Просвещенный абсолютизм» Екатерины II
Эпоха дворцовых переворотов. Время после смерти Петра (1725 г.) и до вступления на престол Екатерины II (июль 1762 г.) вошло в историю как эпоха дворцовых переворотов, в течение которого на троне сменилось шесть монархов. Решающей силой переворотов выступала гвардия. Все 37 лет фактически страной правили не те, кто занимал трон (как правило, женщины или малолетние цари, за исключением Петра III), а фавориты и вельможи, которых монархи приближали в соответствии со своими предпочтениями.
После смерти Петра I императрицей была провозглашена жена Петра I – Екатерина I (официально коронованная в 1724 году). Фактическая власть сосредоточилась в учрежденном Верховном тайном совете во главе с А.Д. Меншиковым. После смерти Екатерины I в 1727 г. трон по ее завещанию занял 12-летний внук Петра I – Петр II (Петр Алексеевич). А.Д. Меншиков был отправлен в ссылку, дела стали вершить противники петровских реформ князья Долгорукие и Голицыны. Царский двор переехал в Москву. Смерть Петра II в 1730 г. оборвала мужскую линию династии Романовых.
Верховный тайный совет пригласил на трон племянницу Петра I, дочь брата Ивана V герцогиню Курляндскую Анну Иоанновну. Вначале подписав предложенные ей «кондиции», ограничивавшие самодержавие в интересах аристократической верхушки, Анна Иоанновна вскоре отвергла ультиматум членов Верховного тайного совета. Анна Иоанновна тяготилась участием в государственных делах. Функции упраздненного Верховного тайного совета перешли к организованному Кабинету министров. В царствование Анны Иоанновны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Тон при дворе задавал Э.И. Бирон (сын придворного конюха), не занимавший официально постов, но пользовавшийся безграничным доверием императрицы. Внутреннюю и внешнюю политику определял вице-канцлер А.И. Остерман. Иностранцы пользовались преимуществами при назначении на высшие должности, многие из них безнаказанно грабили казну.
В ноябре 1741 г. гвардия свергла Анну Леопольдовну – правительницу при двухмесячном сыне Иване VI (Антоновиче, правнуке Ивана V) и возвела на трон дочь Петра I Елизавету Петровну (1741-1761 гг.). На смену сосланным иноземцам Х.А. Миниху, А.И. Остерману и другим пришли русские фавориты – Алексей Разумовский (морганатический супруг императрицы), А.И. и П.И. Шуваловы, М.И. Воронцов. Красавица Елизавета Петровна, как и ее предшественницы на троне, не отличалась интересом к государственным делам и любила жить в свое удовольствие. Но при ней были восстановлены многие петровские учреждения, возобновлен статус Сената, отменены внутренние таможенные пошлины, учреждены Дворянский и Казначейский (для купцов) банки, основан Московский университет и Академия художеств. Над Сенатом была поставлена совещательная Конференция при Высочайшем дворе. В войне против Пруссии (в союзе с Францией, Австрией, Испанией) русская армия триумфально вошла в Берлин.
После смерти Елизаветы Петровны (не имевшей детей) в 1761 г. по ее завещанию императором стал ее 33-летний племянник (внук Петра I , сын Анны Петровны и герцога Голштинского) принц Карл Петр Ульрих, после перехода в православие названный Петром III. Он царствовал всего 6 месяцев. В 17 лет его женили на принцессе Ангальт-Цербтской Софье Фредерике Августе (В России – Екатерине Алексеевне). Петр III по натуре был инфантильным, капризным, склонным к военным экзерцициям и сладостным утехам. Он не любил все русское как архаическое, боготворил побежденного в войне прусского короля Фридриха II. Тем не менее, за короткий срок его пребывания на троне было принято около 200 указов, в том числе имевшее позитивное значение (об освобождении дворянства от обязательной службы, о свободном выезде дворян за границу, о секуляризации). Но эти и другие государственно целесообразные меры, не вяжущиеся с ветреной личностью Петра III, были проведены по инициативе приближенных сановников (канцлер М.И. Воронцов, А.И. Глебов, секретарь императора Д.В. Волков) и не подняли популярности императору. Он сразу же заключил мир, а потом и союз с поверженной Пруссией, вернул занятые русскими войсками земли, отказался от контрибуции, готовился к войне с Данией. Большую часть времени он проводил в военных интригах, кутежах, невзлюбил гвардию, намеревался сослать Екатерину в монастырь ради любовницы Екатерины Воронцовой, намечалась реорганизация русской армии по прусскому образцу. Екатерина, поддержанная гвардией, духовенством, с помощью братьев Алексея и Григория Орловых заставили мужа отречься от престола в свою пользу (28 июня 1762 года), сослала его в Ропшу, где он вскоре был убит гвардейцами. Началось 34-летнее царствование Екатерины II.
