Органы исполнительной власти в России

Органы исполнительной власти осуществляют особый вид государственной деятельности - исполнительно-распорядительную. Как правило, они формируются представительными учреждениями, т.е. являются производными от последних. В этом состоит одна из осо­бенностей юридической природы органов исполнительной власти. Другой особенностью юридической природы органов исполни­тельной власти является то, что в их деятельности преобладает принцип единоначалия в сочетании с коллегиальностью[6].

Органы исполнительной власти выполняют задачи и функции по организации исполнения Конституции РФ, актов органов зако­нодательной власти, нормативных актов Президента РФ. Органы исполнительной власти издают собственные акты, которые отно­сятся к числу подзаконных.

Основным видом деятельности этих органов является организа­ция государственного управления сферами и отраслями общества: социально-экономической и административно-политической, куль­турно-духовной и др.[7]

Провозглашенные Конституцией принципы верховенства, приоритета конституционных норм и законности имеют непосредственное отношение к определению правового статуса Правительства РФ. В этом отношении характерно содержание ст. 115 Конституции, которая определяет, что Пра­вительство действует на основании и во исполнение Конституции Рос­сийской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Пре­зидента РФ. Таким образом, определяется подзаконность действий и решений Правительства РФ.

Рас­порядительные функции Правительства нашли свое закрепление в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ, которая гласит: «На основании и во исполнение Кон­ституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федера­ции издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение».

Право издавать постановления и распоряжения и составляет суть распорядительной функции Правительства.

То, что Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, закреплено в Конституции РФ[8]. А вот каково место Правительства в системе органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, к сожалению, Конституция не определяет. Этот пробел в определенной мере восполняется Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации». Так, в заголовке ст. 1 этого закона сказано: «Правительство Россий­ской Федерации - высший исполнительный орган государствен­ной власти Российской Федерации».

Рассматривая содержание правовых отношений между Президентом и Правительством РФ, мы исходим из того, что Президент и Правительст­во осуществляют исполнительную власть.

Прежде всего он обращает внимание на то, что Правительство РФ в ст. 11 Конституции РФ впервые названо в числе основных носителей государственной власти в России (Президент, Федеральное Собрание, суды Российской Федерации), осуществляющих государственную власть в Рос­сийской Федерации в соответствии с принципом разделения властей[9], за­крепленным в ст. 10 Конституции.

Конституции РФ прямо закрепляет право Президента определять основные направления внутренней и внешней по­литики государства[10]. Эти свои полномочия Президент может осуществлять как непосредст­венно, так и через Правительство РФ. Будучи главой государства, Прези­дент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в междуна­родных отношениях[11]. При таком положении более уместно говорить не о самостоятельности политического курса Правительст­ва, а о его производности от политического курса Президента, кото­рый определяется им в ежегодных посланиях Федеральному Собра­нию, обязательному для Правительства, и в указах и распоряжениях Президента, обязательных для Правительства, и в других формах.

Президенту принадлежит решающая роль в формировании Правитель­ства. Назначение Председателя Правительства РФ - это право Президента РФ, но он это делает с согла­сия Государственной Думы, что рассматривается многими авторами как проявление «сдержек и противовесов» в отношениях Государственная Ду­ма - Президент, Государственная Дума - Правительство РФ.

Таким образом, не являясь главой Правительства РФ и официаль­но не возглавляя исполнительную власть, Президент РФ оказывает решающее влияние на процесс формирования Правительства РФ, по­скольку от Президента в конечном счете зависит назначение Предсе­дателя Правительства и формирование всей системы федеральных органов исполнительной власти, включая назначение министров и руководителей некоторых других органов государственной власти и освобождение их от должности.

Безусловная и полная ответственность Правительства РФ перед Президентом РФ - это одна из главнейших характеристик зависимости Пра­вительства от главы государства, отражающая существенную взаимо­связь между ними, реальную возможность Президента РФ оказывать эф­фективное воздействие на Правительство РФ, на управление страной.

