Гражданское общество как атрибут конституционного государства

Понятие «гражданское общество» возникло в Древней Греции и вплоть до XVIII в. этот термин использовался как синоним «государства». Первое упоминание о гражданском обществе было у Аристотеля: «Прежде чем определить, что есть государство, надо выяснить понятие «гражданин», ибо государство есть ни что иное, как совокупность граждан, как гражданское общество».

В период буржуазных революций понятия «гражданское общество» и «государство» стали различать. В XVII вв. проблема гражданства, гражданского общества занимала Дж. Локка, Т. Гоббса, Ж-Ж. Руссо, Монтескье. В XIX вв. вопросами взаимосвязи государства и гражданского общества занимался Гегель, который понимал под гражданским обществом особую стадию в диалектическом развитии от семьи к государству в процессе исторической трансформации.

В современном аспекте под гражданским обществом понимается совокупность моральных, правовых, экономических и политических отношений в обществе. Эти общественные отношения представляют собой одновременное существование различных социальных сил, институтов, организаций.

В годы советской власти понятие «гражданское общество» практически не использовалось. Это было связано, прежде всего с диктатурой государства во всех сферах общества.

Возрождение интереса к проблемам гражданского общества возникло в период перестройки в СССР, и большой интерес со стороны учёный появился к этой проблеме с крушением СССР, и формированием самостоятельных государств на постсоветском пространстве.

Гражданское общество – это своеобразный необходимый, рациональный способ существования людей, основанный на разуме, свободе, праве и демократии.

Сформированное гражданское общество не терпит насилия со стороны государства, оно существует в рамках свободных гражданских интересов. Между государством и гражданским обществом существует определенная взаимосвязь, которая проявляется в уменьшении роли государства при усилении гражданского общества.

Признаки гражданского общества:

1. реальная прямая (непосредственная) и представительная демократия

2. общество социально-рыночного хозяйства

3. общество, которое обеспечивает и защищает человека, а также создаёт условия для его достойной жизни

4. общество, построенное на основе принципа самоуправления и саморегулирования на местном уровне.

Важнейшие элементы гражданского общества:

1. добровольно сформированные первичные, самоуправляющиеся общности людей

2. совокупность негосударственных, т.е. не политических, общественных отношений

3. высококачественная производственная и частная жизнь людей. Развитие их обычаев, нравов, традиций

4. сфера самоуправления свободных индивидов и их организаций в рамках закона, защита от неправомерного вмешательства государственной власти в их деятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Республики Беларусь 15 марта 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на респ. референдуме от 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). – Мн.: Амалфея, 2006.

2. О Президенте Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 21.02.1995. № 3602 – XII (ред. от 09.10.2006 г. № 166−З). – Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2001.– № 2/478.

3. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 23.07.2008 г. № 424−3 (ред. от 31.12.2009 г. № 114−З) // Там же. – 2008. – № 2/1521.

4. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 14.11.1998 г. № 196−3 (ред. от 15.07.2010 г. № 164−З) // Там же. – 2001. – № 2/724.

5. О политических партиях: Закон Респ. Беларусь от 05.10.1994 г. № 3260−XII (ред. от 04.01.2010 г. № 109−З) // Там же. – 2001. – № 2/444.

6. Об общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 04.10.1994 г. № 3254−XII (ред. от 04.01.2010 г. № 109−З) // Там же. – 2001. – № 2/443.

7. О республиканских государственно- общественных объединениях: Закон Респ. Беларусь от 19.07.2006 г. № 109−З (ред. от 04.01.2010. № 109−З) // Там же. – 2006. – № 2/1247.

8. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 04.01.2010 г. № 108−З // Там же. – 2010. – № 2/1660.

9. О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 05.05.1998 г. № 157−З // Там же. – 2001. – № 2/689.

10. О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска: Закон Респ. Беларусь от 10.01.2000 г. № 410−З (ред. от 31.12.2009 г. № 114−З) // Там же. – 2000. – № 2/185.

11. О государственных символах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 15.07.2004 г. № 301−З (ред. от 28.12.2009 г. № 78−З) // Там же. – 2004. – № 2/1050.

12. О Национальном собрании Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 08.07.2008 г. № 370−З (ред. от 15.07.2010 г. № 164−З) // Там же. – 2008. – № 2/1467.

13. О регламенте Палаты представителей Национального Собрания Республики Беларусь: Постановление Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь от 09.10.2008 г. № 1033−ПЗ. – Там же.. – 2008. – № 4/5670.