Личность императрицы. В отличие от своих предшественниц, Екатерина II обладала ярко выраженными способностями, была умна, целеустремленна, деятельна, прозорлива. Хорошо знакомая с трудами французских просветителей, она в отношении ко всему русскому была полной противоположностью Петру III. Еще в молодости, отвергнутая мужем и строя смелые планы, она стремилась овладеть русским языком, историей, обычаями, культурой, верой, и теперь хотела стать настоящей русской императрицей, продолжательницей дела Петра I, выразительницей русских национальных интересов, тем самым, оправдав свое незаконное появление на троне. Екатерина II действительно стала незаурядной русской государыней. В политике она была гибкой, осторожной, осмотрительной и жестокой, властной, отличалась высокой работоспособностью, хорошо знала сильные и слабые стороны своих приближенных. К ее отрицательным качествам относились пристрастие к внешнему блеску, слабость к лести приближенных. Правление Екатерины II отмечено расцветом фаворитизма. Среди фаворитов императрицы были дипломаты Н.И. Панин, А.А. Безбородко, А.В. Воронцов, администраторы Г.А. Потемкин (ближайший помощник, один из любовников, возможно, и тайный муж), генерал-прокурор А.А. Вяземский, новгородский губернатор Я.И. Сиверс, полководцы А.В. Суворов, П.А. Румянцев, флотоводцы Ф.Ф. Ушаков, Г.А. Спиридов, деятели культуры И.И. Бецкий, И.И. Шувалов, Е.Р. Дашкова.
Начало царствования. При Екатерине II российское самодержавие вступило в эпоху «просвещенного абсолютизма», которую тогда переживали страны Европы, испытавшие воздействие идеологии Просвещения. Философы-просветители (Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбер) призывали к достижению общественного блага, свободы, равенства, справедливости в обществе, уважению прав личности через деятельность просвещенных монархов, путем разделения власти (законодательной, исполнительной и судебной), конституционного ограничения власти монарха, совершенствования законов, просвещения народа, проповеди разумных начал, рационализма. Эти теоретические положения европейского либерализма Екатерина вначале пыталась осуществить практически, с учетом велений Нового времени в Европе и русских условий.
Екатерина II совершила поездку по России, предприняла бурную законодательную деятельность, провела широкую секуляризацию церковных и монастырских земель (число монастырей уменьшилось с 881 до 385, около миллиона монастырских крестьян перешло под власть государства в разряд экономических), подтвердила или не отменила многие указы прежнего царствования (о беспрекословном подчинении крестьян помещикам, запрещении владельцам мануфактур покупать крестьян, освобождении дворян от обязательной службы и др.), подтвердила права помещиков на все земли, которыми они владели (в том числе и захваченных незаконно), упразднила гетманское правление в Малороссии, отменила многие государственные монополии. Но идея создания Имперского совета как законодательного органа при императрице (предложенная Н.И. Паниным для ограничения отрицательного влияния фаворитов – своекорыстных и властных.) была отвергнута. Реорганизации был подвергнут Сенат, разделенный на 6 специализированных департаментов, но лишившийся теперь законодательной функции (перешедшей к императрице) и оставшийся высшей контрольной и судебной инстанцией.
