Сирия в III- Iтыс. до н.э. Номовое государство Эбла, государство Ямхад, Дамасское царство

Развитие ремесел и сложение городов-государств. Эбла, Библ и Алалах.

В конце IV тысячелетия до н. э. племенной семитский мир Северной Аравии приходит в движение.

Восточные семиты (будущие аккадцы) проникают на Средний Евфрат, а какая-то другая группа семитских

племен (видимо, ханаанеев) расселяется в Сирии. С их появлением в регионе становится заметен резкий

прогресс в ремесленном производстве, прежде всего металлургии, и с этого времени начинается так

называемый Раннебронзовый период в истории Восточного Средиземноморья. Металл идет не только на

изготовление орудий и оружия, но также на выделку сосудов и литье небольших статуэток. Определенные

изменения происходят и в земледелии, где возделываются не только зерновые культуры, но также оливковое

дерево и виноград. В III тысячелетии до н. э. кое-где появляется террасное земледелие: поля располагаются по

склонам гор террасами, поддерживаемыми каменными стенками. Возможно, стала употребляться и соха.

Развивается сухопутная торговля с Месопотамией и морская — с Египтом, шедшая главным образом через

Библ.

Прогресс земледелия и ремесел, развитие торговли привели к появлению в конце IV тысячелетия до н. э.

первых протогородских центров. Одним из них становится протогород на месте Библа (археологический слой

Библ IV).

В начале III тысячелетия до н. э. в Восточном Средиземноморье происходят важные изменения. Ханаанеи

расселяются из Сирии в Палестину и переходят к оседлости и урбанизованному образу жизни на всем

протяжении своего ареала. Именно в это время они возводят на средиземноморском побережье основные

города будущей Финикии (финикийцами называли именно прибрежных ханаанеев) — собственно Библ

(археологический Библ VI), Тир и др. (ок. XXIX—XXVIII вв. до н. э.). По-видимому,

одновременно в Северной Сирии аналогичный процесс происходит с другим семитским народом,

«эблаитами» (назваными так современными учеными по Эбле, их крупнейшему центру в Сирии. В Шумере их,

по-видимому, называли «марту» — не исключено, что по среднеевфратскому Мари, частично заселенному

ими).

Библ III тысячелетия до н. э. представлял собой благоустроенное поселение, обнесенное каменной стеной, с

улицами, вымощенными булыжником, достаточно широкими для проезда повозок. В Библе появляются

монументальные постройки — храмы на каменном фундаменте. В храме местной богини найдены вазы с

египетскими надписями. Как и для других городов Финикийского побережья, для Библа характерно

значительное развитие торговли с Египтом. Библ снабжал египтян кедровым лесом и смолой,

использовавшейся для мумификации. Видимо, вывозились также вино и оливковое масло. Глиняная тара от

этих товаров обнаружена при раскопках некоторых египетских памятников. Из Египта в Библ привозились

изделия художественного ремесла — бусы, алебастровые и диоритовые сосуды, драгоценные ларцы, декоративное

оружие из золота и серебра.

В прибрежных городах интенсивно шла социальная дифференциация и складывались классы. Например,

крупные жилые строения (так называемые дома купцов) по размерам и богатству отделки явно принадлежали

городской верхушке. Началом II тысячелетия до н. э. датируются богатые гробницы, скорее всего правителей

города. Можно предположить, что к этому времени здесь уже сложилось политическое образование — город-

государство, подобный ранним государствам Южной Месопотамии. Египетское влияние в Библе все время

было очень велико.

Аналогичные процессы формирования городских центров, превращающихся в города-государства, и

сложения классового общества происходят и в глубине страны. Таков, например, городок Алалах в Северной

Сирии. Его центром уже в конце IV — первой трети III тысячелетия до н. э. был храм, располагавшийся на

высокой платформе. В XXVIII—XXIV вв. до н. э. рядом с храмом появляется дворец с парадной колоннадой,

постепенно заметно увеличивающийся в размерах, что свидетельствует

о возрастании могущества алалахского царька. Появляются печати с клинописными надписями, а в XVIII в.

