Государственный строй Польши
Выделяются несколько периодов развития государственного строя Польши:
1) централизованной раннефеодальной монархии X – XII вв.;
2) политической раздробленности XII–XIII вв.;
3) сословной монархии XIV–XV вв;
4) шляхетской демократии XVI–XVII вв.;
5) магнатской олигархии XVII–XVIII вв.
В раннефеодальном польском государстве вся подчиненная князю территория рассматривалась как единый княжеский домен (княжеская собственность), которым князь управлял при помощи дружины. В административных центрах – гродах – размещались дружинные гарнизоны во главе с княжескими наместниками (каштелянами). В XIV в. после восстановления единства польского государства начали формироваться органы сословного представительства. На основе феодальных съездов возникает вальный сейм. С конца XV в. он состоял из двух равноправных палат: сената и посольской избы. Сенат сформировался на основе королевской рады, которая прекратила свое существование. В состав сената входили важнейшие должностные лица, а также высшее духовенство. Сенат обладал правом законодательной инициативы, рассматривал законопроекты, одобренные посольской избой. Посольская изба состояла из депутатов от шляхты, избираемых на земских сеймиках. Компетенция сеймов была закреплена в Радомской конституции 1505 г., которая известна под названием «Ничего нового» (Nihil Novi). Согласно данному акту, сейм получал высшую законодательную власть в стране, введение важнейших новых законов (особенно – в сфере налогообложения) без участия сейма запрещалось.
По мере своего развития сословная монархия перерастает в шляхетскую демократию. Система шляхетской демократии включала в себя такие органы сословного представительства, как вальный сейм, провинциальные сеймы и земские сеймики. Важнейшая особенность этих органов – односословность, т.е. в их работе принимало участие только шляхетское сословие. Кроме шляхты в сейме были представлены некоторые крупные города: Краков, Вильно, Каменец-Подольский, Люблин. Представители городов не имели права решающего голоса и могли только высказывать свое мнение по вопросам городской жизни. Такое положение городов объясняется преобладанием среди зажиточного населения лиц иностранного происхождения, в связи с чем короли не могли полагаться на горожан в своей борьбе с феодальной аристократией.
Король избирался шляхтой на престол, причем шляхте гарантировалось право на свободное избрание короля, т.е. избрание без учета наследственных (династических) прав претендента на престол. При избрании король давал шляхте «пакты – конвенты» (pacta conventa) – обязательства, касающиеся шляхетских привилегий, внешней политики, налогов и других вопросов. Монарх лишался права издавать важнейшие законы, вводить налоги без согласия сейма. По Генриховым артикулам 1573 г. устанавливалось, что король должен созывать сейм один раз в два года, ему запрещалось созывать феодальное ополчение и вести войну без согласия сейма.
Король назначал должностных лиц, осуществлял дисциплинарную юрисдикцию по отношению к чиновникам
Нельзя утверждать, что польские монархи не имели возможности влиять на ситуацию в стране. Например, короли сохранили за собой право законодательной инициативы и право утверждения решений сейма. Вместе с тем правители не могли в полной мере использовать эти права в своей борьбе со своеволием шляхты. Одним из сдерживающих факторов и важным средством давления на короля стало право шляхты на неповиновение королю, гарантированное Генриховыми артикулами. В начале XVII в. отдельным законом был установлен порядок применения данного права. В повиновении королю можно было отказать после троекратного выражения несогласия с его решениями. Сначала об этом заявлял архиепископ или сенатор, затем – сеймик, а в последнюю очередь – сейм. Если король продолжал настаивать на своем, то шляхта бралась за оружие и создавала конфедерацию – добровольный шляхетский союз, имевший свой выборный руководящий орган (вальную раду), в которой решения принимались простым большинством голосов. Конфедерация, направленная против короля, называлась в XVI – XVIII вв. рокошом.
Таким образом, для системы шляхетской демократии характерно политическое господство шляхты, сосредоточение в ее руках всех ветвей власти. При формальном сохранении монархической формы правления польские короли не были самовластными монархами, а по сути выступали в роли слабого президента своеобразной феодальной республики.
Система органов сословного представительства, существовавшая вплоть до конца XVIII в., имела ряд противоречий, которые порождали кризисные явления в развитии польского государства. Каждый посол в сейме имел императивный мандат, т. е. должен был действовать в строгом соответствии с пожеланиями своих избирателей. При вынесении решения в сейме, требовалось единогласие всех послов, при этом любой посол обладал правом свободного вето («либерум вето»). Приблизительно 40% всех сеймов были сорваны из-за применения этого права. Учитывая это, в XVIII в. стали иногда созываться сеймы, действовавшие по образцу конфедерации и принимавшие решения простым большинством голосов (конфедерированные сеймы). В 1791 г. была принята конституция Речи Посполитой («Конституция 3 мая»), которая отменяла право свободного вето. Однако внешнеполитическое окружение не позволило провести реформы.
4. Источники польского права X – XIII веков.