Уложенная комиссия и «Наказ» были наиболее ярким воплощением политики просвещенного абсолютизма. После гибели Ивана Антоновича в 1764 г. (при попытке освобождения из тюрьмы В.Я. Мировичем) Екатерина почувствовала себя уверенно на троне и в конце 1766 г. приступила к осуществлению важнейшей акции своего царствования – созыву комиссии для составления нового Уложения. Такая попытка предпринималась в течение XVIII века неоднократно, но безуспешно. Новая Уложенная комиссия отличалась от предыдущих более широким представительством (более 500 депутатов, из которых треть составляли выборные от дворянства, несколько более трети – от горожан, пятая часть – от государственных крестьян, 5 % - правительственные чиновники). Депутаты получили наказы от своих избирателей, им были представлены существенные льготы и привилегии (пожизненные). Императрица составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны руководствоваться депутаты. В «Наказе», включавшем 20 глав и 526 статей, обосновывалась необходимость для России самодержавия (во имя блага всех подданных), но указывалось на верховенство законов и суда, равенство всех перед ними, необходимость разделения властей; осуждалось рабство (крепостное право), провозглашалась веротерпимость. Но свобода и равенство понимались как право одних сословий пользоваться предоставленными привилегиями, а других – как беспрекословное выполнение возложенных обязанностей. В черновом варианте «Наказа» говорилось и о желательности личного освобождения помещичьих крестьян, но императрица, столкнувшись с оппонентами из окружения, не решилась не только на сохранение этого наказа, но и на регламентацию крестьянских повинностей, ограничившись лишь рекомендацией помещикам гуманнее обращаться с крепостными.
Уложенная комиссия работала полтора года, но не смогла составить новый кодекс, вследствие юридической некомпетентности ее депутатов, несовместимости либерального «Наказа» с действующим законодательством, феодальными структурами и сословным строем, а также из-за расхождений интересов различных сословий (в частности, по крестьянскому вопросу). Работа Большой комиссии была остановлена в октябре 1768 года в связи с началом войны с Турцией, а местные комиссии существовали до смерти Екатерины II. Однако, несмотря на неудачу Уложенной комиссии, ее деятельность и материалы (наказы, прения) во многом предопределили законодательную практику императрицы и способствовали распространению идей Просвещения. Другим итогом деятельности Уложенной комиссии стало укрепление положения Екатерины II на троне. Отклонив предложенный ей Комиссией титул «Великой» и «Премудрой», она оставила за собой титул матери Отечества. Постановление о поднесении этого титула императрице было подписано всеми депутатами Уложенной Комиссии и имело большое политическое значение, став своего рода официальной коронацией императрицы, совершенной не кучкой заговорщиков, возведших ее на трон, а представителями всех сословий.
Губернская (областная) реформа 1775 года проводилась после подавления антиправительственного восстания Е. Пугачева и преследовала охранительные и фискальные цели. Вместо ранее существовавшего трехчленного деления территории страны на губернии, провинции и уезды (различавшихся по численности населения) вводилось двухчленное деление – вместо 23 губерний европейской части было создано 50 губерний с равной численностью податного населения – 300-400 тысяч душ мужского пола; губернии делились на уезды с 20-30 тыс. душ мужского пола. Областную администрацию возглавлял наместник или генерал-губернатор, управлявший двумя-тремя губерниями, во главе которых стоял губернатор. В губернском и уездном управлении проводился принцип разделения властей (административной, финансовой, судебной). Во главе губерний стояли губернаторы, их права значительно расширились, при губернаторах стали действовать исполнительные органы – губернские правления, осуществлявшие надзор за деятельностью учреждений и должностных лиц. Важнейшим из них была Казенная палата, ведавшая промышленностью и финансами. К новым учреждениям относился Приказ общественного призрения, в ведение которого находились школы, больницы, приюты. Создавались сословные судебные учреждения – Верхний земский и уездный суд для дворян, Губернский магистрат для горожан, Верхняя и нижняя расправа для государственных крестьян, Уголовная и Гражданская палаты для всех сословий. Для крепостного хозяином и судьей оставался помещик. Бюрократический принцип комплектования местных органов власти сочетался с занятием выборных должностей представителями уездных корпораций дворян.
Губернская реформа была распространена и на Левобережную Украину, где (после разгрома Запорожской Сечи войсками генерала П.А. Текелли в 1775 году) были окончательно упразднены остатки и атрибуты автономии и национальной государственности. Основная часть запорожского казачества была переселена на Кубань. Аналогичная унификация проводилась в Прибалтике, на Дону, в Поволжье, в Сибири. Одним из результатов губернской реформы стало значительное увеличение штата чиновников (обычно из отставных офицеров-дворян) и удвоение численности городов (ими объявлялись все пункты размещения губернской и уездной администрации).
