом у депутата избиратель. Подобные обращения, называемые в США "short gun pressure", для большей эффективности не должны содержать одинаковый текст или отправляться централизованно.
-----268-----
Классификация этого метода лоббирования требует дополнительного разъяснения, так как право граждан направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы гарантировано ст. 33 Конституции РФ, и причислять любое обращение гражданина в государственные структуры к лоббистским методам неправомерно. Более того, обратная связь между населением и народными избранниками гарантирует демократический политический процесс. Каждый депутат в момент избрания берет на себя выполнение функции представительства интересов в равной мере всех жителей своего округа (или всех, кто проголосовал за партийный список избирательного объединения). Следовательно, получение и обработка посланий избирателей и реагирование на нужды, в них выраженные, входит в круг прямых обязанностей депутата. Подтверждением этому служат положения закона «О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ст. 8 которого полностью посвящена взаимоотношениям депутатов с избирателями. В ней, в частности, говорится: «Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы поддерживают связь с избирателями. Депутат Совета Федерации и депутат Государственной Думы принимают меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей; рассматривают поступившие от них предложения, заявления и жалобы, способствуют в пределах своих полномочий правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; ведут прием граждан, изучают общественное мнение и при необходимости вносят предложения в соответствующие органы государственной власти...»
Лоббизмом не является ситуация, когда эти обращения носят разовый характер и при этом касаются отстаивания законных интересов граждан и их коллективов, которые сами по себе имеют юридическую гарантию осуществления и, значит, как можно ожидать, будут осуществлены в нормальном порядке без всякого вмешательства со стороны. В случае, если депутат получает большое количество посланий по одному вопросу, который к тому же касается защиты незаконных интересов или необоснованных притязаний, такое воздействие должно рассматриваться как лоббистское.
Методы прямого воздействия
Для лоббиста одним из важных этапов воздействия на законодателей являются парламентские слушания, слушания в комитетах. Выступления на слушаниях легитимируют отстаиваемую позицию и позволяют
-----269-----
добиться хотя бы минимума доверия со стороны депутатов. Кроме того, слушания выполняют целый ряд функций. Они позволяют лоббисту показать, насколько активно он работает в интересах заказчика, а главное, помогают членам комитета отобрать некоторые идеи и решения, предложенные лоббистами, для включения в законопроект. Нередко аргументы лоббиста известны комитету заранее. Более того, бывает и так, что исход голосования в комитете тоже заранее предрешен и, случается, не в пользу представляемой лоббистом организации.
Но даже в этих случаях он все равно будет выступать, поскольку слушания предоставляют хорошую возможность создать или укрепить репутацию организации, прозондировать интересы законодателей и конкурирующих групп. В российском парламенте, где основная работа по подготовке законопроекта проводится в комитетах, последние являются главным местом притяжения лоббистов. Там лоббисту проще добиться принятия необходимого решения, так как главной ценностью являются конкретные знания, которыми лоббиста снабжает заинтересованная группа, а не ораторский талант. Поэтому при принятии большинства законов депутаты полагаются на компетентность комитета и не вносят больших изменений на пленарных заседаниях. В представлении лоббиста комитет имеет четкое структурное деление, где каждое звено требует своих методов воздействия: председатель комитета, обязанный представлять законопроект на более высокий уровень руководству парламента; «депутаты-фавориты», чье мнение, ориентированное на политические дивиденды, имеет важное значение; депутаты-профессионалы, ответственные за законопроект; остальные члены комитета, не проявляющие заинтересованности в законопроекте; аппарат комитета. Основной упор делается на лоббирование влиятельных депутатов и лишь в случае жесткой конкуренции групповых интересов тратится время на «обработку» рядовых членов комитета. Настолько же важными, как и работа с влиятельными депутатами, являются встречи с аппаратом комитета. Некоторые лоббисты считают эти встречи даже одним из ключевых моментов своей стратегии. Для того чтобы иметь доступ в аппарат, они постоянно поддерживают контакты, добрые отношения и появляются в комитете, даже в те периоды, когда ничего не происходит и потребность в этом невелика. Столь значительное внимание лоббистов к сотрудникам аппаратов объясняется зависимостью лиц, призванных непосредственно принимать решения, от своего аппарата.
Во-первых, депутаты и руководители исполнительных органов власти имеют дело с широким кругом проблем и не могут позволить себе специализацию в определенной области. Во-вторых, будучи постоянно нацеленными на переизбрание, значительное время они должны уделять планированию и реализации избирательной кампании. Усложнение общественной жизни, расширение круга проблем, требующих политического решения на высшем уровне, повышение требований к компетенции лиц, принимающих такие решения, приводят к тому, что высшие политические инстанции оказываются перед необходимостью формально санкционировать акции, действительное значение которых не может быть ими осознанно. Это означает, что практически право решения в политической области в ряде случаев переходит в руки лиц, официально выступающих в роли исполнителей (Бурлацкий, Галкин, 1974, 756).
Думская статистика свидетельствует, что около 60% всех законопроектов разрабатывается в комитетах специалистами аппаратов. Наиболее популярным среди парламентских лоббистов является участие в работе над законопроектом. Такая возможность предоставляется лоббисту либо по собственной инициативе, если у него достаточно хорошо налажены контакты, позволяющие предложить свою помощь, либо по просьбе знакомого депутата, должностного лица или тех служащих, которые занимаются этой работой в порядке своих служебных обязанностей. Считается особенно важным подключиться к работе над законопроектом на ранней стадии, когда еще сохраняется гибкость подходов и конкуренция предлагаемых вариантов, что позволяет лоббисту более эффективно участвовать в определении политических установок, на основании которых будет сформирован окончательных текст законопроекта.