Судебная власть в России

Органы судебной власти значительно отличаются от органов законодательной и исполнительной власти прежде всего тем, что они реализуют специфический вид государственной деятельности - правосудие. Судебная власть осуществляется посредством особых процессуальных форм - конституционного, гражданского, админи­стративного и уголовного судопроизводства. Также особенностью судебной власти является то, что она осуществляется преимущест­венно федеральными судами[12].

Бу­дучи самостоятельной, судебная власть является лишь одной из ветвей го­сударственной власти. В гл. 7 Конституции РФ заложены основные принципы организации функционирования самостоятельной судебной власти.

Анализ Конституции РФ, принятых на ее основе новых законодатель­ных актов, научных трудов, посвященных правовому государству и роли судебной власти в его становлении и развитии, дает основание для выво­да, что главной функцией судебной власти, ее основным предназначе­нием, является защита права. «В правовом государстве человек, его пра­ва и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и за­щита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»[13]. Эту обязанность государство выполняет с помо­щью всех ветвей власти. Однако в защите прав и свобод судебной власти отводится особая, главенствующая роль»[14].

«Судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, созданная для разрешения на основе закона социальных конфликтов между государством и гражданами, юридическими лицами; контроля за конституционностью законов; зашиты прав граждан в их взаимо­отношениях с органами исполнительной власти и должностными ли­цами; контроля за соблюдением прав граждан при расследовании пре­ступлений и проведения оперативно-розыскной деятельности (ОРД); установления наиболее значимых юридических фактов»[15].

Любая власть - это определенная функция, и осуществляется она определенными органами. Поскольку судебная власть - одна из ветвей государственной власти, то осуще­ствляется она государственными органами, а конкретно - судами. Именно через суды государство осуществляет судебную власть. Един­ственным исключением из этого правила являются мировые судьи, хотя, по нашему мнению, они могли бы называться мировыми судами. И в этой связи хочется возразить против распространившегося не только в литературе[16], но и в нормативных правовых актах определения судей как носителей судебной власти. Статья 1 Закона РФ «О статусе судей в Рос­сийской Федерации» (1992 г.) так и называется: «Судьи - носители су­дебной власти».

Итак, судебную власть от имени государства осуществляют суды и мировые судьи. Они являются субъектами судебной власти и субъекта­ми конституционно-правовых отношений. И поэтому, прежде всего, к су­дам как органам государственной (судебной) власти применимо понятие «носитель» судебной власти, но никак не к конкретным судьям. Судьи этих судов являются государственными служащими, должностными лицами государственных органов2.

Предназначение судебной власти - разрешать различ­ные правовые конфликты между членами общества, между человеком и государством.

Судебная власть обладает рядом неотъемлемых признаков, отли­чающих ее от других ветвей власти в государстве, а именно:

1) судебная власть осуществляется особыми государственными органами - судами;

2) судебная власть, согласно ч. 2 ст. 118 Конституции РФ, осуществляется посредством конституционного, гражданского, администра­тивного и уголовного судопроизводства;

3) судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой);

4) решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены
органами других ветвей власти.

Заключение

Все перечисленные в работе виды органов государственной власти РФ (законодательная, исполнительная и судебная) представ­ляют собой систему, в которой сочетаются три ветви власти, реали­зующие функции государства и связанные едиными для всех орга­нов конституционно-правовыми нормами. Так, Конституция РФ в ч. 3 ст. 5 закрепляет единство системы государственной власти, т.е. совокупность федеральных и региональных органов власти; в п. «г» ст. 71 говорится о системе федеральных органов законодатель­ной, исполнительной и судебной власти; в п. «н» ст. 72 упоминается об общих принципах организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; в ч. 2 ст. 77 содержится положение о том, что в пределах ведения РФ и пол­номочий РФ по предметам совместного ведения России и субъек­тов Федерации федеральные органы исполнительной власти и орга­ны исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в России; из ч. 3 ст. 118 вытекает принцип единства судебной системы РФ. Важнейшие конституционные по­ложения получают развитие в актах текущего законодательства: в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Россий­ской Федерации», в Федеральном конституционном законе «О су­дебной системе РФ», в Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнитель­ных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в Указе Президента РФ «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе» и др.