Сословная политика закреплялась в Жалованной грамоте дворянству и Жалованной грамоте городам, дворянство сохранило прежние и получило новые личные и корпоративные права, вольности и преимущества. Оно освобождалось от обязательной службы, пользовалось исключительным правом владения крепостными крестьянами, неограниченно распоряжалось своими имениями, могло заводить промышленные предприятия и заниматься торговлей, не могло лишиться дворянского звания, собственности и жизни без дворянского суда, подвергаться телесным наказаниям. Дворянству предоставлялось право сословного самоуправления. Оно объединялось в корпорации – дворянские собрания (губернские и уездные), избирало их представителей, местную (уездную) администрацию, сословный суд. Дворянские собрания имели право обращаться с просьбами в губернскую администрации, а в случае необходимости – в Сенат и к императрице. Таким образом, Жалованная грамота дворянству закрепила и юридически оформила утвердившиеся после Петра I привилегированное, господствующее положение дворянского сословия, официально названного теперь благородным дворянством. Российское государство превратилось в дворянскую империю.
Жалованная грамота городам (к концу XVIII века их число выросло до 600) закрепила прежние привилегии горожан, прежде всего, купечества, и вводила немало новшеств. Городское население делилось на 6 разрядов – именитые граждане (богатые купцы, банкиры, высший слой интеллигенции), купечество, мещане, ремесленники, домовладельцы, духовенство и др. со своими правами и обязанностями. Вводилась сложная система городского самоуправления – общегородское собрание, городская дума, городской голова, шестигласная дума (исполнительный орган), бургомистры, магистраты. К концу XVIII века городское население в России достигло 1 млн. человек (около 4 % всего населения России). Попытка создать третье, буржуазное (городское) сословие и городское самоуправление в целом снова оказалась малоуспешной в силу сословных привилегий и ограничений, ограниченности прав городского самоуправления, В то же время она благоприятно отразилась на купечестве и промышленниках. До 1870 года вся власть в городах фактически сосредоточивалась в дворянском чиновничьем аппарате во главе с губернаторами и городничими.
Апогей крепостничества. Крепостные крестьяне составляли половину населения страны и 53 % всех крестьян. В противоречии с «Наказом», под давлением дворянства крепостной гнет за годы царствования Екатерины II не только не смягчился, но и достиг наивысшего предела. Расширилась область распространения крепостного права (за счет Новороссии и Малороссии), возросла власть помещиков над крестьянами. Екатерина щедрой рукой раздавала казенные населенные имения в частную собственность своим генералам, сановникам, фаворитам (всего до 800 тыс. крестьян). Увеличивалась барщина помещичьих крестьян (доходившая до 6 дней в неделю), повышался денежный оброк крестьян всех категорий. Помещикам разрешалось без суда и следствия ссылать своих крестьян в Сибирь на каторгу, беспрепятственно процветала торговля крепостными. Крестьяне должны были возмещать расходы на подавление их анти помещичьих выступлений, им запрещалось жаловаться на своих помещиков. Крестьяне фактически превратились в рабов, холопов (их так и называли), но себя они таковыми не считали, напротив, ожидали освобождения от службы помещикам. Вторая половина XVIII века отличалась резким повышением социальной активности трудового населения – владельческих, монастырских и приписных крестьян, работных людей мануфактур, народов Поволжья и Башкирии, яицких казаков. Только в 1763 – 1773 гг. произошло около 40 волнений. Своего апогея она достигла в крестьянской войне под предводительством Е.И. Пугачева в 1773 – 1774 гг. Одной из непосредственных ее причин была политика правительства, направленная на ограничение привилегий казачества.