Сложнее для лоббиста получить доступ к разработке законопроекта в органах исполнительной власти. Лишь в немногих государствах участие союзов на стадии подготовки законодательных предложений в министерствах и ведомствах оговорено законом (одним из таких государств является Швейцарская Конфедерация, в чьей Конституции в ст. 32 ч.З указано это право).
Мы предлагаем следующую классификацию лоббистов.
- 1. «Контактёры»— молодые, представительные люди, часто не обладающие достаточным опытом и связями, но способные создать впечатление своей значительности (весомости) и предлагающие объектам своего воздействия нестандартные решения. Их задача — добиться заинтересованности депутата в решаемой проблеме, их главное оружие — расположить собеседника к сотрудничеству уже во время первого контакта, вызвать у него доверие, а затем на почве симпатии применить стандартные методы воздействия.
- 2. «Рационалисты» — лица, считающие, что у каждого есть рациональный интерес, выраженный в большинстве случаев в материальных благах. Собирают предварительную информацию о своем собеседнике с целью определить его рациональную заинтересованность. Даже если это не удается, пытаются завоевать объект воздействия, предлагая ему в ходе общения выгодную сделку. Несмотря на прямолинейность подобного контакта, он часто оказывается успешным. Среди «рационалистов» больше, чем в других категориях, женщин. Нужно отметить, что женщины все настойчивее вторгаются в «мужской клуб» лоббистов,
- 3. «Профессионалы» — опытные, авторитетные лица, в большинстве своем ранее бывшие крупными государственными чиновниками или занимавшие ответственные выборные должности. Под стать себе представляют интересы весомых в социальном и экономическом плане групп и корпораций. Их возможности, а вернее возможности представляемой ими группы, позволяют им делать что-то полезное для потенциально интересных людей, не принуждая последних к ответным действиям. Это дает им право без проблем открыть дверь кабинета данного человека в нужный момент. Если первая и вторая категории вынуждены действовать только с помощью личного общения с ответственным лицом и лишь изредка им удается воздействовать через друзей лоббируемого или других важных персон, то «профессионалы» часто используют технику непрямой коммуникации.
Вероятно, будущее не за лоббистом-«своим парнем», а за профессиональным лоббистом-юристом или хорошо подготовленным служащим организации интересов. Однако не стоит переоценивать эффективность воздействия лоббистов на принятие окончательного решения.
ЛИТЕРАТУРА
- Бурдье П. Социология политики. М., 1993.
- Бурлацкий Ф., Галкин А. Социология. Политика. Международные отношения. М., 1974.
- Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство // Вопросы философии. 1994. № 3.
- Зудин А. Россия: бизнес и политика (формы организации бизнеса) // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 3-5.
- ЗяблюкН. Г. Практика лоббистской деятельности в США. М., 1994.
- Лепехин В. Лоббизм. М., 1995.
- Лоббизм в России: этапы большого пути. Доклад Экспертного института Российского Союза промышленников и предпринимателей и Фонда развития парламентаризма в России. М., 1995.
- Паппе Я. Какая Россия нужна топливно-энергетическому комплексу // Сегодня, № 152, 15.08.1995.
- Перегудов С,, Семененко И. Лоббизм в политической системе России // Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 9.
- Система представительства российского бизнеса: формы коллективного взаимодействия. Центр политических технологий. М., 1997.
- Смирнов В. В. Демократия и участие в политике: буржуазные концепции и практика // Общественные науки. 1986. №4.
- Де Токвиль А. Демократия в Америке. Т. 1. М., 1989.
- Bentley A. The Process of Government: A Study of Social Pressures. Cambridge (Mass.), 1967.
- Cawson A. Corporatism / The Blackwell Encyclopedia of Political Thought. New York,1987.
- Finer S. E. Anonymous Empire. A Study of The Lobby in Great Britain. London, 1958.
- Interest Groups in Soviet Politics. Edited by H. Gordon Skilling and Franklyn Griffiths. IVinceton. New Jersey, 1971.
- Lehmbruch G., Schmitter P.C. Patterns of corporatist policy-making London and Beverly
- Hills, 1982.
- Rokkan S. Numerical Democracy and Corporate Pluralism. Norway, 1966.
- Schmitter, Ph. C.. Streeck. W. The Organization of Business Interests. Wissenschaftszenl-rum Berlin, Berlin. 1981.
- Schmitter, Philipp C. Still the Century of Corporatism? // The Review of Politics. 1974, N 36; Lehmbruch, Gerhardt Consotiational Democracy, Class Conflict and the New Corporatism. /IPSA, Jerusalem; Ph. C. Schmitter, G. Lehmbruch Trends Toward Corporatist Intermediation. London and Beverly Hills, 1979.
- Truman D. B. The Governmental Process. New York, 1951.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Лоббизм, политическое представительство, система эффективного представительства, система функционального представительства, заинтересованные группы, плюрализм, корпоративизм, группы лоббистов, технология лоббизма.
Контрольные вопросы
- 1. Какое из понятий лоббизма наиболее полно вписывается в современные политические реалии?
- 2. Какую роль играет лоббизм в политической системе?
- 3. Кто впервые научно обосновал механизмы политического лоббирования?
- 4. Какие методы лоббирования существуют в политике?
- 5. Что понимается под технологией лоббизма?
-----273-----