Органы государственной власти действуют на основе Конститу­ции РФ и заложенных в ней принципов. При этом принципы орга­низации и деятельности системы органов государственной власти закрепляются в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», нормы которой, как известно, являются неизменными. Эти принципы выступают в качестве руководящих начал как в отноше­нии федеральных органов государственной власти, так и органов власти субъектов РФ.

Компетенция органов государственной власти складывается из нескольких составляющих: 1) полномочия органа государственной власти, т.е. совокупность его прав и обязанностей; 2) предметы ве­дения, т.е. круг вопросов, прерогатива в решении которых принад­лежит либо федеральным органам государственной власти, либо органам государственной власти субъектов РФ, либо круг вопросов, в решении которых могут принимать участие как федеральные, так и региональные органы государственной власти (так называемые предметы совместного ведения); 3) функции органа, т.е. основные направления его деятельности.

Законодательство определяет исчерпывающий круг полномочий каждого органа государственной власти, пределы и сферы его дея­тельности, а также виды и формы принимаемых этим органом пра­вовых актов. Это позволяет исключить вмешательство различных государственных органов в сферу деятельности друг друга, а также утверждает самостоятельность органов власти, деятельность каждого из них в соответствии с возложенными на них полномочиями.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. - 26.01.2009. - N 4. - Ст. 445.

2. Карпов А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2010. - 204 с.

3. Клеандров М.И. Судья - центральное звено судебной системы. - Тюмень: ТюмГУ, 1999. - 204 с.

4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Проспект, 2006. - 608 с.

5. Кокотов А.Н. Конституционное право России: Курс лекций. - М.: Проспект, 2010. - 296 с.

6. Конституционное право: Учебник / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., ЮНИТИ, 2010. - 644 с.

7. Короткова О.И. Взаимодействие органов исполнительной государственной власти как необходимое условие в повседневном руководстве экономической и административно-политической сферами жизни общества // Государственная власть и местное самоуправление. - 2011. - N 1. - С. 14-17.

8. Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. - М.: Российская академия правосудия, 2000. - 368 с.

9. Невинский В.В. Конституционный принцип разделения властей и наделение полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. - 2009. - N 2. - С. 55-59.

10. Парламентское право / Под ред. И.М. Степанова и Т.Я. Хабриевой. - М.: Юристъ, 2004. - 391 c.

11. Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и пра­во. - 2000. - № 7. - С. 15-18.

12. Чиркин В.Е. Государствоведение. - М.: Юристъ, 2011. - 384 с.

[1] Ч. 1 ст. 11. Конституции Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 26.01.2009. N 4. Ст. 445.

[2] Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006. С. 359.

[3] Ст. 94 Конституции Российской Федерации.

[4] Ч. 5 ст. Конституции Российской Федерации.

[5] См.: Парламентское право / Под ред. И.М. Степанова и Т.Я. Хабриевой. М., 2004. С. 41.

[6] Короткова О.И. Взаимодействие органов исполнительной государственной власти как необходимое условие в повседневном руководстве экономической и административно-политической сферами жизни общества // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 1. С. 14.

[7] Конституционное право: Учебник / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., 2010. С. 435.

[8] Ч. 1 ст. 110 Конституции Российской Федерации.

[9] См. Невинский В.В. Конституционный принцип разделения властей и наделение полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 2. С. 55-59.

[10] Ч. 3 ст. 80 Конституции Российской Федерации.

[11] Ч. 4 ст. 80 Конституции Российской Федерации.

[12] Конституционное право: Учебник / Под ред. А.С. Прудникова, В.И. Авсеенко. М., 2010. С. 435.

[13] Ст. 2 Конституции Российской Федерации.

[14] См.: Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000. С. 29.

[15] Петрухин И.Л. Проблема судебной власти в современной России // Государство и пра­во. 2000. № 7. С. 15.

[16] См.: Клеандров М.И. Судья - центральное звено судебной системы. - Тюмень, 1999. С. 21; Лебедев В.М. Становление и развитие судебной власти в Российской Федерации. М., 2000. С. 63.

2 См.: Карпов А.В. Конституционное право России: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2010. - 204 с.

Наши рекомендации