Социально-экономическое развитие страны. Во второй половине 18 века территория России значительно расширилась за счет новых приобретений на юге и западе, население выросло с 18 до 36 млн. человек. Ведущей отраслью оставалось сельское хозяйство. Количество мануфактур выросло с 600 до 2300. Правительство поощряло купечество и предпринимательство. Купцы освобождались от подушной подати и рекрутской повинности (за плату), но купечество формировалось как феодальное (а не буржуазное) сословие, стоявшее между привилегированным дворянством и подлыми сословиями. Свои предприятия могли открывать и некоторые богатые крестьяне, в том числе и крепостные. Крестьянская промышленность была узаконена в 1775 году. Расширялось применение вольнонаемного труда, росло число наемных работников (до 400 тыс., включая крестьян-отходников). Запрещалось покупать крепостных и приписывать казенных крестьян к заводам. Отменялись монополии, стала развиваться свободная конкуренция, усиливалась хозяйственная специализация отдельных районов, действовали многочисленные торги и ярмарки, складывался всероссийский рынок, продолжалась протекционистская политика, возрастал экспорт. Все это означало развитие капиталистических отношений, но в своеобразных российских условиях. Доходы казны выросли в 4 раза (с 16 до 69 млрд. руб., из которых одну треть давал питейный доход), а расходы в 5 раз, и в результате впервые появился государственный долг (до 200 млн. рублей). Дефицит бюджета преодолевался за счет налогов (прямых и косвенных) и, впервые, путем внешнего займа (у Голландии, Италии).
Внешняя политика. В результате двух войн с Турцией (на суше и на море; 1768-1774 гг., 1787-1791 гг.) Россия получила выход в Черное море, степи Причерноморья, Новороссию, Крым, право иметь свой флот на Черном море, прохода через Босфор и Дарданеллы, покровительство над Молдавией и Валахией. В 1783 г. Был подписан договор с грузинским царем Ираклием II о протекторате России над Восточной Грузией. В результате участия в трех разделах Польши (наряду с Пруссией и Австрией) в 1772, 1793, 1795 гг. к России перешли Восточная, Центральная и Западная Белоруссия, Правобережная Украина, Курляндия, Литва, Волынь, значительная часть собственно польских земель. Польша потеряла государственность и суверенитет, польский король Станислав Август (Понятовский) отрекся от престола и переехал в Россию. В ходе борьбы североамериканских колоний за независимость от Англии, приведшей к созданию США, Россия, как и большинство европейских стран, осуществляла политику вооруженного нейтралитета, помешавшую Англии организовать морскую блокаду американского побережья и способствовавшую победе Американской буржуазной революции.
Процесс русско-французского сближения (1775-1789 гг.) был прерван началом революции во Франции. Екатерина II оказывала широкую поддержку роялистам, приглашала французских эмигрантов на русскую службу. Казнь Людовика XVI вызвала окончательный разрыв отношений с Францией. В 1795 году Россия заключила союз с Англией против Франции (установив морскую блокаду), 60-тысячная армия во главе с генерал-фельдмаршалом А.В. Суворовым готовилась выступить против Франции, Смерть императрицы отсрочила вмешательство России.
Екатерина II опасалась, что ее сын и преемник Павел, никогда не разделявший убеждений матери, может попытаться перечеркнуть все то, над чем она упорно трудилась в течение 34 лет. Поэтому она подумывала всерьез лишить Павла престола, передав права на него своему старшему внуку великому князю Александру. Но о завещании Екатерины II ничего достоверного неизвестно, и после ее смерти российский престол занял Павел I.
Тема № 6. Россия в XIX веке
1. Россия в первой половине XIX в.: от либеральных проектов Александра I к полицейско-бюрократическому режиму Николая I.
2. Либерально-буржуазные реформы 60-70-х гг. и контрреформы 80-х - начала 90-х гг.
3. Общественное движение 60- начала 90-х гг.
1. От либеральных проектов Александра I к полицейско-бюрократическому режиму Николая I.
Александр I стал императором в 1801 г. в возрасте 23 лет после дворцового переворота и убийства отца Павла I. Его формирование проходило под влиянием бабушки Екатерины II, воспитателя Ф. Лагарпа (швейцарского республиканца) и отца Павла I (поклонявшегося военной муштре и суровой дисциплине). Он был образованным, внешне обаятельным, но внутренне противоречивым человеком и государственным деятелем. Противоречия в его политике отражали, однако, не только раздвоённость личности, но и противоположные тенденции исторической эпохи (революционной, освободительной и вместе с тем реакционной), а также столкновение интересов различных групп российского дворянства (преобладавшего консервативного и нарождавшегося либерального).