«Польская правда» как памятник
древнего польского права
К древнейшим источникам права относится обычное право и княжеское законодательство. Обычное право существовало в устной форме, а затем появились первые письменные источники. К памятникам обычного права относится «Польская правда», составленная во второй половине XIII в. Текст данного источника написан на старонемецком языке, авторство текста, по мнению исследователей, принадлежит немецким рыцарям. Сохранился отрывок из 29 статей. По содержанию нормы «Польской правды» условно можно разделить на четыре группы:
1) закрепляющие феодальные отношения;
2) раскрывающие виды преступлений и наказаний;
3) процессуальные нормы, 4) нормы наследственного права.
В «Польской правде» фиксировались некоторые повинности крестьян (кметов) в пользу феодалов (обязанность перевозить господина, огораживать господский двор, 3 дня в году работать на сенокосе), устанавливалось денежное вознаграждение за возврат беглых крестьян, регламентировался порядок сбора церковной десятины. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне развития феодальных отношений.
Преступление рассматривалось как обида или ущерб частному лицу, вместе с тем тяжкие преступления на общей дороге считались нарушением королевского мира. Предусматривалась ответственность за два вида преступлений: против личности (убийство, изнасилование, оскорбление словом) и имущественные преступления (различные виды краж). Косвенно, при изложении норм процессуального права, упоминаются государственные преступления.
Предусматривались такие виды наказания, как смертная казнь (за государственную измену), частные денежные штрафы (их платили потерпевшему или его семье), публичные денежные штрафы (платили королю). Публичные штрафы уплачивались наряду с частными штрафами, если был нарушен королевский мир. Размер публичного штрафа не зависел от социального положения потерпевшего, а частного, наоборот, зависел.
Судебный процесс был состязательным по своему характеру, начинался по жалобе истца. За каждую неявку в суд налагался штраф в 10 гривен, при неявке в третий раз истец выигрывал дело без суда. Основным видом доказательств являлись показания свидетелей. Существовал институт отвода свидетелей. Показания свидетелей были строго формализованными. Любое нарушение принятой процедуры присяги вело к проигрышу дела. Отвести обвинение можно было, если ответчик присягал вместе с теми людюми, которые готовы были подтвердить его доброе имя. Количество свидетелей-соприсяжников точно определялось для каждого преступления. Максимальное количество соприсяжников – 12 человек. Если у ответчика не было свидетелей, то он должен был драться на поединке. Если ответчик не мог драться, назначалось испытание огнем или водой.
5. Источники и отрасли права
Польши в XIV – XVI веках
В XIV–XVI вв. наряду с обычным правом большое значение приобрело королевское законодательство.
Известны различные его формы. Король издавал привилеи, закреплявшие различные привилегии и исключительные права сословий, частных лиц. Действие привилеев могло распространяться на отдельные земли или провинции (земские привилеи) или на территорию всего польского государства (генеральные привилеи). К актам, издаваемым королем, относились также эдикты (издавались по делам вероисповеданий и военным вопросам), декреты(по торговым и таможенным делам), ординации (по хозяйственным вопросам: организация соляных копей и т.д.)
Наиболее важным источником права являлись статуты Казимира III Великого. До Казимира III польские суды руководствовались в основном нормами обычного права, которые во многом уже устарели, не отражали сложившихся новых отношений и имели ярко выраженные региональные особенности в каждом удельном княжестве. В условиях объединения страны возникла необходимость в издании общегосударственного свода законов, который привел бы в систему все действующие законы и обычаи, придал бы им общеобязательную силу на территории всего Польского государства.
«Полный свод статутов Казимира Великого» и дополнения к своду (экстраваганты) насчитывают 165 статей. Свод составлен на основании Вислицкого и Петрковского статутов. Вислицкий статут был принят в 1347 г. на съезде малопольских баронов и предназначался первоначально для Малой Польши. Вскоре в том же году великопольские феодалы утвердили Петрковский статут для Великой Польши. Впоследствии, в начале XV в. (примерно около 1420 – 1423 гг.) Вислицкий и Петрковский статуты были объединены в единый кодекс, который и получил известность под названием «Полного свода статутов Казимира Великого». Таким образом, следует подчеркнуть, что Казимир Великий при жизни не издавал общепольского свода. Так и не изданный единый общепольский статут заменили собой объединенные малопольско-великолольские статуты. Основу «Полного свода статутов Казимира Великого» составил Вислицкий статут, вошедший в него полностью, в то время как Петрковский статут был включен в свод как дополнение (в части, не противоречащей Вислицкому статуту). Такой подход объясняется тем, что Вислицкий статут был более содержательным источником (более 100 статей), при составлении которого проводилась кодификация законодательства (т.е. не только фиксировалось действующее право, но и вводились новые нормы).
С XV в. основным источником польского права стали акты, принимаемые сеймом: статуты, сеймовые ухвалы и сеймовые конституции.
Наряду с законами, издаваемыми центральной властью, местные правовые нормы для отдельных земель устанавливали с конца XIV в. местные сеймики. Эти постановления назывались лаудами.
