Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных

выгод, а во имя общего блага» (Б.Н. Чичерин)

Б.Н. Чичерин – представитель «государственной школы» в российской

историографии, обосновывал решающую роль государства в русской истории.

Чичерин был сторонником либерализации общественной жизни в России:

выступал за отмену крепостного права, считал необходимым введение

представительных форм правления, ратовал за расширение и гарантии

гражданских свобод всех сословий и каждого человека.

Высказывание Б.Н. Чичерина: «Гражданин, имеющий долю власти,

должен действовать не для личных выгод, а во имя общего блага», вызвал у

меня интерес. Я считаю, что правовед хотел обратить внимание на

особенности правления, которые очень актуальны и в наше время. По мнению

выдающегося правоведа в народном представительстве на поверенного

(депутата) возлагается, прежде всего, ведение ―общих дел‖, дел

государственных. Главное для народного представителя не выгоды личные или

конкретных избирателей, а польза государства. Призванный к участию в

политических делах, он приобретает известную долю власти и тем самым

становится выше своих избирателей, которые, в качестве подданных, обязаны

подчиняться его решениям. Поэтому представитель действует совершенно

независимо от избирателей.

Власть – двустороннее взаимодействие субъекта и объекта, которое

невозможно без подчинения. Нет подчинения, нет самой власти. Вот почему

так важно ставить в приоритет интересы общественности. Гражданину,

имеющему власть, очень важно сохранить в себе чувства коллективизма,

чтобы совершать управление с грамотной точки зрения. Такие управляющие

всегда будут в авторитете, что позволит добиться успеха.

Я разделяю точку зрения Б.Н. Чичерина. Власть всегда отражается на

каждом из нас. К сожалению, примеров, когда люди совершают деяния с

личной выгодой, очень много. Я считаю, что от людей, которые обладают

властью, зависит очень многое, даже такие вещи, как человеческая судьба.

Власть должна придавать целостность обществу и организовывать порядок,

регулировать поведение и взаимоотношение людей в коллективах. Это

свойственно обеспечить только добросовестному руководителю, который

всегда будет помнить об общественности. Между руководящим и

подчиненным всегда должно быть взаимопонимание. Обладание

руководителем такими качествами как: склонность к организаторской

деятельности, требовательность, психологический такт, способность

отражать с достаточной полнотой психологию группы в ходе решения

совместных задач, принимать совместные решения и руководствоваться

общими интересами, создавать условия для проявления активности,

инициативы, творчества людей, развития их активной мотивации, приведет

коллектив к определенному успеху.

По мнению Б.Н. Чичерина, гражданин, имеющий власть, должен

осознавать всю сложность управления. Управление представляет

организацию, которая обеспечивает достижение определенных общих

интересов. Этот процесс должен быть основан на принципе обратной связи,

который лежит в основе всей деятельности человека. Важную часть в

управлении является профессионализм, который включает в себя навыки и

опыт, а в том числе и создание благоприятной атмосферы в коллективе, что

немало важно в получении результата. Согласно трудам Чичерина,

необходимы твердые правила для разрешения спорных ситуаций в

коллективной работе. Также для развития и мирного существования

общественности, необходимо ценить права и свободы каждой личности при

достижении общих целей. Власть должна поддерживать порядок, следить за

исполнением закона. Это внушает уверенность и спокойствие среди граждан,

чьи права и свободы должны быть закреплены и защищены юридически от

любых посягательств.

Власть делится несколько видов, из которых выделяются:

1.Верховная власть – высшая власть в государстве, являющаяся

источником полномочий всех его органов;

2.Законодательная власть - это ветвь государственной власти, которая

занимается разработкой и принятием законов и других нормативных актов,

регулирующих общественную жизнь, принимает и контролирует бюджет

страны;

3.Политическая власть - способность одного человека или группы

лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя

из общенациональных или общегосударственных задач.

4.Управленческая власть (менеджмент) - одно из направлений

современной экономической науки, направленное на создание,

планирование и реализацию плана развития предприятия, организации,

фирмы с целью максимизации потенциальной прибыли компании,

создания устойчивой системы управления предприятием. Большое

значение для развития фирмы играет стратегический менеджмент

руководства компании.

Несмотря на разделение, можно провести параллель, которая

связывает все виды власти в одно единое и общее понятие,

характеризующееся, в первую очередь, устойчивой общностью людей и

мудрым руководством, которое заинтересовано только в достижении общих

интересов. Высказывание Б.Н.Чичерина можно подтвердить

многочисленными примерами. Возьмем примеры из истории.

Ярким примером является правление Ивана Грозного, которое имело

двоякое значение. Царь стремился ввести опричнину, которая указывала, в

данном случае, на удел Грозного. За первые семь лет существования

опричнины правительство Ивана Грозного добилось выполнения основных

стоявших перед ним задач: было сломлено открытое сопротивление боярской

аристократии, создано опричное войско, началась организация новых

центральных учреждений. Опричнина привела к утверждению режима

личной власти царя, способствовала централизации и была направлена

против пережитков феодальной раздробленности. Опричнина была и

средством подавления угнетенного крестьянства, так как она проводилась

правительством за счет усиления феодально-крепостнического гнета и

являлась одним из значительных факторов, вызвавших дальнейшее

углубление классовых противоречий и развитие классовой борьбы в стране,

что доказывает желание царя действовать в пользу личных выгод.