Начало царствования. Александр I осудил военно-деспотический режим отца Павла I, отменил некоторые его реакционные решения, заявил о приверженности политическому курсу Екатерины II, осуществил ряд либеральных шагов. Его либерально-реформаторское начало проявилось в возвращении Жалованной грамоты дворянству и городам, амнистии репрессированных Павлом I, роспуске тайной экспедиции, запрете пыток, облегчении выезда за границу, смягчении цензуры. Большое влияние на политику императора в первый период (1801-1803 гг.) оказывал неофициальный кружок его либерально настроенных друзей юности (П.А. Строганов, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосельцев, А.А Чарторыйский). Он наметил в будущем, сохраняя основы самодержавной власти царя (от республиканских мечтаний теперь следовало отказаться), реформирование государственных учреждений на основе конституции, постепенную ликвидацию крепостного права. Задуманная программа либеральных преобразований была осуществлена (уже без участия Негласного комитета) лишь частично. В крестьянском вопросе дело также свелось к частным мерам. Указ 1803 г. о вольных хлебопашцах предусматривал освобождение крепостных крестьян с землёй за выкуп по обоюдной договорённости их помещиком. За весь период правления Александра I было отпущено на основании указа 47 тыс. душ мужского пола (к 1858 г. – 152 тыс., или 1,5 %). Прекращалась раздача казённых крестьян в частные руки (т.е. расширение крепостного права), был принят ряд мер по ограничению произвола помещиков (в частности, продажа крестьян на ярмарках). Право покупки земли получили и не дворяне – купцы, мещане, государственные крестьяне. В 1803 г. было принято новое, более либеральное положение об устройстве учебных заведений, смягчалась цензура. Университетский устав 1804 г. предоставлял университетам значительную автономию (включая выборность ректора, профессуры, собственный суд). В 1801 г. был учреждён Непременный (постоянный) совет – совещательный орган при императоре. Было восстановлено прежнее (до Павла I) значение сената как высшего судебно-административного органа. В 1802-1811 гг. была проведена министерская реформа, коллегии были заменены министерствами, в которых дела решались лично министром, ответственным только перед императором. Для совместного обсуждения дел учреждался Комитет министров.
С 1807 г. приближённым к императору становится М.М. Сперанский (1772-1839), - выдающийся государственный деятель, энциклопедически образованный, либерально настроенный, необычайной работоспособности, крупнейший специалист в области законотворчества. Все важнейшие законы составлялись или редактировались Сперанским. По поручению Александра I Сперанский разработал план государственных преобразований России. Он предусматривал расширение и законодательное закрепление гражданских и политических прав населения (при сохранении сословного неравенства), разделение властей - законодательной, исполнительной и судебной, создание выборной государственной думы (а также губернских, уездных и волостных дум) и государственного совета как высшего связующего органа (его решения подлежали утверждению императором, сохранявшим свои прерогативы как самодержавного монарха). Проект встретил упорное сопротивление сенаторов, министров, высших сановников, считавших его слишком радикальным, и поэтому был отклонён Александром I. Из всего плана Сперанского был учреждён (1810 г.) только Государственный совет – высший законосовещательный орган при императоре (его состав, назначавшийся императором вырос с 25 до 36 человек в 1825 г. и до более 70 к концу XIX в.). Преобразовательная деятельность Сперанского вызвала сильное недовольство в высших дворянских кругах, в 1812 г. он был отправлен в ссылку, в 1816-1819 гг. назначался пензенским губернатором и сибирским генерал-губернатором, в 1821 г. возвращён в Петербург, но находился уже на второстепенных постах.
Усиление консервативных начал в политике. После победы России над Наполеоном в Отечественной войне 1812 г. Александр I активно участвовал в создании (1815 г.) «Священного союза» трёх европейских монархов (России, Австрии и Пруссии, к которому присоединились почти все монархи Европы), предназначавшегося для подавления народных восстаний против монархических режимов, и стал осуществлять более реакционную внутреннюю политику. Но до 1820 г. они ещё сочетались с отдельными либеральными мерами. В ноябре 1815 г. Александр I подписал конституцию Царства Польского, предоставлявшую Польше внутреннюю автономию и являвшуюся наиболее либеральным конституционным актом в Европе. При открытии сейма в Варшаве (март 1818 г.) он заявил о намерении распространить аналогичные конституционные порядки на всю подвластную ему территорию империи. Тогда же Александр I поручил министру юстиции Н.Н. Новосильцеву подготовить Государственную Уставную грамоту (конституцию) для России с использованием принципов польской конституции. Подготовленный к 1820 г. и одобренный царём текст документа (был даже написан манифест об его обнародовании) в связи с поворотом к реакции был отложен.
