Из защитной речи доктора таги эрани на суде 1939 год
Правительство Реза-шаха, шахиншаха Ирана с 1925 г., проводило политику жесточайших репрессий в отношении рабочего, крестьянского и демократического движения. Коммунистическая партия Ирана и демократические общественные организации, объявленные вне закона, подвергались жестоким преследованиям. В 1937 г. были арестованы 53 патриота - деятели Коммунистической партии и профсоюзов, судебный процесс над которыми происходил в 1939 г. Доктор Таги Эрани, пламенный патриот Ирана, был замучен тюремщиками и умер в заключении в том же году.
Прежде всего, мне хотелось бы остановиться на историческом значении данного суда. Впервые в истории Ирана группа в составе пятидесяти трех прогрессивных, деятельных и образованных людей, людей, которых в этом темном обществе следует искать с огнем, предстала перед уголовным судом как воры и убийцы только за то, что эти люди имеют определенные общественные взгляды. Значение этого суда очень велико, весь мир следит за его ходом, и поэтому действуйте так, чтобы мир не заклеймил вас, и не надейтесь, что вашим приговором закончится этот суд. Нет. И обвинения, и защита, и приговор являются историческими и навсегда войдут в историю Ирана. Моя задача в данный момент состоит не в том, чтобы защищать себя, а гораздо шире. На мне лежит почетная и важная моральная ответственность защищать целую группу. Хотя формально здесь идет уголовный суд, но в действительности помимо того, что это показательный суд, это арена общественной борьбы, где выступают не три стороны: обвинитель, обвиняемый и судья, а где существуют только две: с одной стороны, судья и государственный обвинитель, а с другой - мы. Каждая из двух сторон защищает интересы определенных общественных групп. Кто из нас прав, покажет история. Насколько я боюсь не в полной мере исполнить свой гражданский долг, настолько же я не страшусь говорить правду без прикрас. Вы тоже не бойтесь нажима, а бойтесь голосовать против своей совести. Страшитесь только своей совести и силы народа, взоры которого прикованы к процессу. Все, что происходит на суде, не сможет остаться в четырех стенах, а станет известно всему миру. Итак, я призываю вас к тому, чтобы раздвинуть стены этого тесного суда и посмотреть на события со стороны, более глубоко и трезво... Разве возможно, чтобы законы, составленные меньшинством, были кристалльными и отражали справедливость? Что может служить гарантией того, что это меньшинство, составляющее законы в своих интересах думает об интересах народа? История знает много темных законов.
Какие только жестокости и беззакония не совершала под видом справедливости законодательная власть с ее законами, служащими интересам господствующей верхушки!..
Чем отличаются сегодняшние насильственные законы и полиция привилегированных классов от законов и фанатизма прошлых веков?..
Законодательная власть господствующего класса повторяет все те же позорные явления, и это будет до тех пор, пока народ не создаст свои законы, отражающие подлинную справедливость и его собственные интересы... Неумолимая сила развития и изменений законов настолько велика, что самый большой фанатизм не сможет ее приостановить. Следовательно, закон не является священным! Священным является только тот закон, который охраняет интересы народа. Постарайтесь судить честно, чтобы ваши дела не стали посмешищем будущего поколения. Теперь обратите внимание на закон, на котором основывается это заседание.
Когда экономика, являющаяся основой общества, и общественные законы достигают такого предела, когда они уже больше не могут существовать, они изменяются путем революции. Настоящий Основной закон является плодом кровопролитной революции иранского народа, который пожертвовал ради него многими своими лучшими сынами. Тысячи людей были погублены ради достижения этих нескольких прав. Эта революция не была совершена руками иностранцев, но они использовали в своих интересах ее результаты. Эта революция была незавершенной и с точки зрения справедливости, ее результаты были во многом неудовлетворительными...
В целях «сохранения своего престижа» Меджлис в 1931 году принял параграф шестидесятый закона о запрещении всякой свободы слова, мысли и собраний. Это было позорнейшим явлением в истории Ирана, и для поддержания национальной чести иранского народа на сегодняшнем историческом суде мы назовем его «черным законом» и выразим к нему свое глубокое отвращение и ненависть. Хотя этот закон и принят в целях запрещения коммунистических взглядов, но благодаря ему открывается возможность, преследовать любые взгляды, в том числе социалистические и демократические...
В истории еще не было таких общественных и религиозных взглядов, которые бы подобно социализму и коммунизму за столь короткий срок своего существования получили бы такое широкое распространение, а книги, отражающие эти взгляды, имели сталь большое количество изданий. Каким же образом, не прочитав ни одной страницы из этих книг, вы хотите одним реакционным законом запретить эти взгляды. И действительно, не позорно ли, что в анкетах обвиняемых полно вопросов о том, не читали ли они такую-то книгу, не занимались ли ее переводом, не передавали ли кому-нибудь, не вели ли обвиняемые такую-то дискуссию и т. д.
И каким позором является для общества тот факт, что в нем защита интересов трудящихся и соблюдение их прав преследуется таким жестоким образом!
Почему вы так боитесь трудящихся? Даже черт не так боится молитвы, как тегеранская полиция боится трудящихся. Разве не трудящиеся обеспечивают все ваши насущные потребности и разве в Иране трудящиеся не составляют 9/10 всего общества? И разве быть врагом трудящихся не тождественно тому, что быть врагом иранского народа и врагом демократической конституции? Почему же все силы полиции направлены на преследования защитников трудящихся? Подобное преследование и этот суд доказывают, что вы не только враждебны народу, но и страшно боитесь его. Этот страх не может иметь других причин и этим вы невольно признаете силу народа. Итак, обращаю ваше внимание на опасные последствия ваших действий. И ущерб, который вы сейчас наносите иранскому обществу, это результат того самого преступления, которое когда-то совершено Меджлисом, принявшим «черный закон». Результаты вашего голосования покажут, насколько вы считаете себя сообщниками его преступлений. Я прошу, чтобы суд во имя справедливости и во имя сохранения чести иранского народа объявил бы о резком противоречии этого закона духу и букве Основного Закона и свободе народа и решительно потребовал у Меджлиса его отмены.
«Матн-е соханрани-йе доктор Таги Эрани дар мохакеме» («Защитная речь доктора Таги Эрани на судебном процессе»), Тегеран, 1943, стр. 1 - 15.
ТУРЦИЯ