Еще одним примером может послужить правление М.С. Горбачева,

которое привело к развалу СССР. Распад страны и образование нескольких

новых государств позволяло М.С. Горбачеву удовлетворить свои амбиции, а

поэтому он использовали народное недовольство и способствовал развалу

Советского Союза. До Горбачева проблемы между предприятиями решались

на уровне партии, но он уничтожил эти механизмы. Он ослабил влияние и

мощность вооруженных сил, не боялся долгов, к чему и привел страну в

бедственное финансовое положение. Страна оказалась на политически и

экономически слабой ступени, остановилось развитие многих отраслей. Это

полностью объясняет неумение политика править в пользу общественности.

Самым ярким примером является сегодняшняя обстановка в мире, в

которой принимает участие Барак Обама. Всем известно, что в 2009 году он

был награжден Нобелевской премией мира, тогда он и пообещал отказаться

от односторонней внешней политики, и выразил готовность заботиться об

интересах не только США, но и всех стран. Попытки диктата своей воли

всему миру при нем не только не прекратились, но и, пожалуй, усилились.

Неудивительно, что американское общество все больше разочаровывается в

Обаме. Американцы до сих пор стараются сохранить мировое лидерство, но

и эту ситуацию Обама использовал по максимуму для себя: он усилил

контроль над американским обществом. Такая слежка за своими же

гражданами говорит лишь о бессилии американского правителя. Он

старается доказать свое превосходство над всеми, но использует абсолютно

неграмотные приемы. Можно сказать, что присуждение премии, только

вскружило ему голову, и Обама начал действовать строго в личных целях.

То, что делает президент Америки, пугает даже американцев, что доказывает

отсутствие интересов Барака Обамы о дальнейшей судьбе собственного

народа.

Однако хочу затронуть второй аспект рассматриваемой проблемы,

затронутою философом – выгода небольшой группы избирателей. Чичерин

отстаивает здесь необходимость наличия у депутатов парламента свободного

мандата. В подавляющем большинстве стран мира депутаты и сенаторы

имеют свободный мандат. Они рассматриваются как представители всего

народа, а не только своего избирательного округа (особенно если они

избраны не по округам, а по общегосударственным партийным спискам), и

потому не обязаны выполнять наказы избирателей округа, не могут быть

досрочно отозваны ими. Императивный мандат, напротив, предусматривает

возможность досрочного отзыва депутата, если он не выполняет наказы

избирателей. В демократических государствах институт отзыва депутатов

применяется очень редко, и происходит это на местном уровне. К примеру, в

Японии избиратели отзывают депутатов местных органов самоуправления.

Но представитель — не только лицо, служащее государству. На этой службе,

считает Чичерин, он заступает место самих граждан, в нем выражается их

право и через него проводятся их мнения. Считаясь представителем всего

народа, действуя во имя общих государственных целей, он вместе с тем

является органом избравшего его большинства. Конечно, юридически он

независим, ведь избиратели не могут отозвать ―своего‖ депутата. Но остается

еще зависимость нравственная. Если же исчезает и эта связь, если

представитель или сами избиратели отклонились от прежних убеждений, то

новые выборы дают гражданам возможность восстановить согласие, заменив

прежнего представителя другим.

Очевидно, что любое общество состоит из людей - обычных людей -

нас с вами. Мы все разные, со своими особенностями, вкусами и

склонностями. Просто физически в свободном обществе нельзя

предложить для всех какой-либо единый сценарий действий, строго

регламентировавший все наши поступки. Сила действительно

свободного общества состоит в индивидуальности составляющих его

элементов. Поэтому социальный прогресс, поступательное развитие

общества - это, прежде всего, позитивная эволюция самого человека.

Критерием цивилизованности человека, правильности выбранного им

пути развития являются развитость морально-этических принципов. По-

моему, комплекс этических норм представляет собой рулевого,

корабельного кормчего, который только один и должен определять

дальнейшее направление движения корабля. Вся история человечества

была историей прогресса, а значит по большому счѐту историей борьбы за

права человека в XX веке в международных документах, таких как

«Всеобщая декларация человека», «Всеобщая декларация прав ребѐнка»,

были закреплены морально-этические, правовые нормы прогресса.

Прогрессивный путь развития человечества защищают на государственном

уровне Конституция РФ и Конституция РМ.

На вопрос: «Что может сделать человек, чтобы гражданин, имеющий долю

власти, должен действовать не для личных выгод, а во имя общего блага». Я

отвечаю, что каждый человек должен осознавать, что он личность, обязан

понять свою значимость в этом мире. Хочется процитировать Ф. Шиллинга,

который сказал следующее: «Человек в известной степени вырастает, когда

он познаѐт себя и свою мощь. Внушить человеку сознание того, что он есть,

и он скоро научиться быть так же тем, чем он должен быть». Д. Лихачѐв в

своих «Письмах о добром и прекрасном» заметил: «Чтобы хорошо кататься

на велосипеде, нужно кататься!». Так и в жизни, чтобы повлиять на властные

отношения, надо самосовершенствоваться и совершенствовать других. Я не

буду далеко ходить за примером. Я приведу пример, который близок мне. На

уроках истории и обществознания мы часто говорим о морали и

нравственности в поведении депутатов, правах человека в повседневной

жизни, о прогрессивном развитии общества. Учитель старается не

«впихнуть» в наши головы текст учебников, предусмотренных программой, а

пытается достучаться до наших сердец, разбудить в нас чувство

гражданственности. Это, по моему мнению, вклад в нравственное

совершенствование нас как будущих избирателей и представителей власти__

Наши рекомендации