до н. э.— клинописные глиняные таблички из царского архива. В Северной Сирии уже в конце IV тысячелетия

возникло протогородское поселение Эблы. К середине III тысячелетия до н. э. оно превращается в крупный

городской центр, занимающий площадь в 56 га с населением ориентировочно оцениваемым в 20—30 тыс.

человек. Расположенная в стороне от крупных водных источников Эбла была обязана своим подъемом в

большей мере развитию ремесленной и торговой деятельности, чем поливному земледелию.

В XXV—XXIV вв. до н. э. Эбла была центром крупного государства, охватывавшего всю Сирию вместе с

предгорьями малоазиатского Тавра и соперничавшего с Мари на Среднем Евфрате — столицей другого раннего

государства, заселенного аккадцами и, видимо, другой ветвью эблаитов. В Эбле этого времени существую

дворцовые комплексы, в которых сосредоточиваются архивы, хранятся запасы сырья, ценных привозных

изделий. Здесь имеются египетские алебастровые сосуды с именами фараонов, найдено около 32 кг лазурита. С

юго-востока поступали различные ткани, в широких масштабах велась обработка шерсти, получаемой в

местных скотоводческих хозяйствах. Торговый обмен совершался в больших масштабах, причем значительную

роль в нем играли и чужеземные купцы. Вскоре Эбла попала в орбиту притязаний аккадских правителей,

начавших осуществлять широкую завоевательную программу. Она упоминается уже в числе городов, будто бы

подчиненных Саргоном. Около 2225 г. до н. э. один из преемников Саргона Нарам-Суэн захватывает Эблу и

причиненные разрушения заметно сказались на развитии города. Однако к 2000 г. до н. э. наблюдается новый

подъем, городская территория окружается мощной глинобитной стеной двадцатиметровой высоты и шириной

до 40 м в основании. Заново отстраивается дворец, поблизости от которого располагаются царские гробницы,

содержащие богатые приношения (в том числе привозные египетские вещи и художественные изделия из

слоновой кости).

В социальном плане Эбла представляла собой типичный город-государство с развитой административной

системой управления. Во главе государства стоял царь, возможно, осуществлявший также некоторые

сакральные обязанности. При нем имелись советники, ведавшие различными отраслями хозяйства, все сведения

о деятельности которых сосредоточивались в специальных архивах. Так, в одном архиве хранились документы,

содержащие перечни полей, учетные данные о продуктах земледелия и поставках скота. В другом архиве

сосредоточивались данные о распределении пищевых продуктов и тканей согласно определенным рационам —

в этом отношении государственное земледельческое хозяйство напоминало традиции Древнего Шумера.

Имеются в документах различные термины для обозначения подневольных работников, трудившихся в таких

хозяйствах, среди них упоминаются и собственно рабы. Вероятно, нередко это были военнопленные. Во всяком

случае среди найденных изображений имеется фигура пленника с завязанными за спиной руками — образ,

типичный для искусства городов-государств, непрерывно ведших захватнические войны.

Весьма интересна Эбла и в культурном плане. Развиваясь на основе местных традиций, восходящих еще к

поре ранних земледельцев, культура Эблы в период развития государства и классового общества широко

использовала уже готовые нормы и эталоны шумерской цивилизации. Имелись даже специальные шумеро-

эблаитские словари для облегчения понимания текстов, почти на 90 % состоящих из шумерских идеограмм.

Отчетливо проступают связи с Месопотамией в архитектуре и в мозаичных фризах, украшавших стены

дворцов.

Небольшие городки Палестины в III тысячелетии до н. э. обносятся стенами, укрепленными овальными или

прямоугольными башнями (Мегидцо, Иерусалим, Лахиш и др.). Крепостные стены, так же как и значительное

количество оружия, находимого при раскопках, свидетельствуют о напряженной обстановке в стране, куда уже

начинают совершать первые походы египетские фараоны. В городах наряду со святилищами появляются

резиденции местных правителей. В конце III — первой половине II тысячелетия до н. э. эти процессы получают

дальнейшее развитие. Крупнейший центр в долине Иордана — Хацор занимает

в это время площадь в 50 га. Дворцы увеличиваются в размерах, появляются монументальные храмы.

