Воздействие группы сверстников
Наряду с учителями на формирование личности учащихся и их успехи оказывают влияние группы сверстников. Хотя группа сверстников давно уже признана как важная социальная сила, эта точка зрения нашла дальнейшее подтверждение в исследовании, проведенном .Джеймсом Коулманом в конце 50-х годов. Коулман изучил социальную структуру 10 средних школ, отличавшихся по количеству и составу учащихся. Он обнаружил, что такие качества, как спортивное мастерство мальчиков, а также приятная внешность и личное обаяние девочек, способствовали популярности и высокому социальному статусу среди учащихся (Коулман, 1961). А вот хорошие оценки и успехи в освоении знаний довольствовались низкой популярностью.
Аналогичная картина наблюдается и на уровне колледжей. Мартин Троу (1966) сравнил четыре типа своего рода "культур", сложившихся в колледже; каждая из них имела свои собственные ожидания. Он выделил четыре категории студентов и назвал их "коллегиалами", "профессионалами", "академиками" и "нонконформистами". "Коллегиалы" любят устраивать вечеринки и заниматься спортом; книги и хорошие оценки имеют для них лишь второстепенное значение. "Профессионалы" стараются хорошо учиться, но их мало волнует "академическая" деятельность профессоров, ведь она не повлияет на карьеру студентов в будущем. Согласно классификации Троу, в эту категорию входят студенты медицинских факультетов; их интерес к учебе питается стремлением получать хорошие оценки и хорошо устроиться в будущем. "Академики" увлечены учебой от души, а не ради выгоды; в дальнейшем они часто учатся в аспирантуре и становятся преподавателями колледжей. Наконец, "нонконформисты", или представители так называемой богемы, не придают важного значения ни научным, ни профессиональным интересам; они предпочитают вести особый образ жизни и с презрением относятся к господствующим ценностям "обывательского" общества.
Классификация студентов, предложенная Троу, интересна и полезна, но следует учитывать неустойчивость выделенных типов студентов. Часто в результате политических и экономических перемен один из них может стать преобладающим по сравнению с другими (Вуд, 1976). Эта тенденция наблюдалась в период с 20-х по 80-е годы. В 20-е годы преобладал "коллегиальный" тип. В то время получили широкое распространение студенческие братства, женские землячества и объединения студентов колледжей. В 30-е годы наметилась противоположная тенденция. Это было время политического нонконформизма, отражавшего социальные и личностные проблемы, вызванные великой депрессией. В 50-е годы, когда солдаты, охваченные стремлением к достижениям, возвращались с полей сражений второй мировой войны, научные и профессиональные интересы выдвинулись на первый план.
Период 60-х годов был отмечен движением за гражданские права и выступлениями студентов против войны во Вьетнаме. Снова наметилась заметная тенденция к политическому и эстетическому нонконформизму. Наконец, в 70-е годы, когда закончилась вьетнамская война и возникли экономические трудности, резко повысилось значение профессиональных интересов. Студенты были настолько озабочены своей будущей работой, что преподаватели начали жаловаться на их равнодушие к науке и аполитичность. Произошла глубокая перемена в настроении студентов - ведь в 60-е годы профессора были недовольны их слишком активным участием в политических делах! Рискованно предсказывать, какими станут студенты в 90-е годы, поскольку, как мы только что убедились, их настроения и интересы резко меняются. Однако, можно с уверенностью предположить, что в недалеком будущем их по-прежнему будут волновать вопросы работы, особенно если конкуренция на рынке труда останется такой же острой, как в наши дни. Но, если США вступят в войну, осуждаемую народом, и правительство объявит призыв студентов на военную службу, легко предвидеть повторение ситуации в духе 60-х годов.