Режим государственной границы
В целях обеспечения неприкосновенности и нерушимости границ, их охраны и содержания внутренним законодательством и международными договорами сопредельных государств устанавливается специальный пограничный режим, который предусматривает:
порядок охраны и пересечения государственной границы на суше, на море и в воздухе, размещение и регламентацию деятельности контрольно-пропускных пунктов (КПП) и таможенных учреждений, воздушные коридоры над границей и порядок пролета в них летательных аппаратов;
ведение сельскохозяйственной, производственной, транспортной, промысловой и иной деятельности в районе государственной границы, в том числе в пределах территориального моря; специальные правила проживания, перемещения и деятельности населения в пограничной зоне и въезда в нее; порядок расследования и урегулирования пограничных инцидентов и др.
В Российской Федерации режим государственной границы определяется Законом "О Государственной границе Российской Федерации" 1993 г. с изменениями и дополнениями 1994, 1996 и 1999 гг., Таможенным кодексом 1993 г., Воздушным кодексом 1997 г., другими федеральными законами, относящимися к государственной границе, и международными договорами Российской Федерации. Охрана и оборона государственной границы осуществляются на основе внутреннего законодательства государства. Для обеспечения на государственной границе надлежащего порядка могут устанавливаться пограничная полоса и пограничная зона.
Пограничная полоса- это расположенная непосредственно на границе полоса местности небольшой ширины, на которой могут быть установлены контрольно-следовая полоса (КСП) и оборудованы инженерные сооружения, препятствующие несанкционированному переходу (пересечению) государственной границы (в России не существует).
Пограничная зона– это местность шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морское побережье, выходящее к открытому морю, берега пограничных рек и озер, водоемов и водохранилищ и расположенные на них острова. Исходя из характера отношений между сопредельными государствами, пограничная зона может не устанавливаться (например, между Швейцарией и Италией), между странами-членами СНГ государственные границы "прозрачные", номинальные.
Режим в пунктах пропуска через государственные границы включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного, санитарного, фитосанитарного и иных видов контроля.
Места и продолжительность стоянок в пунктах пропуска через государственные границы транспортных средств заграничного следования определяются администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных путей и предприятий по согласованию с пограничными войсками, таможенными и иными должностными лицами на государственных границах и в пунктах пропуска через границы.
Иностранные невоенные суда и военные корабли заходят в порты государств в соответствии с правилами, принятыми в этих государствах и опубликованными в "Извещениях мореплавателям".
Лица, виновные в нарушении режима государственных границ, пограничного режима и правил в пунктах пропуска через государственные границы, привлекаются к административной или уголовной ответственности в зависимости от тяжести нарушения и размера причиненного вреда или ущерба. В отдельных малозначимых случаях эти лица могут быть переданы властям сопредельного государства или выдворены.
Для разрешения пограничных инцидентов (например, при переходе границы детьми, туристами, животными и т.п.) сопредельными государствами назначаются пограничные комиссары (пограничные представители, пограничные уполномоченные) и их заместители, действующие в пределах предоставленных им полномочий. Более серьезные инциденты могут быть разрешены дипломатическим путем.
Пограничная река- это река, отделяющая территорию одного государства от территории другого, по которой проходит граница между этими сопредельными государствами, и имеющая особый правовой режим, устанавливаемый в договорном порядке между сопредельными государствами (например, река Прут между Молдовой и Румынией, Амур между Россией и Китаем и др.).
Правовой режим пограничной реки может регламентировать: охрану государственной границы; совместное рациональное водопользование и управление водными ресурсами, включая вопросы судоходства, рыболовства, сплава лесных материалов, возведения гидротехнических сооружений и управления ими; охрану, защиту и сохранение окружающей среды бассейна пограничной реки и ее фауны и флоры, включая охрану вод от загрязнения, контроль качества воды и др.; компетенцию и деятельность смешанной комиссии, созданной заинтересованными сторонами для урегулирования всех вопросов, касающихся правового режима пограничной реки.
Пограничное озеро- это озеро, берега и водная территория которого принадлежат двум сопредельным государствам, с разграничением водной территории по линии государственной границы, соединяющей выходы сухопутной границы к воде (например, Великие Озера между США и Канадой, озеро Ханка между Россией и Китаем, озеро Чудское между Россией и Эстонией и др.).
Пограничный режим такого озера устанавливается соглашением сопредельных государств. Например, режим Великих Озер регулируется соглашениями между США и Канадой. Воды озер являются водами США и Канады с едиными правилами судоходства и охраны среды.
