Экономическое сотрудничество
Сохранение и развитие сложившихся тесных экономических связей между странами СНГ - одна из самых насущных задач, которая решается в рамках Содружества. Экономическая интеграция, как и другие виды интеграции, объективно необходима. Это понимают руководители государств Содружества, правда, понимают по-разному. В связи с этим между странами СНГ наблюдаются далеко не одинаковые темпы интеграции. Поэтому часто говорят о разноскоростной интеграции между странами СНГ. Это вполне нормально, формула такой интеграции принята в Содружестве.
Сейчас можно говорить о развитии интеграционных процессов в рамках СНГ на трех уровнях: Экономический союз 12 государств; Таможенный союз 4 государств - России, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, заключивших в 1996 г. Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной сферах, и Союз России и Беларуси.
Этапным на пути экономической интеграции стран СНГ стало заключение Договора о создании Экономического союза в сентябре 1993 г. Документ предусматривает поэтапное формирование указанного союза с целью интеграции экономики и создания единого таможенного и валютного пространства на базе рыночных отношений.
На первом этапе создается межгосударственная ассоциация свободной торговли. Она предусматривает отмену таможенных пошлин и беспрепятственное движение товаров. На втором этапе образуется таможенный союз, в рамках которого устанавливается в отношении других стран общий таможенный тариф и проводится скоординированная внешнеторговая политика. На третьем этапе формируется общий рынок капиталов и рабочей силы. На заключительном этапе образуется валютный союз, предполагающий согласование бюджетной, налоговой, кредитно-денежной и валютной политики.
Для граждан стран, входящих в Экономический союз, установлены безвизовый режим передвижения, гарантии от дискриминации по национальному или любому другому признаку. Вводится взаимное признание документов об образовании и квалификации, приняты обязательства в области страхования, пенсионного обеспечения и регулирования миграции.
В апреле 1994 г. принято Соглашение о создании зоны свободной торговли, призванное запустить в действие механизм Договора об Экономическом союзе. В силу рада причин данный документ не начал действовать. Лишь в 1999 г. после подписания Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. найден, по всей видимости, ключ к тому, чтобы запустить в действие механизм формирования зоны свободной торговли.
В октябре 1994 г. на заседании Совета глав государств было принято Соглашение о создании Межгосударственного экономического комитета (МЭК) Экономического союза. Свои подписи под документом поставили представители 11 стран СНГ (кроме Туркменистана). Впервые в истории Содружества появился институт, имеющий контрольно-распорядительные и исполнительные функции. МЭК стал, по сути, первенцем наднациональной структуры, имеющий право по некоторым вопросам принимать решения, обязательные для исполнения членами СНГ.
В 1998-1999 гг. велась работа по реорганизации СНГ. Вместо МЭКа создан Экономический совет (Совет) Содружества. Он является основным исполнительным органом, который выполняет решения Совета глав государств (СГГ) и Совета глав правительств (СГП) Содружества в экономической и социальной областях, в том числе по реализации Соглашения о создании зоны свободной торговли, и по их поручению принимает решения.
Совет в своей деятельности руководствуется основополагающими документами Содружества, договорами и соглашениями, заключенными между государствами-участниками в рамках СНГ, решениями СГГ и СГП, Договором о создании Экономического союза, Положением об Экономическом совете 1999 г. В своей деятельности Экономический совет подотчетен СГГ и СГП СНГ.
Основными направлениями деятельности Совета определены следующие:
подготовка основных ориентиров экономической политики государств - участников Содружества для рассмотрения их на СГГ и СГП Содружества;
координация действий по экономической интеграции и формирование Экономического союза путем создания зоны свободной торговли и других форм интеграции;
разработка рекомендаций по проблемам торгово-экономического сотрудничества;
рассмотрение путей улучшения условий для развития прямых контактов между производителями различных форм собственности;
поддержка предпринимательства, содействие развитию финансово-промышленных групп, финансово-кредитных, страховых структур, совместных предприятий;
выработка согласованных предложений по социальным вопросам, представляющим взаимный интерес.