В 1818 г. по секретному поручению Александра I разрабатывались проекты отмены крепостного права, один из которых подготовил А.А. Аракчеев. Крестьяне прибалтийских губерний были освобождены от крепостной зависимости, хотя и без земли. На встрече с представителями дворянства Полтавской и Черниговской губерний Александр I призвал их проявить инициативу в освобождении крепостных крестьян, но встретил упорное сопротивление.
А.А. Аракчеев. Военные поселения. Поворот от либеральных проектов и шагов к реакции (окончательно с 1820 г.) произошёл под влиянием антимонархических восстаний в Южной Европе, солдатских волнений в гвардейском Семеновском полку, крестьянских волнений. Среди реакционных мер 1815-1825 гг. наиболее жестокой явилось учреждение военных поселений с целью удешевления содержания армии (идея возникла ещё при Павле I). По решению Александра I в 1816-1818 гг. государственные крестьяне и казаки некоторых западных губерний (всего 374 тыс. человек) вместе со 131 тыс. перемещённых солдат регулярных войск были объединены в военные поселения, в которых хозяйственное самообеспечение сочеталось со строгой регламентацией, военной учёбой и муштрой, выполнением строительных и дорожных работ. Военные поселения превратились в крайнюю форму крепостной неволи и, одновременно, в очаги сопротивления и массовых волнений, жестоко подавлявшихся регулярными войсками. Военный министр Аракчеев, суровый, властный, преданный государю человек (вначале возражавший против нововведения) стал самым рьяным и последовательным проводником этой меры в жизнь, добивался суровой дисциплины в армии. Беспрекословная исполнительность, честность и неподкупность, незаурядные организаторские способности выдвинули Аракчеева на роль первого министра и второго лица в государстве. В 1821-1825 гг. реакционный курс, который обычно связывают с личностью Аракчеева («аракчеевщиной»), обозначился по всем направлениям и проявился в отмене ряда указов начала царствования, усилении давления и гонений на просвещение и печать, репрессиях против профессуры, ужесточении цензуры, установлении тайного наблюдения за настроениями в армии и среди гражданского населения. В этих условиях рождается общественное движение, позже названное декабристским.
Движение декабристов – это революционное и, вместе с тем, либерально-оппозиционное движение части дворянской интеллигенции, в основном молодых офицеров гвардии, возникшее на рубеже второго и третьего десятилетий XIX в. под влиянием внутренних и внешних условий. Оно приобрело форму нелегальных кружков и обществ, в которых обсуждались пути переустройства России, отмены крепостного права, уничтожения абсолютной монархии (Союз спасения, Союз благоденствия, Южное и Северное общества и др.). Одни его участники выступали за республиканский строй (радикальное крыло во главе с П.И. Пестелем), другие – за конституционную монархию (умеренно-либеральное течение, идеолог Н.М. Муравьёв). Путь к достижению цели они видели не в народной революции (Французская революция, возможность бунта и диктатуры их пугала), а в военном заговоре с помощью гвардии под руководством членов организации. Вопрос о власти и судьбе монархии должно было решить (после успешного переворота) Учредительное собрание. Руководители движения попытались осуществить свой план, воспользовавшись ситуацией временного безвластия, междуцарствия – в ноябре-декабре 1825 г., когда внезапно умер Александр I и решался вопрос о том, кто из его братьев будет преемником – Константин (которого предпочитала гвардия) или Николай. Ставший императором Николай I решительно подавил попытку вооружённого восстания части гвардейских войск на Сенатской площади и предъявления ультиматума новой власти (14 декабря 1825 г.). Более 100 участников движения были преданы суду, 5 казнено, остальные приговорены к ссылке и каторге в Сибири. Движение декабристов оказало существенное (хотя разнонаправленное) влияние на общественное сознание и общественную мысль 30-40-х гг. XIX в. После возвращения по амнистии из ссылки многие декабристы активно включились в общественную жизнь страны.