Каспийское море- это уникальнейшее озеро, которое до распада СССР принадлежало одновременно СССР и Ирану, а ныне на его берегах расположены Россия, Казахстан, Туркменистан, Иран и Азербайджан. Разграничение морских пространств Каспийского моря и регламентация деятельности в нем должны быть установлены на переговорах всех заинтересованных государств. Вместе с тем должны быть сохранены и существовавшие прежде принципы и нормы: в Каспийском море могут находиться только военные корабли и суда прикаспийских государств; только этим государствам и их физическим и юридическим лицам должно принадлежать право рыбной ловли (в согласованных пределах и квотах); использование моря на принципах полного равноправия, невмешательства во внутренние дела, ненападения, неучастия в военных блоках и союзах, направленных против безопасности договаривающихся сторон, совместная охрана флоры и фауны.
В июле 1998 г. Россия и Казахстан подписали Соглашение о разграничении дна северной части Каспийского моря в целях осуществления суверенных прав на недропользование.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕКИ
Международные реки- это реки, пересекающие территории двух или более государств, например, Дунай, Рейн, Нигер, Конго, Амур, Амазонка и др. Они могут быть судоходными, несудоходными и пограничными (на всем протяжении или частично). Одновременно пограничная река может быть судоходной и несудоходной.
Правовой режим международных рек регулируется, как правило, международными договорами между заинтересованными прибрежными государствами, а рек, используемых для международного судоходства, - с учетом интересов и других государств. При разработке правового режима международных рек должны учитываться и учитываются общепризнанные принципы международного права, а также специальные принципы, такие, как взаимная выгода при совместном использовании водотока, запрещение нанесения ущерба прибрежным и сопредельным государствам, обязательность взаимных консультаций и обмена информацией, защиты и сохранения речной среды, фауны и флоры и др.
При этом в различной вариации могут быть учтены Хельсинкские правила использования вод международного значения 1966 г., разработанные Ассоциацией международного права, касающиеся общих положений, предотвращения загрязнения водной среды, судоходства, лесосплава, водопользования, разрешения споров и др., а также нормы Женевской конвенции 1923 г. о гидроэнергии водных потоков, имеющих значение для нескольких государств. Независимо от конкретных условий должны соблюдаться общие правила: всесторонняя деятельность одного государства по использованию вод международной реки не должна наносить ущерба аналогичной деятельности другого государства и его территории.
Для контроля за соблюдением договорных обязательств заинтересованные государства создают на паритетных началах смешанные речные комиссии, которые наделяются соответствующими полномочиями в рамках действующих договоров. Эти комиссии могут координировать сотрудничество государств в области судоходства по международной реке, рационального использования вод и ресурсов, охраны природной среды и иной деятельности (например, Дунайская комиссия, Центральная Рейнская комиссия и др.).
Дунай- это международная река, в отношении которой действует Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г. (участники: Россия, Украина, Болгария, Венгрия, Румыния, Югославия, Австрия, Молдова, Германия, Хорватия и др.). Навигация на Дунае свободна и открыта для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства (ст. 1). Установленный Конвенцией режим распространяется на судоходную часть Дуная от Ульма до Черного моря через Сулинское гирло с выходом к морю через Сулинский канал (ст. 2). Плавание по Дунаю военных кораблей непридунайских государств запрещено. Плавание военных кораблей придунайских стран за пределами страны, флаг которой несет корабль, может осуществляться только по договоренности между придунайскими заинтересованными государствами (ст. 30).
Придунайские государства обязаны содержать свои участки реки в судоходном состоянии, производить для этого необходимые работы и не создавать помех для судоходства на фарватерах Дуная (ст. 3). Регулирование судоходства и гидротехнические работы осуществляются прибрежными государствами, Дунайской комиссией и специальными администрациями Низовья Дуная и Железных Ворот. Дунайская комиссия разработала и в 1970 г. ввела в действие Основные положения о плавании по Дунаю, унифицировала правила речного, таможенного и санитарного надзора, издала навигационные карты Дуная (с последующей корректировкой), разработала единую систему навигационной путевой обстановки и приняла другие меры, обеспечивающие навигационную безопасность судоходства по Дунаю.
Суда, плавающие по Дунаю, имеют право с соблюдением правил прибрежных государств заходись в порты, производить в них погрузочно-разгрузочные работы, посадку и высадку пассажиров, пополнять запасы (ст. 24), пользоваться судовыми радиостанциями и береговыми средствами связи для навигационных целей (ст. 29). Для покрытия расходов по обеспечению судоходства придунайские государства по согласованию с Дунайской комиссией могут устанавливать и взимать с судов навигационные сборы, размер которых определяется в зависимости от стоимости содержания оборудования и стоимости гидротехнических работ. Любые споры между участниками Конвенции разрешаются путем прямых переговоров между участниками споров или Согласительной комиссией, решения которой являются окончательными и обязательными для спорящих сторон.