Основными функциями Совета являются:
формирование зоны свободной торговли, Платежного союза, таможенного союза, общего рынка капиталов и рабочей силы, Общего аграрного рынка, общего научно-технологического пространства;
подготовка рекомендаций по совершенствованию сотрудничества в экономической и социальной областях;
принятие согласованных мер в области стандартизации, статистики, метрологии, сертификации продукции, охраны окружающей среды и природных ресурсов, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
анализ состояния экономик государств-участников, экономических реформ и подготовка предложений для проведения согласованной взаимовыгодной экономической и социальной политики;
содействие правовому регулированию экономических и социальных отношений посредством сближения национального законодательства и подготовки модельных законодательных актов.
Совет для реализации своих функций:
вырабатывает и вносит на рассмотрение СГТ и СГП Содружества предложения и проекты документов по вопросам экономического характера;
рассматривает ход выполнения принятых обязательств в области экономики по решениям СГТ и СГП Содружества;
регулярно готовит доклады для СГТ и СГП о состоянии экономического развития отдельных государств и Содружества в целом, сопровождаемый при необходимости соответствующими предложениями;
создает по мере надобности рабочие группы (комиссии) для подготовки проектов документов.
Совет состоит из заместителей глав правительств государств - участников Содружества. Председательство в Совете осуществляется в соответствии с порядком о председательстве в органах СНГ. Заместителем Председателя Совета является по должности Председатель Комитета -Исполнительный секретарь Содружества. Он входит в состав Совета с правом совещательного голоса.
Решения Совета принимаются следующим образом:
консенсусом - по вопросам формирования зоны свободной торговли и другим стратегическим вопросам развития;
квалифицированным большинством с учетом экономического потенциала государств - по конкретным экономическим проектам, выполнение которых требует значительных затрат либо может иметь серьезные экономические последствия. Распределение голосов определяется в соответствии со специально установленным порядком;
простым большинством - по процедурным вопросам.
Любое государство может заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно рассматриваться в качестве препятствия для принятия решения. Государства, не участвующие в принятии решений, имеют право присоединиться к ним путем письменного обращения в Совет.
Заседания Совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Внеочередные заседания проводятся по решению СГТ и СГП, а также по предложению одного из государств - участников Содружества или по решению самого Совета.
Обеспечение деятельности Совета осуществляет Исполнительный комитет. Рабочим языком совета является русский. Заседания Совета, как правило, проводятся в г. Москве.
В октябре 1994 г. всеми странами СНГ подписано Соглашение о создании Платежного союза Содружества. Цель этого союза - обеспечить бесперебойность расчетов в режиме использования взаимной конвертируемости национальных валют и формирование на этой основе платежной системы.
Создание Платежного союза страны СНГ рассматривают как поэтапный процесс и приступают к его реализации путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений. На последующем этапе государства Содружества могут осуществлять мероприятия по созданию многосторонней системы расчетов в коллективной валюте.
В январе 1995 г. главы правительств Беларуси, Казахстана и России подписали Соглашение о Таможенном союзе. В марте 1996 г. к нему присоединился Кыргызстан, а в апреле 1996 г. - Таджикистан. Главная цель Таможенного союза - достижение более высокого уровня интеграции, который позволит снять все внутренние барьеры с целью свободного перемещения товаров между государствами-участниками на основе полной унификации внешнеэкономического законодательства и установления общего режима торговли с третьими странами.
В 1997 г. предполагалось завершить второй этап формирования Таможенного союза на основе согласованной программы действий. Она предусматривает завершение работы по созданию общей таможенной территории, управление таможенными тарифами в отношении третьих стран, согласование внешнеэкономической политики стран - участниц Таможенного союза в отношении третьих стран, унификацию и сближение налоговой, ценовой, бюджетной политики, валютного регулирования в целях формирования однородной экономической среды для товаропроизводителей и предпринимателей на всем пространстве Содружества.