Николая I (1825-1855 гг.) не готовили к царствованию, и он не отличался широкой образованностью, наибольший интерес проявлял к военному делу, а также к искусству, имея консервативные убеждения, прагматический ум и твёрдый характер, был педантичен, энергичен и неприхотлив в личном быту. Большое влияние на него оказало участие в подавлении восстания 14 декабря 1825 г. и в следствии по делу декабристов. По его приказу был составлен свод показаний декабристов о внутреннем состоянии России. Николай I считал многие их суждения справедливыми – о царящем беззаконии в стране, бесправии крестьян, невежестве. Но решать назревшие вопросы следовало, считал он, без участия дворянской общественности (породившей декабристов), опираясь только на правительственные органы и не затрагивая основ самодержавного строя. В декабре 1826 г. был учреждён Секретный комитет для обсуждения программы преобразований в управлении и социальной сфере. Тревожные для самодержавия события в стране и за рубежом (Июльская революция во Франции 1830 г., восстание в Польше 1830 г, «холерные» и «картофельные» бунты крестьян в ряде губерний, волнения в военных поселениях, революционные потрясения в Европе 1848-1849 гг.) сдерживали и без того весьма умеренную реформаторскую деятельность.
При Николае I происходит милитаризация государственного управления, все сферы которого находились под его личным контролем. Ограничивается компетенция Сената, Государственного совета, министерств, многие вопросы решают секретные комитеты и комиссии. Режим личной власти монарха воплотился в разрастании «собственной канцелярии» царя, превратившейся в высший орган управления государством. Особая роль в ней принадлежала I и III отделению (высшая полиция). Усиливается правительственный контроль за политической, экономической, культурной жизнью и системой образования, ограничиваются права дворянского представительства.
Была проведена большая работа по кодификации законов (в основном усилиями М.М. Сперанского). В 1828-1830 гг. было издано 45 томов Полного собрания законов Российской империи (31 тыс. законодательных актов 1649-1825 гг.). В 1838 г. издан свод законов Российской империи, включавший 40 тыс. статей действующего законодательства. Предложение М.М. Сперанского составить «Уложение» - новый свод законов с дополнениями и исправлениями было отвергнуто Николаем I. Кодификация законов имела огромное значение для упорядочения и применения законодательства, однако она не меняла основ и структуры самодержавно-крепостнической России и системы управления, не устраняла произвола, коррупции чиновников, достигшие именно в николаевское время особого расцвета. В условиях абсолютистского режима не возможно было искоренить пороки бюрократии. Ужесточились условия получения дворянского звания представителями нарождающейся буржуазии.
III отделение императорской канцелярии во главе с фаворитом Николая I генералом А.Х. Бенкендорфом, с корпусом жандармов и сетью тайной агентуры (в том числе и за рубежом) обладало широкими прерогативами и осуществляло тотальный политический надзор и сыск. Усиление политической реакции в России, особенно в 1848-1855 гг. больше всего проявилось в карательных мерах в области образования, просвещения и печати (пересмотр уставов учебных учреждений, ужесточение цензуры, борьба с передовой журналистикой, закрытие журналов, усиление надзора за писателями, студентами, профессурой, отчисление и увольнение неблагонадёжных). Резко ограничивались связи русских людей с Западной Европой (въезд иностранцев в Россию и выезд русских за границу).
Крестьянский вопрос. Николай I понимал необходимость и неизбежность освобождения крестьян от крепостной зависимости, но считал его преждевременным. Крестьянский вопрос обсуждался в 9 секретных комитетах. Власть опасалась последствий освобождения миллионов рабов, возможных волнений, испытывало и сопротивление со стороны помещиков и поэтому ограничилась паллиативными мерами. По указу 1842 г. « об обязанных крестьянах» помещики могли предоставить крестьянам личную свободу с наделом в пользование и сохранением прежних повинностей. За 1842-1858 гг. на положение обязанных было переведено всего 27 тыс. душ мужского пола крестьян в 7 помещичьих имениях. Малозначительные результаты принесла и реформа государственных крестьян (1837-1841 гг.). Денежная реформа (1839-1843 гг., министр финансов Е.Ф. Канкрин) на основе твёрдого кредитного рубля, приравненного к 1 руб. серебром, оздоровила финансовую систему. Но из-за войн и неурожаев внутренний и внешний долг значительно вырос.
Социально-экономическое развитие. Население страны за полвека выросло с 37 до 69 млн. человек (в города