Государственное устройство Франков

Салическая правда Франков

ЛИТЕРАТУРА:

Абдурахманова И.В. История зарубежных стран. – М., 2005

Батыра К.И. Всеобщая история государства и права. – М., 2009

Крашенинников Н.А. История зарубежных стран. Ростов - на Дону, 2009

Кудинов О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2006

Орлова Н.Е. История государства и права зарубежных стран. – М., 2009

Желудков А.В. История государства и права зарубежных стран. – М., 2007

Жидкова О.А. История государства и права зарубежных стран. – М., 2008

Черниловский З.М. Хрестоматия по истории зарубежных стран. – М. 2009

Якушев А.В. История государства и права зарубежных стран. - Спб. 2008

Борисюк В. И. Политические институты США. - М., 2008

Ивонин Ю. Е. Становление европейской системы государств. - Минск, 2009

История Европы с древнейших времен до наших дней. Т. 1- 4. - М., 2004

Колобова К. М. Возникновение и развитие Афинского государства. -СПб., 2009

Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. - СПб., 2000

Прокопьев В. П. История германской государстсвенности 10-18 вв. – М., 2004

Ратиани Г. М. Франция: судьба двух республик. - М., 2000.

Розин В.М. Генезис права. - М., 2000.

Разумович Н. П. Политическая и правовая культура: Древняя Греция. - М., 2009

Савельев В. А. Капитолий США: Прошлое и настоящее. - М., 2008

Семиряга М. И. Тюремная империя нацизма и ее крах. - М., 2001

Сироткин В. Г. История Франции: Пятая республика. - М., 2009

Хачатурян Н. А. Сословная монархия во Франции XII – XV вв. -М., 2008

Шишова И. А. Раннее законодательство в античной Греции. - СПб, 2001

Филиппов С. В. Судебная система США. - М., 2000

Чиркин В. Е. Государственная власть в развивающихся странах. - М., 2000

Эйдус Х .М. История Японии с древнейших времен до наших дней. - М., 2005

Вопрос 1. Образование Франкского государства

1. Исходным этапом в образовании Франкского государства было завоевание в 486 г. части Галлии салическими франками во главе с королем Хлодвигомиз династии Меровингов(481 - 511 гг.). К 510 г. Хлодвиг становится властителем земель и повелителем единого королевства, простиравшегося от среднего течения Рейна до Пиренеев. Он приобретает право диктовать собст­венные законы, взимать налоги с местного населения и др. При нем была записана Салическая правда - запись обычного права салических франков.

Становление государства франков происходило сравнительно быстро. Во многом этому процессу способствовали победоносные войны и, как следствие, классовая дифференциация франкского общества.

По своему типу государство франков является раннефеодальной монархией.Оно несёт в себе элементы старой общинной орга­низации и учреждений племенной демократии, поскольку воз­никло в обществе, вступавшем в эпоху феодализма в процессе разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем раз­витии стадию рабовладения. Для такого общества характерны многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений) и незавершенность процесса создания основных классов феодального общества.

В истории государства франков можно выделить два периода, каж­дый из которых связан с царствованием определенной династии:

ü с конца V в. до VII в. - монархия Меровингов;

ü с VIII в. по IX в. - монархия Каролингов.

2. Династия Меровингов правила во Франкском государстве с 457 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются фео­дальные отношения.

В V - VI вв. общинные, родовые связи еще сохраняются, от­ношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, сфор­мировавшаяся в правящую верхушку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда, записанная в начале VI в. по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков следующих социальных групп:

ü служилая знать - приближенные короля;

ü свободные франки (общинники);

ü полусвободные (литы);

ü рабы.

Основные различия между ними были связаны с происхожде­нием и правовым статусом лица или той социальной группы, к которой оно принадлежало. С течением времени фактором, влияющим на правовые различия франков, стала принадлеж­ность к королевской службе, королевской дружине, к склады­вающемуся государственному аппарату.

Особенностью V - VI вв. в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви.Возрас­тающая идеологическая и экономическая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаниях. Церковь в это время еще не была политическим образованием и не имела единой организации, однако уже начала становиться крупным земле­владельцем, получая многочисленные земельные пожертвова­ния и от правителей, и от простых людей. Религиозная власть все более тесно переплетается со светской.

В ходе завоевательных войн VI - VII вв., когда в руки франк­ских королей, служилой аристократии и королевских дружин­ников переходит значительная часть галло-римских поместий в Северной Галлии, процессы феодализации у франков развиваются.Крупным собственником земель, скота, рабов, колонов (мел­ких арендаторов земли) становится служилая знать, связанная вассальной зависимостью от короля, захватившего право рас­поряжения завоеванной землей.

Знать пополняется галло-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям. При этом создание феодальных отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частнособственнических порядков галло-римлян. В середине VII в. в Северной Галлии начинает складываться фео­дальная вотчинас характерным для нее разделением земли на господскую и крестьянскую.

Рост крупного землевладения сопровождался распрями земле­владельцев, которые показали непрочность королевства Меро­вингов. Королевский земельный фонд уменьшался за счет раз­дачи земли королями, и государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома.

Майордом при Меровингах был высшим должностным лицом. Первоначально он назначался королем и возглавлял дворцовое управление. С ослаблением королевской власти его полномо­чия расширяются, и майордом становится фактическим главой государства. На рубеже VII - VIII вв. эта должность преврати­лась в наследственное достояние знатного и богатого рода, по­ложившего начало династии Каролингов.

3. Королевская и императорская династия Каролингов сменила Меровингов в 751 г., а прекратила свое существование в X в.

Переход королевской власти к Каролингам обеспечили успехи Карла Мартелла,одного из представителей этого рода, бывшего майордомом Франкского государства в 715 - 741 гг. Он восста­новил политическое единство королевства и фактически сосре­доточил в своих руках верховную власть.

Для упрочения государственной централизации и укрепления военного могущества королевства Карл Мартелл покончил с прежним порядком дарения земель в полную собственность. Вместо этого земли, конфискованные у непокорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами переда­вались в условное пожизненное держание - бенефиций.Бенефициарий - держатель бенефиция - был обязан в пользу лица, вручившего землю, нести службу, преимущественно военную, иногда административную. Отказ от службы или измена королю лишали права на пожалование.

Реформа привела к росту феодального землевладения и обу­словленного этим закабаления крестьян, а также дала толчок к образованию системы вассалитета- феодальной иерархической лестницы, особой системы соподчиненности: между бенефи­циаром (вассалом) и лицом, вручившим землю (сеньором), ус­танавливались договорные отношения.

С ростом феодального землевладения отдельные сеньоры, круп­ные земельные собственники, получали иммунитет- привиле­гии, заключавшиеся в обладании правами военной, судебной и финансовой власти над крестьянами, жившими на их землях. На владения феодала, получившего иммунитетную грамоту короля, не распространялась деятельность государственных долж­ностных лиц, а все государственные правомочия передавались владельцу имения.

В процессах установления власти крупных землевладельцев над крестьянами в Западной Европе огромную роль играла хри­стианская церковь, ставшая сама крупным земельным собст­венником. Оплотом господствующего положения церкви были монастыри, а светской знати - укрепленные замки, которые становились вотчинными центрами, местом сбора ренты с кре­стьян, символом могущества сеньоров.

Наши рекомендации