Специалисты пресс-службы (пресс-центра)
Специалисты пресс-службы (пресс-центра)обеспечивают отдельные направления в отношениях с редакциями СМИ, а именно:
ü координационные связи с центральными (республиканскими) СМИ;
ü взаимодействие с региональными изданиями (областными в том числе).
В структуру пресс-службы (пресс-центра) входят:
ü специалист (консультант) по связям с районными СМИ;
ü ТВ-группа (ее руководитель именуется по штатному расписанию также специалистом);
ü аналитик-исследователь, занимающийся тематическим контент-анализом публикаций (этот специалист обычно работает на контрактной основе);
ü творческая (литературная) группа журналистов-практиков может создаваться (по договору) как временный коллектив для освещения общественно-политических кампаний, официальных мероприятий и т.п.
ОБЯЗАННОСТИ каждого из специалистов (экспертов) специфичны, поэтому НЕЖЕЛАТЕЛЬНО СОВМЕЩЕНИЕ нескольких направлений одним сотрудником.
▲
Пресс-атташе
Организации, имеющие выход на международные контакты, зарубежные представительства, имеют в своей структуре специалистов (советников, экспертов) по связям с иностранными СМИ – пресс-атташе. Круг их обязанностей разнообразен, они, как правило, готовы к любым запросам относительно внутренней и зарубежной деловой и общественно-политической прессы.
▲
Модератор
Ведущий пресс-конференцию по телевидению (а также дискуссию с участием журналистов, беседу с группой журналистов или экспертов) называется в традициях Запада МОДЕРАТОРОМ.
Специфика телевидения активизирует роль ведущего пресс-конференции – он дает слово собеседнику, прерывает его высказывание встречным вопросом, сталкивает мнения участников встречи, высказывает собственное мнение и оценки. Вся беседа отличается динамизмом, постоянной сменой собеседников, а вместе с этим и сменой темпа речи, неожиданными переходами на новые аспекты темы. Этими приемами модератор придает ТВ-беседе журналистов (экспертов) ЗРЕЛИЩНОСТЬ, выстраивает только ему присущий СТИЛЬ ОБЩЕНИЯ, оригинальную (для обсуждаемой проблемы) ДРАМАТУРГИЮ МЫСЛИ.
▲
Составитель речей
Составлением речей руководителя занимается пресс-секретарь (или специально приглашаемый для этой «работы» специалист; чаще всего им оказывается журналист).
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ к составлению речей:
ü сохранять в каждой речи узнаваемый слушателем, собеседником сложившийся ИМИДЖ руководителя, СТИЛЬ его публичных выступлений;
ü подчинять каждое выступление руководителя ЦЕЛЯМ данной кампании, определенному направлению его постоянной деятельности;
ü добиваться ИНТЕРЕСА аудитории к очередному выступлению шефа (достигается включением в текст новой, еще ни кем из членов команды руководителя не оглашенной информации, отвечающей личным интересам, личной выгоде слушателей, целевой аудитории);
ü юмор, шутка, крылатое выражение, употребленные с чувством меры, сразу устанавливают доверительное отношение к оратору; однако нельзя сводить все выступление к шуткам и анекдотам;
ü знать все оттенки служебных отношений в команде шефа, чтобы не строить речи шефа в угоду его ближайшим помощникам (интересы дела, требования темы, профессиональный подход к созданию речи – вот основы НЕЗАВИСИМОСТИ составителя речей от влияний конъюнктурщиков и подхалимов).
NB: АВТОРОМ РЕЧИ составитель не считается. Речь руководителя – КОЛЛЕКТИВНАЯ работа всей творческой группы команды (советники и референты изучают предложенный вариант речи, вносят в него поправки). Сам шеф волен изменить и композицию речи, и аргументацию ее, – вплоть до коренной переработки текста. Авторы речи – это и составитель, и сам руководитель, и его советники, и эксперты по проблеме, затрагиваемой в выступлении.
▲
Обозреватель
Обозреватель пресс-центра входит в аналитический центр (или – в аналитическую группу) пресс-центра. Он специализируется по определенному кругу вопросов, «отслеживает» их освещение на страницах газет и журналов, в передачах ТВ и радио. Он вырабатывает общие оценки журналистской деятельности (относительно качества освещения проблемы), прогнозы развития рассматриваемой ситуации, рекомендации и выводы.
В ходе подготовки к очередной пресс-конференции обозреватель формирует тематические досье проблемы, историю вопроса (бэкграунд), различного рода справки и памятки. Для обозревателя желательно личное знакомство с журналистской работой.
▲
Аналитик пресс-центра
Аналитики составляют группу специалистов в таких областях научного знания, как социология, политология, политическая реклама, Паблик Рилейшнз, управление социальными и экономическими процессами. Их задача – увязывать практическую деятельность пресс-центра с научно-исследовательскими программами, способствующими эффективности связей руководства с общественностью. В этих целях аналитическая группа предпринимает:
ü подготовку концепций и программ социологических исследований редакционной деятельности, аудитории СМИ с выработкой рекомендаций относительно журналистской работы (с диагностикой и прогнозом развития проблемных ситуаций);
ü консультации творческих коллективов, журналистов, общественных корреспондентов в связи с подготовкой проблемных выступлений, постановкой актуальных вопросов общественного развития;
ü контакты с научными силами (обществоведами, в частности, политологами, исследователями журналистики) с целью проведения конференций, «круглых столов», актуальных дискуссий и обсуждений вопросов журналистской практики, политической рекламы, Паблик Рилейшнз;
ü рецензирование книг, брошюр и т.п. печатной продукции, относящейся к проблематике обозревателей и аналитиков пресс-центра;
ü разработку концепций политической кампании, специальных событий в сфере Паблик Рилейшнз, имиджа, репутации, паблисити.
▲