Разница в инвентаре погребений и в типах домов указывает на социальное неравенство, устанавливающееся в

обществе. Правда, с точки зрения высокоразвитого египетского общества палестинские центры выглядели

бедными и отсталыми.

Страны региона в конце III — первой половине II тысячелетия до н. э.

Ок. XXII в. до н. э., после падения аккадской державы, нагорье Джебель-Бишри близ Среднего Евфрата и

рубежи Сирии заняли новые семитские кочевники — сутии (до того жившие у южных границ Нижней

Месопотамии). Отныне именно на них переходит месопотамское обозначение «марту» или «амореев», и в науке

они известны, как правило, под этим последним наименованием. Во второй половине X X I в. до н. э. сутии-амо-

реи огнем и мечом проходят по всей Сирии-Палестине и плотно заселяют северную часть региона. С этого

момента начинается так называемый Среднебронзовый период истории Восточного Средиземноморья. Об

щества этого времени хорошо известны по среднеегипетским источникам («Повесть о Синухете», «Таблички

проклятий» и др.), рисующим наш регион как совокупность аморейских и ханаанейских племенных княжеств и

городов-государств, отличающихся в целом невысоким уровнем развития и преобладанием кочевников. Исклю

чение составляют города побережья, прежде всего Библ. Довольно скоро они, а вместе с ними и большая часть

Палестины подпадают под верховное владычество или влияние среднеегипетского государства. Библ даже

формально включался в состав Египетской державы, и его правители считались наместниками фараона.

В конце X IX в. до н. э. одна из племенных групп сирийских амореев сделала попытку создать крупное

государство, известное под названием Ямхад. Его основатель не имел даже постоянной резиденции, но

переписывался как равный с царем Мари и контролировал всю Северную и часть Южной Сирии вплоть до

рубежей южносирийского номового государства Катны — злейшего врага Ямхада. Второй правитель Ямхада,

современник и союзник Хаммурапи Вавилонского и Зимрилима из Мари,

принял царский титул и сделал своей столицей Халпу (Алеппо, совр. Халеб). Ямхад вел обширную

торговлю с Мари, снабжая это государство сельскохозяйственной продукцией (хлебом, оливковым маслом, ви

ноградным вином и медом), а также тканями и получая взамен олово.

В конце XVIII в. до н. э. через все Восточное Средиземноморье с севера на юг проходят племена хурритов,

широко расселяющиеся в это время по странам Плодородного Полумесяца. Особенно плотно хурриты заселили

Сирию и Южную Палестину. В ходе бурных потрясений, сопровождавших это передвижение, на Синае и в

Южной Палестине возникло так называемое гиксосское объединение, возглавляемое семитскими племенами

Синая — шасу (откуда само слово «гиксос», т. е. «князь-шасу»), по-видимому, тождественными амалекитам

Библии. У хурритов, живших рядом с этим объединением, а частично и вошедших в него, гиксосы

заимствовали искусство колесничного боя. В XVII в. до н. э., опираясь на свое колесничное войско, они без

труда завоевали Нижний Египет и утвердили свою столицу в Восточной Дельте. Главными центрами

собственно гиксосской державы были Аварис в Дельте и Газа и Шарухен в Южной Палестине, но зависимость

от гиксосских царей Авариса признавали другие гиксосские, египетские и кушитские княжества долины Нила

(вплоть до третьего порога), а также, по-видимому, племена и области Сирии-Палестины и прилегающих

районов Сирийской степи вплоть до Евфрата. На севере тем временем аморейский Ямхад сменился хурритским

«великим царством» Халпа, сфера влияния которого простирась вплоть до Тавра.__

Наши рекомендации