Горожане руководствовались немецким правом. Его источниками были ортыли (разъяснения по вопросам применения права)Магдебурга для польских городов, а также вилькеры (статуты, издаваемые городскими радами самостоятельно или при участии лавы и поспольства). Вилькеры регламентировали торговлю, деятельность цехов, устанавливали нормы гражданского и уголовного права. В королевских городах вилькеры утверждались королем, в частных городах – паном города.
Полностью дееспособным лицом по польскому земскому праву считался юноша шляхтич, достигший возраста 24 лет. Только в этом возрасте разрешалось распоряжаться недвижимым имуществом. Над несовершеннолетним устанавливалась опека.
Право собственности приобреталось: пожалованием, договором, наследованием и давностью владения (3 года и 3 мес., для женщин – 6 – 10 лет ).
В зависимости от способа приобретения имущество делилось на родовое и приобретенное. К родовым относились унаследованные вещи, к приобретенным – пожалованные и купленные. Родственники имели право первоочередной покупки родового имущества и право ретракта – возврата отчужденного родового имущества на возмездной или безвозмездной основе. В XV в. право ретракта было ограничено шестью неделями.
С древних времен в польском праве господствовала договорная форма брака. Во второй половине XVI в. обязательной стала церковная форма брака (но появилась она еще в XIII в.). Католическая церковь не признавала разводов, брак был нерасторжим. Брак мог быть признан недействительным, если он был заключен с принуждением или одна из сторон предоставила ложную информацию о своем сословном положении. Шляхтянка, сознательно вышедшая замуж за простолюдина, утрачивала право наследования. Жена находилась под властью мужа. Она приносила в дом приданое, которое всегда оставалось ее собственностью. Для имущественного обеспечения вдовы существовал институт вено: приводя жену в дом, муж отписывал не нее часть своего имущества в качестве гарантии сохранности приданого. Вено обычно составляло двойную сумму приданого, но не могло быть более 1/3 имущества мужа. Муж управлял приданым и венным имуществом жены. Для распоряжения этим имуществом требовалось согласие жены. На него не обращалось взыскание по долгам мужа. Приданое наследовали дети, а если их не было – возвращалось родителям жены (ее прежней семье). После смерти мужа жена владела и пользовалась венным имуществом, а в последующем передавала наследникам.
Различали наследование по закону и завещанию. При наследовании по завещанию вводились ограничения: свободно было можно завещать движимое имущество и деньги. Завещание по поводу недвижимого имущества были действительны, если его утверждал сейм. При наследовании по закону все получали сыновья. По Польской правде при наличии сыновей дочери получали только движимое имущество, составляющее их приданное. При отсутствии сыновей у рыцаря все его имущество переходило князю, который был обязан выделить дочерям приданое. Только в конце XIV в. дочерям рыцарей (шляхты) было разрешено наследовать недвижимое имущество при отсутствии сыновей. С XVII в. была установлена четвертина – т.е. 3/4 имущества отца наследовали сыновья, а все дочери получали 1/4. Материнское имущество наследовали все дети поровну. Как исключение из общих правил с конца XVI в. появился майорат – наследование недвижимости старшим сыном.
Преступления в польском земском праве делились на две группы. Наиболее тяжкими считались публичные преступления (государственные, против суда и порядка управления, религиозные, разбой, грабеж). Судебное рассмотрение дела начиналось по инициативе государственных органов. Все остальные преступления считались частными, т.е. преследовались в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего и иных заинтересованных лиц).
До XVI в. убийство относилось к частным преступлениям. Разрешалось примирение сторон при убийстве. В 1588 г. это было запрещено. Убийство шляхтича давало право на кровную месть (запрещена в XVI в.). При неумышленном убийстве приговаривали к заключению на 1 год и 6 недель и выплате головничества (частного штрафа), при случайном – только выплачивалось головничество. Шляхтич, убивший простолюдина, наказывался только головничеством.
Вопросы для самоконтроля
1. Раскройте содержание понятий: Великая Польша, Малая Польша, можновладцы, кметы, ополье, чинш, солтыс, магдебургское право, войт, фольварк, вальный сейм, посольская изба, конфедерация, рокош, либерум вето, привилеи, статуты, конституции, ухвалы, лауды, ортыли, вилькеры, вено, инфамия, проскрипция.
2. Назовите известных вам польских государственных деятелей периода феодализма, охарактеризуйте их вклад в становление и развитие польского феодального государства.
3. Какие отличия существовали в правовом положении можновладцев (панов) и основной массы польской шляхты?
4. Охарактеризуйте правовой статус крестьян в поселениях, пользующихся немецким правом. Можно ли утверждать, что использование немецкого права улучшило положение польских крестьян?
5. Проанализируйте содержание Генриховых артикулов. Насколько справедливо утверждение о том, что данный акт можно рассматривать как «конституцию феодальной Польши»?
6. Укажите основные черты государственного строя Польши в период шляхетской демократии. Почему, на ваш взгляд, в Польше, в отличие от других европейских государств, не установилась абсолютная монархия?
7. Назовите источники польского феодального права. Сравните основные институты российского и польского права и проанализируйте обнаруженные вами сходства и отличия.