14. О регламенте Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь: Постановление Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь от 19.12.2008 г. № 57−СР4/I. – Там же.. – 2008. – № 4/5869.

15. Автономов А.С. Правовая регламентация деятельности партий в капиталистических и развивающихся странах. //Сов. государство и право. – 1990. – № 6. – С. 130–139.

16. Баялджиев Д. Идея правового государства и функционирование государства в условиях переходного периода // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. – № 6. – 1998. – С. 76−92.

17. Белоусов А.Л. Социальная функция государства и гражданское общество // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство. Мат. междун. конф. (26−27 октября 2001г., г. Гродно). – Гродно, 2002. – С. 90−91.

18. Блинников Л.В. Великие философы: Учебный словарь-справочник. – М., 1997.

19. Бутенко А.П. Советская многопартийность: современность и первый послеоктябрьский опыт. //Сов. гос. и право. – 1991. – № 1. – С. 80–90.

20. Василевич Г.А. Правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства. – Мн.: Право и экономика, 1999.

21. Василевич Г.А. Проблемы формирования социального правового государства в переходный период // Право и демократия: Сб. науч. ст. – Вып. 16. (Отв. ред. В.Н. Бибило. – Мн.: БГУ, 2005. - С. 32−41.

22. Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство: причины возникновения, объект, основы, противоречивая сущность // Государство и право. – 2009. – № 4. – С. 5 – 11.

23. Гегель Г. Философия права. М., 1990.

24. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсесянца. – М., 1999.

25. Игнатович В.В. Конституционно-правовое регулирование земельных отношений // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. − № 2. − 2005. − С. 145−150.

26. Кудинов О.А. К вопросу о понятиях конституционализм, конституция, конституционное право, конституционное государство, конституционный строй и их соотношении. //Конституционное и муниципальное право. – 2002. – № 1. – С. 8–11.

27. Маликова А.Х. Эволюция теории и практики правового и социального государств 10 их соотношение в историческом развитии // Государство и право. – 2009. – № 2. – С. 36 – 41.

28. Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятии, основы, гарантии // Гос. и право. − № 10. − 2004. − С. 42−51.

29. Матусевич А.В. Политическая система. Состояние и развитие. – Мн., 1992.

30. Оболонский А.В. Какую политическую систему мы унаследовали. //Сов. гос. и право. – 1990. – № 10. – С. 59–71.

31. Палiтычныя партыi, грамадска-палiтычныя рухi Беларуci. /Тэматычны зборнiк (беларусiстыка). – Мн., 1992. – № 17.

32. Пляхимович И.И. Понятие основ конституционного строя в науке конституционного права // Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство. Мат. междун. конф. (26−27 октября 2001г., г. Гродно). – Гродно, 2002. – С. 200−202.

33. Пляхимович И.И. Закрепление основ конституционного строя в Конституции Республики Беларусь // Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь. – № 2. – 2003. – С. 44–49.

34. Степанов В.Ф. Важнейшие характеристики эффективности демократического государства // Гос. и право. − № 5. − 2004. − С. 93−96.

35. Сотникова Т.А. Правовые проблемы повышения роли профессиональных союзов в управлении государственными и общественными делами, защите трудовых прав работников // Гос. и право. – № 4. – 2005. – С. 37−41.

36. Чиркин В.Е. Общечеловеческие ценности и современное государство // Гос. и право. – № 2. – 2002. – С. 5–13.

37. Чиркин В.Е. Конституционные проблемы власти народа // Гос. и право. – № 9. – 2004. – С. 5−12.

38. Чудаков М.Ф. Конституционный процесс: закрепление экономических отношений в основном законе // Государство. Демократия. Закон: сб. науч. Ст., посвящ. 80- летию проф. А.А. Головко / редкол.: Г.А. Василевич (отв. ред.). – Мн.: ГИУСТ БГУ, 2005. – С. 57−70.

39. Шабайлов В.И. Социальное государство // Чалавек. Грамадства. Свет. – 1998. – № 4. –С. 11–15.

40. Шапп Я. О свободе, морали и праве // Гос. и право. – 2002. – № 5. – С.85–92.

41. Шарнина Л.А. Человек, его права и свободы как высшая ценность // Конституционное и муниципальное право. – 2009. – № 11. – С. 23–27.

Наши рекомендации